Печь

  Третью часть избы занимала печь, глинобитная, с топкой в подполье. Любили мы с мамой и бабушкой на ней посумерничать. В пять попаужинаем картошкой с хреном и квасом и на печь залезем, погреться на лежавших там тулупах и шубах, косточки чтобы распрямились, и душа разомлела от тепла, которое глина хранила целый день.
  Лежим это, млеем. За окном уже стемнело. Сверчки запели. И клопов на печке не было почему-то. На полатях были, а на печке – нет. Мама начинает вспоминать и про прежнюю жизнь рассказывать. А то бабушка о своём житье. Я, бывало, слушаю-слушаю, да и усну. Посапываю себе, пока отца с работы не привезут – сам то он после тяжелейшего ранения ходил с трудом. Мог бы и не работать, выйти на инвалидность и поживать себе, как сейчас многие живут. Не тут то было! У моего отца не тот был характер.
  Привезла его из Ферганы врач госпиталя прямо в комиссариат. Вот, мол, уволен по ранению в запас. Одиннадцать осколков вынули, а семь штук застряли в позвоночнике – опасно. Отец, как услышал, что она ему инвалидность выхлопатывает, послал их обоих с комиссаром куда подальше: ещё чего, чтобы его, Андрея Евдокимовича, в деревне инвалидом звали!  И правда, никто никогда не звал. Наотрез отказался от группы. (Пока я сам ещё себя кормить способен, а там видно будет!)
  Теперь бы его абсолютно никто не понял, даже ещё бы и осудили за гордыню. Но тогда жили по принципам, и многие высокие понятия ещё не девальвировались, как деревянные рублёвки.
  Так вот, отца привозили с работы, мы слезали с печи, мама зажигала керосиновую лампу, вешала её на крюк под потолком (он до сих пор ещё торчит из матицы - я ничего в доме стараюсь не менять, не удалять, не переделывать - ни в чём не люблю перемен).
  А бабулечка метала из печи на стол свои горшки-чугунки с жарево-парево-варевом. До готовки она была у нас шибко страстная охотница и мастерица отменная. Ну, прям, из ничего суп сварит, пальчики оближешь. Коронных блюд у неё было три. Жаркое с мясом и грибами в глиняном горшке. Печёные на чугунной сковороде свёкольные пряники: белые и красные. И конечно же – курник с песочно-рассыпчатой корочкой на топлёном свином сале.


Рецензии