Два Леггина, становление воина кроу. глава 7

Two Leggings: The Making of a Crow Warrior
Два Леггина был одним из последних воинов кроу. С 1919 по 1923 год он рассказывал свою историю жизни и войны Вильяму Вайлдшуту, этнографу музея американских индейцев.

                глава семь 
   
                «ПЕРВЫЙ ПОДВИГ»

Начинающий воин кроу во время набегов рисковал своей жизнью для выполнения определенных заданий. Два Леггина перечислил четыре самых важных "подвига" в следующем порядке: наиболее почётно было нанести удар противнику ружьём, луком, или плетью; затем - украсть, срезав лошадей врага, привязанных у дверей типи; следующий – захватить в бою оружие противника; и, наконец, сбросить на землю конного врага.
    Эти подвиги обозначаются определёнными знаками. Получивший все четыре отличия, мог украсить свою военную оленью рубашку четырьмя полосами из бисера или игл дикобраза, одна проходит от плеча до запястья на каждом рукаве и одна над каждым плечом спереди назад. Заработав первое отличие, человек пришивал на один мокасин хвост койота, и на оба, если совершил подвиг дважды. Орлиные перья, привязанные к ружью или палке для ударов, указывали количество взятых им скальпов. Веревка с узлами, висящая на шее лошади рассказывала о взятии врага укрепившегося на возвышенности. А количество захваченных лошадей можно было подсчитать по полосам из белой глины, нарисованным под глазами коня или на его боках. След руки из белой глины на одном из боков, указывал на то, что он сбросил врага с лошади.
-------------------------
ЗИМА после того, как мы подружились с пиеганами, была очень тяжелой, и я не помню ни одного выхода военных отрядов. Снег был глубокий, а холод настолько сильный, что замерзло несколько лошадей. Мы остановились недалеко от гор на Ред-Черри-Крик, рядом с нынешним городом Ред-Лодж.
Когда стаял снег, мы переехали к Арроу-Крик, а затем наши разведчики сообщили о больших стадах буйвола с густой шерстью, в долине Бигхорн. Сидит В Центре Земли приказал разобрать лагерь, и мы переехали через хребет Пайн Хиллс. Найдя в долине большие кочующие стада, племя легко смогло добыть достаточное для нас количество мяса и шкур.
    Получив свою долю, я не мог дождаться, когда начнут планировать какой-нибудь налёт. В течение долгой холодной зимы мне не удалось посетить белых торговцев для покупки боеприпасов. Но я торговал с гро-вантрами, у которых приобрёл древесину хикори, и сделал себе сильный лук, покрыв его кожей гремучей змеи, которую прикрепил с помощью клея сваренного из костей буйвола. Также сделал стрелы из дерева Chokecherry и выровнял их камнем для выпрямления стрел.
    После того как все заготовили достаточно мяса и шкур, Сидит В Центре Земли привел нас в страну Арроу-Крик. По пути мы располагались лагерем на Вуди-Крик и я услышал о налете, который организует Зашивает Свои Кишки - однажды пуля пробила ему живот, так что из него стали вываливаться внутренности, но его друзья зашили отверстие с помощью сухожилий и шила.
Зашивает Свои Кишки позволил мне к ним присоединиться и рано утром двадцать наших воинов вышли из лагеря. Я взял своё ружьё, так как мы надеялись посетить торговый пост в верховьях Большой Реки[Форт-Бентон]. Зашитые Кишки носил волшебный камень и трубку. На камне размером с мужской кулак было высечено человеческое лицо. Он обладал магической силой, которая провела его через многие сражения.
Наш отряд пересек Элк-Ривер к востоку от нынешнего города Биллингс. Когда мы достигли района к северу от реки, там паслись большие стада буйволов. Убив на мясо нескольких бизонов, мы ушли на реку Масселшелл, перешли её вброд, и двинулись дальше на север к подножиям Снежных гор. Тут мы начали передвигаться, соблюдая особую осторожность, потому что приближались к стране пиеганов.
Однажды, когда солнце было в зените, мы заметили на соседнем холме человека, который подавал дымовые сигналы, призывая нас к себе. Наши воины не могли разглядеть, то ли он пиеган, то ли кроу из другого клана. Восемь человек направились к нему, но мы остановили их, затем сложили наши пакеты и тяжелые накидки, а уже потом пошли все вместе. Сразу же из-за кустов и скал, окружавших сигнальщика, выскочили люди с шомпольными винтовками, начавшие стрелять, как только кроу оказались в пределах досягаемости. Мы старательно прикрывались, но шли вперед. Когда они отступили, чтобы перезарядить, я побежал, издавая боевой клич.
    Один из них отстал, и я выстрелил ему в плечо. Пиеган дотянулся до стрелы рукой, вырвал ее, сломал и бросил на землю, затем выхватил свой нож и побежал ко мне. Отскочив в сторону, я выстрелил ему в грудь, пиеган снова вырвал стрелу, сломал ее и выкинул. Я пытался держаться подальше от него и выпустил третью стрелу, попав ему в живот. Он зарычал, но сломав и эту стрелу, сделал мне знак, чтобы я вернулся. Я показал знаками, что собираюсь его убить. Тогда противник предложил мне подойти ближе, чтобы он мог драться со мной ножом, но я ответил ему отказом.

