Два Леггина, становление воина кроу. глава 6

Two Leggings: The Making of a Crow Warrior
Два Леггина был одним из последних воинов кроу. С 1919 по 1923 год он рассказывал свою историю жизни и войны Вильяму Вайлдшуту, этнографу музея американских индейцев.

   глава шесть

 «МИР С ПИЕГАНАМИ»

Мимолетное перемирие, подобное тому, что случилось в этой главе благодаря вмешательству пиеганского ребенка-узника, бежавшего к своему народу, произошло между кроу и их наиболее непримиримыми врагами.
С шошонами, нез-персе и флатхэд, кроу наслаждались длительными интервалами дружбы. Постоянный союз между кроу и шошонами начался в 1876, когда две сотни палаток кроу прибыли спросить вождя Вашаки про его отношение к захватчикам сиу.
Хотя Зеркало с силами нез-персе присоединился к кроу в битве против сиу в 1869 году, спустя восемь лет скауты кроу участвовали с генералом Говардом в погоне за группой вождя Джозефа и Зеркала.
До 1866 апсарока заключили прочный договор с союзниками черноногих, ацина. С манданами и собственными родственниками хидатса, они всегда были друзьями,
Один известный их союз с кайова, был заключен сразу после отделения кроу от хидатса. Он породил смешанные браки и переход к кайова таких культурных черт, как кукла Танца Солнца, индивидуальные магические связки и воинские общества. Два народа обменивались визитами; родители кайова иногда оставляли своих детей в семьях кроу в течение многих лет.
------------------------------------------------

    ЗИМОЙ после моего возвращения из Кипящих Вод (Boiling Waters), мы на некоторое время расположились лагерем у слияния рек Литтл- Бигхорн и Бигхорн. Первым ясным утром, после многих дней снегопадов, Красивое Лицо попросил меня присоединиться к нему на охоте. Всем не хватало пищи, и к тому же я устал сидеть в лагере. Красивое Лицо был женат на женщине гораздо старше себя, которая привела его коня для охоты, и лошадь для груза. Я взял двух лошадей и принес своё кремневое ружьё.
Я шел первым, Красивое Лицо двигался за мной со своим луком и стрелами, а его жена ехала с нашими лошадьми сзади. Снег замедлял продвижение, пока мы поднимались по склону - где впоследствии был построен Форт Кастер* - смотрящий вниз, в долину Бигхорн. Небольшие стада бизонов искали под снегом траву. Ветер дул благоприятный, и нам удалось подобраться к одному стаду.
Я приметил жирного двухлетнего быка и ранил его. Выстрел привёл бизонов в паническое бегство, мой бык тоже пытался убежать со всеми. Но вскоре упал, и я подбежал к нему. Потом он встал на ноги, попытался догнать стадо, но вскоре снова упал. Это продолжалось до тех пор, пока бык, наконец, не рухнул рядом с деревом. К тому времени Красивое Лицо и его жена оказались вне поля зрения.

Подойдя, я увидел, как шевельнулся его хвост, и прежде чем успел поднять ружьё, он атаковал. Я выстрелил наугад, бросил ружьё и побежал. Когда мне показалось, что бизон остановился, я повернулся. Что-то врезалось в мою грудь и отбросило на спину в небольшую котловину. Бык свернул и пробежал мимо меня, иначе всё было бы кончено. Он также оказался в маленьком овраге и остановился там на мгновение, глядя на меня и покачивая головой. Красная пена текла из его рта, а глаза покраснели. Но он не падал. Всякий раз, когда я пыталась перевернуться, бизон рыл землю и размахивал своим хвостом.
Мое одеяло слетело, после удара о склон, и я стал замерзать. Каждый раз, при моих попытках тянутся за ним, бизон подходил ближе. День заканчивался и я постоянно молился Великому Наверху, потому что становилось всё холоднее.
Потом до меня донеслось,  как Красивое Лицо сказал жене, что видит мои следы в верхней части каньона, а затем сообщил ей, что обнаружил моё тело. Когда он позвал, я побоялся ответить. Красивое Лицо сказал, что я должно быть мертв, и они начали плакать.
Он скрутил своё одеяло в виде веревки. А когда бросил его вниз, бык атаковал. Тогда я закричал, и пока он тащил одеяло вдоль скалы, отвлекая быка, мне удалось вскарабкаться на берег.
Красивое Лицо возмутился тем, что этот бык чуть не убил его друга, а затем пустил ему в сердце стрелу. Мы развели костер и уже вскоре ели, смеясь над моим приключением в каньоне.
   В ту ночь мне приснились бизоны, которые стояли вокруг меня, били копытами землю, подбрасывая снег. Во сне я лежал на спине, а холод всё усиливался. Проснувшись, мне стало понятно, что накидка свалилась, поэтому меня бил сильный озноб. На следующее утро я нашел своё ружьё. Мы загрузили наших лошадей мясом и вернулись в лагерь.

    Вскоре после этой охоты наша деревня перешла в устье Mасселшелл, на берег Большой Реки. Некоторые из нас ушли охотиться и загнали одного быка в реку. Я проехал немного вниз по течению, спешился и поплыл с ножом в зубах. Когда бык увидел меня, то попытался зацепить рогом, но в воде его движения были неуклюжими. Я схватился за длинные волосы его крупа, забрался на спину и изо всех сил стал колоть в бок ножом. Поняв, что не могу его убить, я постарался погрузить под воду большую голову быка, но она была слишком громоздкой.
Мои друзья следовали вдоль берега и бросили мне веревку, которую я привязал к рогам. В то время как они тащили, я вскрывал его бока, но он не умер, пока мы не приблизились к берегу. Я с радостью соскользнул с бычьей спины, и никогда больше так не делал.

