Исследование личности

Однажды один человек, достигший просветленного сознания, сказал такую фразу: «Мы (люди) находимся в тупике своей иллюзии "Я". Нашего "Я", в том виде, в котором оно присуще миллионам людей, в природе не существует. Это просто иллюзия, в которую человек верит».
По поводу нашей личности писал и Георгий Гурджиев. Он сравнивал личность человека с имением, в котором нет хозяина, нет управляющего и нет даже заместителя управляющего. Всем управляют слуги. Один слуга захватывает власть, но быстро теряет её, потому что его свергает другой слуга. В результате, имение приходит в упадок, потому что нет подлинного хозяина, который бы заставил слуг заниматься своим делом, а не стремиться к власти.
Я, как страстный любитель всяких исследований, решил провести исследование на тему нашей личности и поделиться с вами полученными результатами и выводами.
Я провел свое исследование методом «от противного», то есть, принял за истину то, во что верят миллионы людей — что наше подлинное «Я» это наше физическое тело. Когда я достиг твердой уверенности в том, что «Я» это моё физическое тело, я поставил самому себе каверзный вопрос - «Почему с некоторыми людьми я не могу достаточно долго находиться в одном помещении, ведь мне (читай физическому телу) всё равно на кого смотреть?». Конечно, есть люди уродливые, которые не соответствуют неким канонам красоты; есть люди неопрятные, слюнявые, пьяные, то есть, такие, с которыми нет желания находиться рядом достаточно долго. Но этот довод меня не убедил, потому что если я заключу с кем-нибудь пари, то есть, пойду на принцип, то я смогу прожить с вышеописанным человеком очень долго и, в конце концов, перестану замечать его физическое безобразие.
Тогда я задал себе ещё один вопрос - «Может быть я не могу находиться рядом с некоторыми людьми, потому что они глупы?». Я спросил себя - «Смог бы я прожить достоточно долго в одной комнате с глупцом?». Ответ однозначен: «Смог бы». Более того, мне было бы даже интересно в разговоре с ним ставить ему интеллектуальные ловушки, сталкивая его нос к носу с собственной глупостью и наблюдая за тем, как начинает работать его неповоротливый интеллект.
Чувствуя, что моё исследование заходит в тупик, я поставил себе вопрос ребром: «С каким человеком я не смогу находиться рядом продолжительное время даже из принципа, даже на спор?». Ответ меня ошеломил. Если я являюсь человеком, который почти постоянно испытывает симпатию, то ни при каких обстоятельствах и ни при каких условиях я не смогу выдержать того, кто ежедневно испытывает раздражение, гнев, обиду; того, кто вечно чем-то недоволен; того, кто ругается и постоянно по любому поводу кричит.
Таким образом, моё исследование привело к интересному результату, а именно: «Моё физическое тело может смотреть на кого-угодно, моё ментальное тело может кого-угодно слушать, но вот моё эмоциональное тело в полный голос заявило протест — если я испытываю симпатию и нежность, то ни под каким предлогом и ни за какие деньги я не выдержу рядом с собой раздражение и гнев. Если же, несмотря на этот протест, я всё же попытаюсь остаться рядом с подобным человеком, то это очень скоро кончится тем, что либо я выставлю крикуна за дверь, либо сбегу сам».
Из всего вышеизложенного вытекает следующий вывод: «Если бы моим подлинным «Я» было физическое тело, то ни один человек в мире не доставлял бы мне никаких неудобств. Тот факт, что человек некрасив или уродлив, совсем не означал бы, что он мне мешает. Если бы моим подлинным «Я» было ментальное тело, то с любым человеком в мире я бы спокойно разговаривал, даже если бы моим собеседником был непроходимый тупица. Но такая упрямая вещь как факт указывает на то, что в этом мире немало людей, с которым я как раз наоборот просто не в состоянии находиться рядом достаточно долго. И меня не устраивает не их внешность и не их интеллект, меня не устраивает те эмоции, которые они испытывают».
Таким образом, моё исследование привело меня к доказательству того, что моим подлинным «Я» является эмоциональное тело. Я уже было вознамерился на этом исследовании поставить точку, но моё подлинное «Я» или моё эмоциональное тело преподнесло мне сюрприз.
