Диалог РПЦ методами естественной теологии ЕТ

Христианское свидетельство миру основано на принципах добровольности и уважения к мнению собеседника, учете его уровня образования и культурной традиции. Это естественные основания культурного мировоззренческого диалога, к которому давно привыкли представители гуманистических подходов в области социальных коммуникаций. Это неудивительно, ибо современная гуманистическая парадигма возросла в недрах христианской цивилизации. К сожалению, часто эта генетическая связь либо игнорируется, либо отрицается в истории свободомыслия. В подтверждение именно таких атрибутивных свойств православного межрелигиозного диалога – добровольности и уважения к мнению собеседника, учете его уровня образования и культурной традиции – мы приведем конкретные примеры осуществления диалога РПЦ с иными мировоззрениями.
Основатель христианства Господь Иисус Христос говорил своим ученикам: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». (Матф.10;32-33). Его первоверховный апостол Петр (†63 г. н. э.), в своем Первом Соборном Послании, обращенном ко всем христианам мира, произносит слова, которые вдохновляют христиан всех последующих времен и народов на свидетельство о своей вере всем вопрошающим: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». (1 Петр. 3,15). Из этих базовых установок следует выводить цели и общехристианской миссии и цели диалога, которые ведут христиане всего мира друг с другом и верующими нехристианских религий. Не является исключением и Православная Церковь. Целью межрелигиозного православного диалога, ясно следующей из вышеприведенных текстов Священного Писания христиан, является свидетельство православия инословным христианам и нехристианским исповеданиям. Для Русской Православной Церкви эта идея сформулирована в «Основных принципах отношения православия к инославию», принятыми на юбилейном архиерейском соборе 2000 года. Эта цель определена в самом начале, в первых главах. Эта цель – свидетельство истинности православия инославному христианскому миру с целью соединения всех христиан воедино в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви – Церкви Православной (1). Нехристианские религии в документе не рассматриваются. В «Основных принципах…» семь глав, в которых высказана позиция РПЦ по отношению к инославным христианам – католиками и протестантам. В приложении к этому документу описана история экуменического движения, то есть движения с целью объединить христиан всего мира по заповеди Христовой: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня». (Иоан.17; 11, 21). (2) Не смотря на осуждение экуменической деятельности на Всеправославном Совещании в Москве в 1948 г. , Русская Православная Церковь все же вступила во Всемирный Совет Церквей  в 1961 году. Римско-Католическая Церковь ; приблизительно с этого же времени участвует в этом совете в качестве наблюдателя. (3) Таким образом, во всемирном совете церквей абсолютное большинство голосов принадлежит представителям протестантских церквей. Главнейший вопрос ВСЦ – экклезиологический, вопрос о Единстве Церкви – оказывается в руках протестантского большинства, для которого вопрос о единстве – вопрос количества, а не качества. Сущностное единство в Церкви во Христе не может быть заменено суммой мнений по поводу единства. Поэтому вопрос о выходе РПЦ из ВСЦ был рассмотрен на Архиерейском соборе РПЦ 1997 г., когда их Совета вышли Сербская, Иерусалимская и Грузинская Православные Церкви. Но православие еще не исчерпало еще все возможности православного свидетельства во ВСЦ. Однако итоговый документ этого собора «Основные принципы отношения к инославию» заключает следующее опасение: «Сегодняшнее экуменическое движение находится в кризисе. Причина этого – в ослаблении стремления к единству, ослабление готовности и воли к "обращению", к кафолическому обновлению. Именно это в первую очередь заставляет Русскую Православную Церковь пересмотреть свое отношение ко Всемирному Совету Церквей» (4).
