Тезисы о философии индуизма

Сверхтеистический адвайтаведантизм Шанкары (Абсолют трансцендентен, и безличнен - "Ниргуна Брахмана") противостоит теистическому двайтаведантизму (Абсолют одновременно трансцендентен и имманентен, и Верховная Личность - "Ишвара").

Ишвара только "испускает" (манифестирует) одну из своих ипостасей - Брахму, который создает Вселенную, согласно "Шветашватара-упанишаде", как паук, который вытягивает паутину из собственного тела. Таким образом мир, истекающий из Брахмы, образует его "тело" как таковое. Зло же - лишь незаконные вибрации, вызванные попавшими в эту "паутину мира" кармами. С помощью аватар своих эманаций Брахма восстанавливает гармонию.

Но одновременно Брахма - не спаситель, а только идеальный йогин, призванный вдохновлять (вишнуизм-кришнаизм) или наполнять энергией (шиваизм-тантризм) тех, кто стремится к реализации природы собственного "Я" (Пуруши), своим примером.

Адвайтистский Абсолют-Брахман, таким образом, нельзя отождествлять с двайтистским Брахмой-Ипостасью.


Рецензии
Среди религий тьма течений, и Бог их знает, кто тут прав.
Здесь нет, увы, единства мнений - у каждой свой резон и нрав.

Влад Матин   17.07.2014 23:32     Заявить о нарушении