В один прекрасный день, перепечатывая на компьютере то, что было написано мной от руки, я вдруг обнаружил, что один из моих литературных персонажей, обращаясь к другому, испытывает обиду. Этот факт поверг меня в смятение. Не было никаких сомнений в том, что то, что было написано в тетради, было написано моей рукой и ничьей другой. «Озвучивал» своих персонажей тоже я, ибо сам же их и придумал. Теперь, опираясь на свое исследование, то есть, на то, что моим подлинным «Я» является эмоциональное тело, я был вынужден признать, что моё «Я» раздвоилось — одно из них написало в тетради некий текст, а другое, сев за компьютер, точно так же как и в предыдущем исследовании, твердо заявило: «Я испытываю симпатию и не желаю набирать на компьютере то, что говорит персонаж, испытывающий обиду».
Таким образом, стал напрашиваться вывод, что если бы появился персонаж, испытывающий раздражение, то это было бы уже третье «Я», а если бы появился ещё один, испытывающий самодовольство, то это было бы уже четвёртое «Я». В результате, моё изначальное исследование привело к следующему осознанию — моим подлинным «Я» является не эмоциональное тело, а та эмоция, которая протекает в данный момент. И чем больше эмоций я испытываю, тем более раздробленным становится моё якобы неделимое «Я».
И ведь действительно, мы совершаем дурной поступок, а потом сожалеем об этом, мы принимаем какое-то решение, а потом отменяем его.
Однако, в этом месте возникает один интересный нюанс. Все мы хотя бы раз в жизни были в ситуации, когда нам неообходимо было контролировать свои эмоции, либо сдерживать их, либо вовсе устранять прямым усилием. Возникает вопрос — разве может одна эмоция контролировать другую или сдержать её или устранить? Если нет — то кто в такоем случае это делает? Ответ очевиден - если мы ЖЕЛАЕМ сохранить спокойствие, значит это наше ЖЕЛАНИЕ пытается контролировать или устранить возникшую эмоцию.
Итак, на сцене появляется ещё один игрок — ЖЕЛАНИЕ.  Например, именно желание пытается избавиться от курения или от зависимости к алкоголю. Но с кем конкретно в случае курения и алкоголя борется желание? Ответ довольно интересный  - с другим желанием. С одной стороны, желание курить или выпить, а с другой стороны желание этого не делать. Теперь подставим в эту схему эмоцию. Например, гнев. Эмоция гнева не может возникнуть сама по себе, она возникает по той же причине, что и курение, по причине того, что появляется желание её испытывать. Таким образом, когда мы пытаемся контролировать эмоцию, происходит тоже самое — желание НЕ испытывать эту эмоцию вступает в противоборство с желанием испытывать её.
Теперь становится понятным, что те слуги в метафоре Гурджиева о личности человека, это наши желания, которые очень часто сменяют друг друга у руля власти. Но если опираться на метафору Гурджиева, то кто же хозяин? Кто является нашим подлинным «Я»? Ответ напрашивается сам собой— наше подлинное «Я» это то желание, которое противостоит всей этой своре слуг. Иными словами, воля.
Теперь возникает ещё один вопрос — почему всё-таки возникает желание испытывать нежелательную эмоцию, такую как раздражение или гнев? Потому что у человека существует некая уверенность и происходит нечто, что этой уверенности не соответствует. Посмотрите, что происходит на Украине. Одна часть населения уверена в одном, другая в другом. В результате, взаимная ненависть и война.
Мусульманин уверен в том, что женщина должна скрывать все части своего тела. Результат этой уверенности — он испытывает ненависть к той, кто этой уверенности не соответствует, например, к женщине, которая идет в легком открытом платье и с непокрытой головой. Именно уверенность в чем-либо и порождает желание испытывать негативные эмоции и даже проявлять агрессию. Но как же в таком случае добраться до подлинного хозяина и жить, не имея уверенностей? Ответ — стремиться к ясности. Не верить кому-то на слово, а пытаться думать, анализировать, сопоставлять и достигать ясности. Именно ясность рассеивает всякие уверенности, многие из которых возникли только потому, что мы поверили кому-то на слово и резко снижает уровень агрессии. Но самое главное — ясность значительно приближает появление подлинного хозяина, подлинного «Я», который и превратит нас в людей сильных, волевых, решительных, бесстрашных, любящих и нежных.


Рецензии