Ревнители Православия давно высказывают мысль о недопустимости участия Православия в каких бы то ни было межрелигиозных диалогах (5), ссылаясь на слова пророка Давида: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1,1), и апостольские правила 10-е, 45-е и 65-е и многие другие нормы канонического права Православной Церкви (10-е Правило св. апостолов: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: такой да будет отлучен». 45-е правило св. апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Если же позволит им совершать что-либо, как служителям церкви; да будет извержен». 65-е Правило св. апостолов. Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного» ).  (6) Среди аргументов этих ревнителей ; тексты Нового Завета, а именно второе послание апостола евангелиста Иоанна: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1,10-11). На все эти возражения в «Основных принципах отношения к инославию» высказана мысль, что целью участия РПЦ в экуменическом движении является свидетельство истинности Православия инославным христианам, а не предательство ее догматических положений и канонических норм. За годы участия РПЦ в этом совете не было ни одного случая перехода православных участников диалога в протестантизм или католицизм. Протестантские богословы-священнослужители, которые представляют в совете абсолютное большинство, за десятилетие межконфессиональных контактов, прониклись глубоким уважением к православной святоотеческой традиции. Появились сотни монографий представителей протестантизма о святоотеческом наследии Православной Церкви. Святых отцов Православной Церкви активно переводят на европейские языки преимущественно в Англии, Франции, Германии. Таким образом, целью Православной Церкви в межрелигиозном диалоге является проповедь о православии, а соединение христианских церквей разных деноминаций возможно, с точки зрения РПЦ, лишь на единственном фундаменте: едином наследии древней неделимой Христианской Церкви, единственной законной наследницей которой и является Православная Церковь. После этих предварительных замечаний понятно, для чего РПЦ ведет диалог с инославными христианами. Святитель Григорий Богослов говорил: «Не победы мы ищем, но соединения с братьями, разлука с которыми терзает нас» . Однако показательным фактом победы консервативных подходов в межхристианских контактах стало прекращение практики экуменических молитв православных священнослужителей с протестантами и католиками в экуменическом диалоге. В этом легко убедится из анализа главного официального издания РПЦ – «Журнала Московской Патриархии». Если участие православных иерархов в экуменических молитвах до 1990 года было постоянной практикой (7) , то в условиях демократической постперестроечной России таких молитв практически не встретить. Это произошло, на наш взгляд, по двум причинам. Во-первых, в условиях несвободного существования Церкви в условиях тоталитарного советского строя, враждебного Церкви, иерархи пользовались связями с инославными христианами для защиты христианских святынь. Так Покойному Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II еще в 1962 г. удалось отстоять Пюхтицкий Успенский монастырь. (8) Во-вторых, одним из условий соединения с Русской Православной Церковью за границей еще в 1990 году было требование с ее стороны о прекращении экуменических контактов и выхода РПЦ из Всемирного совета Церквей (ВСЦ). Соединение РПЦ и РПЦЗ состоялось в 2007 году  и возвращение к практике совместных экуменических молитв в ближайшее время представляется неосуществимым. (9)

А в чем цель диалога РПЦ с нехристианскими религиями? Эту цель сформулирован еще апостол Петр, ее мы приводили выше (1 Петр. 3, 15). Он же сказал в Иерусалиме иудеям еще в 33 г. н.э. об имени Иисуса Христа: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4; 12). Следовательно, цель диалога с нехристианами религиями апологетическая, а при необходимости и полемическая.
Согласно фундаментальной «Православной энциклопедии», межрелигиозные контакты РПЦ весьма интенсивны и они осуществляются сразу во многих направлениях. (Двусторонние диалоги: с церковью Англии, с епископальной церковью в США, с Евангелической церковью в Германии, с Союзом евангелических церквей в ГДР, с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии. Многосторонние диалоги на всеправославном уровне: с Древними Восточными (Дохалкидонскими) церквами (10), с Римско-Католической церковью, с церквами Англиканского содружества, со старокатоликами, с Всемирной лютеранской федерацией, с реформатскими (кальвинистскими) церквами) (11). Но глубокий анализ этих диалогов – вне области нашего исследования. Нас интересует ЕТ, присутствующая в этих диалогах. Определив цели межрелигиозного диалога Православной Церкви и указав на некоторые внутренние препятствия к его осуществлению, перейдем к рассмотрению того, как используется естественная теология в этом многостороннем диалоге.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1.«Стремление к восстановлению единства 2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. 2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные». Архиерейский Собор 2000 г. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // Официальный сайт Московского Патриархата. Эл. ресурс. http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html. Дата обращения: 27.08.2010