Пиеган уже едва держался, и не было причин его опасаться, я играл с ним. Он являлся моим врагом, и вероятно, был причастен к смерти кого-то из моих соплеменников. Черноногий попытался увернуться от моей следующей стрелы, но она вонзилась ему в грудь так, что наконечник вышел из спины. Кровь хлестала из его рта и носа, пока он медленно брёл по направлению к своим. Я выстрелил еще раз, пиеган споткнулся, упал и через мгновение умер. Тогда я его скальпировал и привязал волосы к своему луку. Издав вопль, который услышали наши люди далеко впереди, я спел свою первую победную песню.
Вынув из кожаного футляра военный головной убор убитого, я водрузил его на свою голову, и танцевал вокруг поверженного тела. Никогда не думал, что встреча с пиеганом будет для меня такой неожиданной. Я был всего лишь мальчиком, но теперь у меня имелось первое отличие. Я пел и благодарил Великого Наверху, танцуя, пока пот не побежал вниз по моему телу.
Восемь человек вернулись, а когда увидели мёртвого пиегана, они разделили остальную часть скальпа и присоединились к моему пению, пуская в тело врага стрелы. Затем мы побежали навстречу остальным, возвращавшимся из-за холма. Я рассказал о своём поединке, но не пошёл с ними обратно к трупу. После того как кроу утыкали все тело стрелами, они обернули его в шкуру и положили на скале.
Пиеганов изгнали и никто не погиб. Зашивает Свои Кишки решил вернуться в лагерь, который уже переехал в долину Бигхорн близ нынешней миссии Сан Ксавьер.
Мы пели, когда входили в деревню, а я держал длинную ивовую палку с добытым мною скальпом на конце. В течение двух дней и ночей, женщины танцевали танец скальпа, а мое имя было названо в качестве того, кто взял реванш над пиеганами. После нашего триумфа мы вернулись к обычному образу жизни - охоты и развлечений.

Должно быть, недовольство пиеганов в том сезоне значительно возросло. Вскоре вернулись два других отряда с ещё большим количеством скальпов. В течение ночи мы отправили разведчиков, чтобы предотвратить их проникновение в лагерь, но пиеганы были очень ловкими.
После этого, мы без остановок перегнали табуны с реки Литтл Бигхорн, где сейчас находится Рено, вниз по реке до ее слияния с Бигхорн, в настоящее время там расположен Форт-Смит. Там мужчины охотились, чтобы обеспечить свои семьи мясом и шкурами на зиму.
Однажды ночью мой брат и я проснулись от криков женщины. Выскочив на улицу, мы услышали, как за лагерем, она снова и снова кричала, что ее мать убита.
Зажглись факела, мужчины бегали и вскакивали на лошадей. Когда я прибыл на место, женщина рыдала в слезах, она выла и рвала на себе одежду, тело матери лежало рядом с ней - покинув лагерный круг, их окружили пиеганы.
Дочь начала водить по лбу ножом, и кровь потекла по ее лицу. Потом она стала резать свои руки и ноги. Мы отобрали у неё нож, чтобы она себя не убила. Так наши люди ведут себя, когда умирает близкий друг или родственник, эта женщина была в неадекватном состоянии.

Я хотел присоединиться к всадникам, гнавшимся за пиеганами, но земля была покрыта снегом, а на мне одеты только леггины и отсутствовали мокасины. Я побежал назад, быстро оделся, зарядил ружьё, и пока искал свою лошадь кого-то взволнованно вопил, что мы должны убить всех пиеганов. Запрыгнув на первую попавшуюся лошадь, я нахлёстывал её, чтобы наверстать упущенное. Наступило время темного лица, и с рассветом мы смогли разобрать следы пиеганов. Мой зять(муж сестры) ехал на прекрасном коне с хорошим дыханием, и когда заметил, что моя сбивается с ритма, отдал его мне.
Вражеским отрядом оказались семеро пеших воинов. Просвистели их пули, а потом они отступили, пытаясь перезарядить. Когда я почти добрался до одного из черноногих, он закричал и поднял ружьё. Его ствол оказался зажат между моей левой рукой и туловищем. Пуля прожгла отверстие в моей оленьей рубашке. Проехав по нему, я захватил ружье, но не мог спешиться, чтобы его скальпировать, потому что коня окружили пиеганы. Один замахнулся, стараясь ударить винтовкой по моей голове. Когда я увернулся, приклад попал мне в плечо, чуть не сбив с коня.
Воин, на которого я наехал, был только оглушён. Но когда он поднялся на ноги, Бык Который Не Падает подъехал и убил его.
Я отметил, что к его волосам были привязаны перья. Другие пиеганы находились уже достаточно далеко, так что я спешился и скальпировал убитого. Распевая победные песни, я снова поднялся и стал размахивать скальпом. Остальные шесть пиеганов вскоре были загнаны в бизонью яму, и залегли там, пока воины кроу ездили вокруг них. Одного за другим мы их всех убили.
Позже, на месте, где произошло это сражение, мы сложили большую кучу из камней, они и сегодня там. Въезжая в нашу деревню, мы распевали песни и несли ивовые шесты с концов которых свисали скальпы пиеганов. Затем был большой праздник и танцы, но я слишком устал и лег спать. Когда барабаны снова разбудили меня, я оделся, чтобы посмотреть танец женщин и девушек, облачённых во все лучшие наряды. В голове засела мысль, что, возможно, мне пора прекратить убивать, найти себе жену и поставить свою собственную палатку. Я всё ещё жаждал ходить в набеги, но для себя решил, что они будут только за лошадьми.

Тогда я понял, что для меня пришло время магического поста. Я пришел назад к своему типи и лег, пытаясь размышлять. Я понимал, что не став вождём и знаменитым воином, не могу думать о женитьбе, и оставался дома. Но прошло еще некоторое время, прежде чем я стал поститься.


Рецензии