Забытые писатели. Павел Шубин

Поэт Павел Шубин. Говорят, бывают актеры одной роли; с первого взгляда и Шубина можно было бы отнести к поэтам «одного стихотворения», «одной песни», которая широко известна, причем многие и понятия не имеют об авторе.
Для меня таким явился текст широко известной в послевоенные годы песни, имевшей разные названия: Волховская застольная; Ленинградская застольная; Застольная Волховского фронта и другие. Вот запомнившаяся с тех давних пор строфа.
- Выпьем за тех, кто командовал ротами,
  Кто умирал на снегу,
  Кто в Ленинград пробирался болотами,
  Горло ломая врагу.

Песню эту считали едва ли не народной; а между тем, она имеет вполне конкретного автора. Это Павел Шубин – русский советский поэт, журналист, переводчик.
Во время Отечественной войны военный корреспондент Шубин в одном полку в перерыве между боями устроил небольшой литературный концерт. И когда он прочел первую строфу той самой «Застольной» - «Редко, друзья, нам встречаться приходится, но уж когда довелось…», то один из слушателей спросил: «Что ж вы, товарищ военкор, вместо того, чтобы свои стихи читать, народные песни исполняете?» На что Шубин ответил, что для него высшая награда – что его произведение приняли за народную песню.

Осенью 1989 года во время отпуска, который я проводил в круизе по сибирским рекам, во время стоянки теплохода в Сургуте, забрел в книжный магазин. Известное дело – многие, бывая в чужих городах, бегают по магазинам, подспудно надеясь найти что-нибудь такое, чего нет дома. И ведь находят!
И я нашел. Книга, изданная в 1988 году издательством «Художественная литература» – Павел Шубин, избранное. И из ее содержания можно сделать вывод, что автора никак нельзя причислить к поэтам «одного стихотворения».

Из предисловия к сборнику произведений Шубина я с удивлением узнал, что похоронен он на Введенском кладбище, которое мне знакомо. Вернувшись в Москву, навел там справки; и оказалось, что его могила находится в нескольких шагах от захоронения  моих предков, начиная с прадеда, умершего в 1902 году!

Павел Николаевич Шубин родился 14 марта 1914 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (теперь это Липецкая область) в семье мастерового. В 1929 году уехал в Ленинград, работал там слесарем на Металлическом заводе. В 1934 году поступил на филологический факультет Ленинградского педагогического института, который окончил в 1939 году. Первый сборник стихов «Ветер в лицо» вышел в 1937 году.
Ленинградский педагогический институт имени А.И.Герцена. Набережная Мойки 48. Он и сейчас там находится, только название другое. Центр города, рядом Марсово поле, Летний сад и до последней квартиры Пушкина рукой подать… Немудрено, что Ленинград занимал значительное место в жизни и творчестве Шубина; хотя в 1938 году он переселился в Москву, я считал его ленинградским поэтом.
Из предисловия к сборнику произведений Шубина я с удивлением узнал, что похоронен он на Введенском кладбище, которое мне знакомо. Вернувшись в Москву, навел там справки; и оказалось, что его могила находится в нескольких шагах от захоронения  моих предков, начиная с прадеда, умершего в 1902 году!

И казалось бы, совсем другой район города, далекий от его института, но близкий мне лично по моей биографии – далекая Охта, которой также нашлось место в стихах Шубина.
                - Так вот она, Охта!
                В заплатах
                Бревенчатых домиков ряд.
                В полнеба речные закаты
                На маленьких окнах горят.
                …………………………….
                И это –
                Не город могучий,
                В граните и заревах весь,
                Не поле под ветром и тучей,
                А так … невеселая смесь.
Давненько, задолго до меня бродил Павел Шубин по Охте; конечно, многое с тех пор изменилось, ничего провинциального, сельского там не осталось, но образ схвачен узнаваемо.

Институт позади. В 1938 году Шубина принимают в Союз писателей и в том же году он переезжает на жительство в Москву. В 1940 году выходит его второй сборник стихов – «Парус».

В годы Отечественной войны Шубин работает фронтовым корреспондентом на Волховском и  Карельском направлениях и на Дальнем Востоке, где были написаны стихи о русских воинах. В 1943 году в Ленинграде выходит его сборник «Во имя жизни», а в 1944-м в Беломорске – сборник «Люди боя».

И Ленинград не уходит из его творчества. «Город Ленина, Пушкина, Блока, город юности вольной моей!» Вот из стихотворения, датированного февралем 1943 года. Блокада; но уже пришел на Финляндский вокзал первый поезд с Большой земли.
                - Этот город бессонный, похожий на сон,
                Где сияющий шпиль до звезды вознесен,
                Город башен и арок и улиц простых,
                Полуночный, прозрачный, как пушкинский стих,
                Снова он возникает из мглы предо мной,
                До безумия прежний, до горя иной.

