Два Леггина, становление воина кроу. глава 8

Two Leggings: The Making of a Crow Warrior
Два Леггина был одним из последних воинов кроу. С 1919 по 1923 год он рассказывал свою историю жизни и войны Вильяму Вайлдшуту, этнографу музея американских индейцев.

                глава восьмая
 
                «ОПАСНЫЕ ШАЙЕННЫ»

В этих ранних рейдах Два Леггина искушал судьбу, потому что не имел военной «medicine». Во всей литературе по американским индейцам перевод этого слова, для различных условий означает «вселение священной силы», хотя для большинства из нас оно имеет лечебный аспект.
 Вайлдшут(Wildschut) интерпретирует это слово так: "Индеец, которого посещают в своем видении персонифицированное животное, растение, скала, или дух, принимает этого гостя, как своего священного защитника по жизни, и он никогда не забывает, что это был Ведущий Помощник, который первым дал ему священную направляющую силу. Эта сила, известна среди кроу как - «maxpe» [maash-pay}-  обычный перевод - «медисин» , даётся в большей или меньшей степени для всех вещей".
Кроу жили в мире, где всего может касаться эта таинственная сила. Обычные объекты и образы, явившиеся во сне, вдруг становятся священными и особо ценными. Все, что являло потенциал, определяющий ход жизни - считалось волшебным. «Загадка» в вызывании и использовании этих скрытых индивидуальных сил–помощников, находилась в футляре магической связки, бережно хранящейся, в постоянном страхе негативного влияния на неё, через строгое соблюдение различных табу.
--------------------------------------

ПОСЛЕ того, как пиеганы убили за пределами лагеря женщину, мы переехали на территорию Вайоминга, близ нынешнего города Коди. Было еще рано для сезона всходов травы и по пути наши люди остановились на стыке Стинкинг-Уотер(Вонючей Воды) и реки Бигхорн.
Пока мы там находились, из страны сиу с лошадьми, вернулся военный отряд. Я наблюдал за танцами в их честь и уже не мог больше ждать. Я рассказал друзьям, что собираюсь за лошадьми, а не за скальпами, и семеро изъявили готовность присоединиться. Мы нуждались в держателе трубки (pipeholder) поэтому я попросил Три Волка, одного из самых молодых держателей трубки и всегда готового выйти в набег. Он грезил несколько ночей, прежде чем ему были обещаны лошади, и сказал, что нам не придётся далеко ехать.
В качестве разведчиков он выбрал Волчью Голову, Лохматую Голову и себя. Они привели нас к южным склонам гор Бигхорн. Мы подъехали к Старой Лысине (Old Baldy) и не дойдя до вершины убили бизона, освежевали его, и развели огонь, чтобы приготовить пищу. Это была наша последняя еда в течение следующих двух дней.

Мы вышли только два дня назад и не ожидали встретить врагов так близко, но разведчик Три Волка посланный осмотреть местность за горой, вернулся и сообщил, что на другой стороне в долине охотятся какие-то люди.
Остальные воины кроу поехали с ним и увидели большую группу ютов и шайеннов, преследующих стадо в направлении нашего костра. Заехав глубже в горы, мы стали наблюдать из-за группы толстых сосен. Когда юты и шайенны обнаружили дымящееся дерево, они начали совещаться, жестикулирую руками, и вскоре рассеялись, чтобы найти нас. Но следы на скалистых склонах, особенно в зимний период, трудно распознать. Они вернулись в долину, где мы наблюдали, как их женщины устанавливают типи в большой лагерный круг. Кроу остались скрытыми до темноты, а затем пошли к своим лошадям привязанным глубже в лесу. Когда мои друзья сели верхом, я сказал им, что все земные существа, птицы и мы сами - должны будем когда-то умереть. Сегодня вечером мы проползём в этот лагерь, захватим лошадей, и не важно, останемся в живых или погибнем. Но, сказал я, если мы выживем, то прославим свои имена, а женщины будут танцевать в нашу честь.
Мы спешились у основания горы, и подползли к темной роще возле их лагеря. Они ожидали налёта и предусмотрительно привязали лошадей внутри лагерного круга из типи. Стойбище окружили кострами, и мы видели мужчин, завернутых в одеяла, с оружием ожидавших того безумца, который рискнёт попытаться добраться до их лошадей.