В том сезоне произошло много событий. Через несколько недель после убийства бизона в реке, отряд пиеганов украл у нас лошадей. Наступившие холода сковали льдом реки и ручьи. Была организована группа преследования, и брат позволил мне к ней присоединиться. Я надел теплую одежду и взял своё кремневое ружьё. Выехав до восхода солнца, мы быстро нашли их следы. Продвигаясь весь день и всю ночь, мы давали нашим лошадям достаточный отдых, чтобы продолжать преследование, а вскоре после рассвета обнаружили сгоревшее укрытие из кустарника. Пиеганы должно быть думали, что холодная погода удержит нас дома.
Позднее в тот же день мы их догнали, когда за поворотом ручья, они нахлестывали коней, а увидев нас, бросили похищенный табун, но мы продолжили погоню. Я был впереди, когда они свернули к реке. Кто-то крикнул мне, не преследовать их по льду. Но я подстегнул свою лошадь, и слетев с берега мы сразу же начали скользить. Четыре пиегана бежали к противоположному берегу, и я собирался догнать двух оставшиеся внизу, пока они спешились. Хотя их винтовки не сработали, я дернул вожжи, моя лошадь поскользнулась, и сбросила меня. В результате пиеганы получили время сесть верхом и выбраться на другом берегу. Они уже ехали на полпути к холму с крутым обрывом с одной стороны, к радости своих друзей находившихся на узком уступе, где одновременно мог проехать только один человек.

    Соратники поймали мою лошадь, мы поехали на вершину холма и развели костер. Я был взволнован, и присоединился к Грубящему В Стойбище, расположившемуся на краю обрыва. Пиеганы находились ниже, но мы не хотели, чтобы нас обнаружили. Наши воины спорили о том, как их убить, когда подо мной рухнула скала. Вдруг я оказался на спине пиегана, схватил его за ремень порохового рога и потянул к себе. Как будто желая отрезать лямку. Грубящий В Стойбище тоже скатился вниз и вырвал у этого воина ружьё. Черноногий быстро отступил, присоединившись к своим друзьям в дальнем конце уступа, а я испугался и попытался вскарабкаться обратно наверх.
Но пиеганы испугались ещё больше нашего. Один спрыгнул с обрыва и насмерть изуродовался на скалах, другие пытались спрятаться в неглубокой пещере. Когда скатилась остальная часть наших воинов, мое мужество вернулось. Прежде чем пиеганы смогли защищаться, мы убили их всех.
По нашему возвращению состоялся большой танец с победными песнями, а Мудрые и воины похвалили нас. Мой брат изменил обо мне свое мнение. С тех пор, всякий раз, когда я хотел, он брал меня на опасную тропу.

        Вскоре после победы на утесе, пиеганы убили одного из наших людей, который был на охоте. Когда я присоединился к отряду мести, мой брат вручил мне щит с нарисованным на нем двуглавым медведем. Он также дал мне быструю чалую кобылу, а я взял свой лук со стрелами. Мы скакали в жестком темпе несколько дней и большую часть каждой ночи. Наконец, когда пиеганских следов стало меньше, чем было полдня назад; наши разведчики сообщили, что преследуемые недалеко. Моя лошадь была хорошим бегуном, и когда мы увидели их, я находился в переднем ряду.
Пока мы мчались по гребню, они заставляли своих уставших лошадей подняться на высокий холм. Когда они достигли вершины, меня и еще трёх человек отделяло от них несколько лошадиных корпусов. Я вложил стрелу в свой лук и закричал, преследуя их вниз с другой стороны холма. Вдруг мы оказались почти в середине сборища пиеганов, двигавшихся большой группой, чтобы помочь своим друзьям.
Тогда мы поспешили обратно, но я продолжал поворачиваться, чтобы разглядеть одного черноногого с окрашенным в белый цвет лицом, чьи волосы были связаны в узел на макушке. Я приготовился стрелять, но старший брат, ехавший верхом рядом со мной, схватил мои верёвочные удила таким образом, что я не мог повернуть. Пиеган спешился, и его стрела попала в край щита висевшего на моей спине.

 Другой черноногий стоявший рядом с  человеком, к которому я рвался, закричал мне на нашем языке, чтобы я не стрелял. Когда он спросил о своем брате, Бедном Волке, я узнал его. Несколько лет назад наши воины захватили у пиеганов группу детей. Я хорошо знал четырёх из них по именам: Бедный Волк, Ремень, Встань и Лежит По Линии. Они и еще несколько человек сбежали, как раз перед этим рейдом, и могли предупредить своих людей о нашем появлении.
Пиеган пустивший стрелу, сейчас целился из ружья, но Ремень выбил его, разбив о камень. Когда мы приблизились, пиеган спросил, не ранен ли я. Я сказал - нет. Если бы они не собрались вокруг так быстро, я бы убил того человека, который в меня стрелял.
Мы сказали Ремню, что его брат также оставил лагерь, и должно быть где-то потерялся. Позже я узнал, что он, наконец, достиг своего народа, прожив в течение нескольких дней, питаясь корнями и ягодами, потому что ружьё, которое он взял было сломано.

    После моего возвращения Преследующий Волк сказал, что все про меня думают хорошо, и видимо я совсем не имею страха. Когда люди так говорили, мне еще больше хотелось стать вождём и носителем трубки.
Мое левое плечо саднило от езды с тяжелым качающимся щитом. С тех пор я носил только его оболочку, или миниатюрный щит, потому что их магическая сила так же служила защитой. Но я по-прежнему демонстрирую щит на парадах.
    Мы подружились с теми пиеганами, но длилось это недолго. Много раз они обещали, что не будут стрелять наших бизонов или красть наших лошадей. Но они всегда лгали и вскоре мы снова обнаружили их в нашей стране.


Рецензии