                Перерублен садовых решеток узор,
                Под ногами валяется бронзовый сор,
                Вечный мрамор Атлантов в подъезде дворца
                Перемолот, дымится под ветром пыльца;
                И на жуткую, смертную рану похож
                Жаркий бархат оглохших михайловских лож.
Да, жуткое зрелище… Но поэт верит в победу, в грядущее послевоенное возрождение Ленинграда и в свое возвращение с победой.
                - Ничего, я стерплю. Ничего, я снесу
                Огневую – от бешеной боли – слезу.
                На крестах площадей. На могилах друзей,
                Всей безжалостной силой и верою всей,
                Молча, зубы до хруста сжимая, клянусь:
                - Ленинград, я к тебе по-иному вернусь!
А до Победы еще два долгих военных года… Но уже в ноябре того же года, впервые после начала блокады, удалось наладить железнодорожное сообщение между Ленинградом и Москвой «скорый» поезд через Шлиссельбург –Волховстрой – Тихвин –Будогощь – Окуловку и далее по прямой до Москвы.

И вот та самая Волховская застольная. Случилось так, что вначале была написана музыка (композитор И.Любан), а текст появился позже. И в итоге употреблялись разные варианты, в частности, с упоминанием имени Сталина (явно без вмешательства политотдела не обошлось).

В 1944 году Шубиным была создана поэма «Битва на Свири», посвященная участникам малоизвестной операции с упоминанием подлинных имен участников.

Закончилась Отечественная война. А Шубин в качестве военного корреспондента принял участие еще и в короткой войне с Японией, завершившей Вторую мировую. Литературным памятником явилось его стихотворение «На сопках Манчжурии», текст которого прекрасно укладывается на известную  мелодию; не помню, была ли такая песня.
И в том же победном 1945 году, находясь на противоположном конце станы, Шубин вспоминает «малую родину».
                - В ней за долами, за рощами,
                На все края одна
                Деревушка на Орловщине –
                Избушка в три окна…
«На Орловщине…» Нет еще Липецкой области.

 В Москву Шубин вернулся в ноябре 1945-го. После войны поэт прожил неполные шесть лет, успев издать три сборника: «Моя звезда» (1947), «Солдаты» (1948), «Дороги, годы, города» (1949). В послевоенные годы, в период культа личности Сталина поэт никак не может найти необходимую опору для своего творчества. Можно сказать, что стихи времен войны – вершина творчества Шубина; в некоторых послевоенных стихах трудно узнать прежнего самобытного поэта.

И все же…
Картины Дальнего Востока, полемика с соседом-обывателем, картина первомайской Москвы, короткое стихотворное обращение к Пришвину, наконец, датированное 1950 годом «Январское утро в Москве». А еще – стихотворение 1951 года без названия – «Память! Всей своей далью и ширью…» - едва ли не последнее, созданное поэтом; оно воспринимается как обзор всего его творчества. Не похоже по его характеру, чтобы он подводил какие-то итоги; скорее всего, поэт искал свое место в литературе. Писал он мало, предпочитая заниматься переводами. А написанная в последние годы поэма «Свирь» свидетельствует о том, что своего дарования поэт не утратил и ему есть еще, что сказать.

Не успел Шубин встать вровень с такими поэтами, как Н.Тихонов, А.Прокофьев, П.Антокольский, К.Симонов, А.Твардовский и другими, чье творчество после Отечественной войны обрело новую силу. Не хватило времени.
Павел Шубин скоропостижно скончался 10 апреля 1951 года от сердечного приступа; присел передохнуть на лавочку и больше не встал. Критический возраст для поэтов – 37 лет.

…Разыскал я могилу поэта на Введенском кладбище, в конторе подсказали. Клены, которых так много на Введенском, низко склонили свои кроны над местом последнего упокоения поэта-солдата. Там же похоронена его жена Елена Лунц, пережившая супруга на 36 лет. Похоже, именно ей посвящено стихотворение «Елена», под которым стоит вполне конкретная дата – 15 ноября 1939 года. И сын поэта, которому посвящено стихотворение 1940 года тоже нашел вечный покой там же в 2000 году.

Фото автора. Могила Павла Шубина

Июль 2014.


Рецензии
Нет, не до седин, не до славы
Я век свой хотел бы продлить,
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле и в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить её, врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нём пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!
…Прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу!
3 августа 1943, юго-восточнее Мги

очень интересная заметка спасибо.Одно замечание у вас абзац один повторяется 2 раза-Из предисловия к сборнику произведений Шубина я с удивлением узнал, что похоронен он на Введенском кладбище, которое мне знакомо. Вернувшись в Москву, навел там справки; и оказалось, что его могила находится в нескольких шагах от захоронения моих предков, начиная с прадеда, умершего в 1902 году!-вот этот

Вениамин Пухов   22.03.2018 21:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.