Иногда охранник кричали, призывая нас, выйти покурить трубку. Но они боялись отойти от костров. Волчья Голова прошептал, что мы так ничего не получим, если просто будем тут сидеть, и пополз к типи, взяв только нож и обмотавшись вокруг талии верёвкой из бизоньих волос. Он упал на живот, и извиваясь пополз прямо к костру, где трое мужчин с ружьями стояли на коленях. Наш друг ушел, а мы наблюдали за его действиями. Между ним и огнём находились заросли полыни; Волчья Голова заполз в их тень. Пока мужчины в свете костра не двигались, он находился в безопасности.
Казалось, прошло много времени, прежде чем мы услышали позади шум и решили, что какие-то шустрые шайенны, обнаружили наше укрытие. Но затем послышался шёпот Волчьей Головы, который подошел, ведя прекрасного черного коня. После того, как он прополз между двумя палаткам и обрезал веревку, привязанную к двери типи, отважный кроу бежал как тень, через другую сторону лагеря, сделал широкий круг и вернулся назад. Мы восхищались его смелостью, и я сказал себе, что буду таким же храбрым.

Когда Волчья Голова объявил, что собирается домой, некоторые молодые мужчины испугались, что шайенны уже обнаружили отрезанную веревку, и уехали с ним. Пиеган [личное имя], Pozash* и я сменили наше укрытие. Но костры отбрасывали такой яркий отсвет, что мы опасались пытаться проскользнуть между ними.
Приближался рассвет, и огни потускнели. Продвигаясь по берегу реки, я увидел на другой стороне три еле заметных типи. Я спрятался за большой тополь и заметил очертания трех лошадей, привязанных рядом с ними. Из одного типи доносились звуки, я побежал обратно к своей лошади привязанной недалеко от реки, снял с себя одежду, и положил свой пистолет. Потом я стал перебираться на другую сторону, держа нож, лук и стрелы над своей головой. Но переправа создавала слишком много шума, поэтому я снова оделся.
В том месте бобры построили плотину, и образовался глубокий пруд. Я вместе с луком и стрелами завернулся в одеяло, так что были видны только мои глаза. Затем переправился и прошел между двумя ближайшими типи. Внутри разговаривали люди, и я почувствовал запах дыма.
Медленно, чтобы не вспугнуть нагло смотрящую лошадь я накинул свою веревку. Животное занервничало и зафыркало. Я посмотрел на дверь типи, но всё было спокойно. Когда я попытался стянуть веревкой шею лошади, рядом с моим ухом раздался ружейный выстрел.

В тот же момент я почувствовал дуновение пули, а лошадь встала на дыбы, отбросив меня на землю. Человек, который тихо выскользнул из типи, должно быть, подумал, что убил меня. Я очнулся от его криков и увидел людей с оружием, бегущих к нам. Поспешив к реке, я спрыгнул с берега в бобровую запруду. Когда шайенны начали стрелять с берега, я распластался, а после того как они опустошили свои ружья, пробежал остаток пути, развязал своего коня, подобрал пистолет, и присоединился к своим друзьям, прятавшимся среди деревьев.
Они сильно удивились, что я жив, заметив на моём одеяле и леггинах пулевые отверстия. Мы перевели наших лошадей ещё выше, ища место, чтобы спрятаться на несколько дней и снова повторить попытку. Но когда достигли открытой площадки, то увидели внизу большую группу шайеннов, покидающих свои типи, а вскоре услышали, как трое шедших впереди закричали, когда нашли наши следы. Их лошади были свежими, и они быстро догоняли нас, преследуя между деревьев вверх по крутым склонам.
Моя лошадь едва могла идти и к тому времени, когда я достиг вершины, она уже шаталась. Шайенны догоняли, крича и распевая песни, а один из них на нашем языке обзывал нас женщинами.