  2. Кригер М. Всеправославное Совещание 1948 года в Москве: «На Московском Совещании Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей по докладам протоиерея Г.Разумовского и архиепископа Серафима (Соболева) было решено не вступать в ВСЦ и не участвовать в экуменическом движении» «Благодатный огонь», 2, 1997 г. // http://www.blagogon.ru/articles/42/ Дата обращения: 27.08.2010
  3. «Новый «Базис» был принят на 3-й ассамблее в 1961 г. в Нью-Дели и определил ВСЦ как «содружество Церквей, исповедующих Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем согласно Свящ. Писанию и стремящихся вместе исполнить общее призвание во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа». На ассамблее в Амстердаме было заявлено также, что ВСЦ не «всемирная Церковь», к-рая стоит над всеми др. Церквами, а инструмент для достижения христ. единства и осуществления сотрудничества в вопросах, требующих совместных действий. В 1950 г. в Торонто (Канада) ЦК ВСЦ была принята декларация «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» (т. н. Торонтская декларация), в к-рой говорилось, что ВСЦ не является и не должен стать сверхцерковью, а также не может брать за основу деятельности лишь одну концепцию Церкви». Сперанская Е. С. ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ. / Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., Православная энциклопедия, Т. 9, 2003 г. С. 663-668 Эл. ресурс. http://www.pravenc.ru/text/print/155520.html. Дата обращения 27.08.2010
 4. Приложение: «Участие в международных христианских организациях и диалогах с т.н. "экуменическим движением"». // Архиерейский Собор 2000 г. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html. Дата обращения: 27.08.2010
 5. «Анафема против экуменизма Русской Православной Церковью Заграницей была провозглашена в 1983 году и подтверждена Ею в 1998 году». Лебедев Александр, протоиерей. «Православная Церковь и экуменическое движение сегодня» // Миссионерский Листок # 131. Свято-Троицкая Православная Миссия. Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission 466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USА. Дата обращения 27.08.2010
  6. Каноны Православной Церкви. Часть 1-я. Правила Апостолов и Вселенских Соборов. Свято-Троицкая Православная Миссия Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission 466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USА Редактор: Епископ Александр (Милеант) (kanony_apostolov_soborov.doc, 01-17-2002). Дата обращения 27.08.2010
 7.  Цит. по: Флоровский Георгий, протоиерей. Богословские статьи. О Церкви. Два Завета. // Прага Чешская 1923.1.30: «Не о внешнем мы молимся объединении и соглашении, не о "коалиции", попущением и уступками учрежденной, а о глубинном и преискреннем слиянии в единстве веры, в единстве благодатного опыта и духовного подвига, в "единстве веры и познания Сына Божия..." Мы молимся о том, чтобы православным стал весь мир... Повторяя слова, сказанные некогда св. Григорием Богословом, "мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас", - возвращения их к Живоносному Источнику Правды. В известном смысле мы домогаемся победы: "ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша..." Эл. ресурс: Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви Дата обращения: 27.08.2010 г.
  8. Ведерников А. Экуменические молитвы о христианском единении // Журнал Московской Патриархии. М., 1954. № 3. – С.66-68. Тон Николай, кандидат богословия. Экуменическое богослужение в Ванне-Эйккель // Журнал Московской Патриархии. М., 1975. № 2. – С.63-64. Кудряшов Александр, протоиерей. Экуменическое богослужение в Риге // Журнал Московской Патриархии. М., 1987. № 6. – С.64-65.
  9. «В начале мая 1962 г., пользуясь своим положением заместителя председателя ОВЦС, епископ Алексий организовал посещение Пюхтицкого монастыря делегацией Евангелическо-лютеранской церкви ГДР, которая не только посетила монастырь, но и опубликовала статью с фотографиями обители в газете «Neue Zeit». Вскоре вместе с владыкой Алексием в Пюхтицу (ныне Курмяэ) приехала протестантская делегация из Франции, представители Христианской мирной конференции (ХМК) и Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Через год активного посещения монастыря иностранными делегациями вопрос о закрытии обители больше не поднимался». Цыпин. Владислав, протоиерей, С.Л. Кравец. АЛЕКСИЙ II // Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., Православная энциклопедия, 1997 г. Т 1, С. 698-720 http://www.pravenc.ru/text/print/155520.html. Дата обращения 27.08.2010
  10. «17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя состоялось подписание Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви… На торжестве воссоединения Поместной Русской Православной Церкви присутствовал Президент Российской Федерации В.В.Путин, другие представители государственной власти». // РПЦ. Архив официального сайта Московского Патриархата //www.mospat.ru/archive/36269.html Дата обращения 27.08.2010
 11. Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами. Хрестоматия. Сост. И ред. Кристин Шайо. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001 г.


Рецензии