У меня за поясом был пистолет, колчан под левой рукой, и лук на изготовке. Пиеган, Pozash и я рассеялись. Человеком, говорившим на языке кроу, был Носящий Усы, хорошо известный среди нас. Когда он снова обозвал нас - женщинами, призывая сражаться, я разозлился. Мой конь уже перешёл на шаг, и я просто надеялся достичь хотя бы близлежащих деревьев. Я повернулся, чтобы стрелять в Носящего Усы, но запыхался и стрела пролетела мимо.
Я окликнул ехавшего немного впереди меня Пиегана, предлагая ему принять смертельный бой. Он оглянулся, но продолжил движение, а Pozash как и я спешился. Тогда Пиеган тоже спрыгнул с лошади и побежал к нам. Сначала я приготовил свой дульно-зарядный, но после одного выстрела он был бы уже бесполезен, поэтому также схватил лук и стрелы. Когда я побежал к густой сосновой роще, то увидел, как в Pozash попала пуля.
Один шайенн, с закреплённым на щите с бахромой большим пером, бежал за мной, а другой выстрелил с колена, его пуля взметнула землю у меня между ног. Я взял свой пистолет, но передумал и поразил его стрелой, а он захромал обратно к своей лошади.
Я бежал уворачиваясь от пуль, но немного успокоился при мысли, что ранил того человека. Когда я снова направился к этой сосновой роще, очередная пуля просто пролетела мимо. Шайенны бежали за мной, чтобы прикончить, но когда мне удалось достичь деревьев, они казалось, испугались преследовать меня там. Я пальнул в них из своего дульно-зарядного, а пока они залегли,  побежал как олень, и вскоре скрылся из виду.
К тому времени, я проделал свой путь до следующего склона, и внизу на лугу увидел шайеннов. Я дерзко позвал их следовать за мной, и они должно быть очень разозлились.
Мои лошадь и одеяло были потеряны, мокасины - разорваны, а леггины и рубашка - в лохмотьях. Но я все еще сохранял свой пистолет, лук и стрелы. Передо мной появился Пиеган, и мы вместе направились к дому.
Той ночью мы попали в дождь и очень страдали без одеял. Нашли в горах небольшое укрытие, но остановились ненадолго, потому что шайенны могли идти за нами.

 На следующий день мы убили буйвола, поели немного мяса, приготовили про запас и исправили свои мокасины. Достигнув реки Бигхорн, где она входит в ущелье, мы построили плот, связали нашей одеждой, и потащили его за ремни, держа их в зубах. Оказавшись на другой стороне, мы почувствовали себя безопаснее и через несколько дней прибыли в нашу деревню, все еще располагавшуюся около нынешнего города Ред-Лодж. Все думали, что нас уже нет в живых, потому что Волчья Голова и его люди давно вернулись.
После возвращения я начал думать над всем, что произошло, и мне стало не по себе. Все эти шайенны стреляли в меня, но я остался жив. Pozash, который рисковал гораздо меньше - был мертв. Я решил поститься чтобы получить видение, в котором мог бы увидеть Без Огня, являвшегося моим защитником.
Когда я рассказал Преследующему Волку и Кривой Руке о своем побеге, те сказали, что мне нужно прекратить походы. Они были правы, и я ответил им, что в ближайшее время хочу пройти свой первый пост. Но не обещал - не ходить в очередной рейд, прежде чем получу видение - если представиться возможность для набега.
Волк Преследователь опасаясь за меня, подарил священную связку, научил песням, церемонии её открытия и работы с ней. Я был благодарен ему, но не чувствовал, что эта связка очень мощная. Он никогда не был настоящим воином и предпочитал жить в лагере.

 Pozash*-Вайлдшут отметил, что он не в состоянии перевести это имя.

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"


Рецензии