Отрывок из романа Карабах, ,, Боль и Память, ,,

П Е Р В Ы Й     П Р О В А Л

Время шло… Организация работала слаженно, руководители были очень серьезные люди в Ереване и в Степанакерте…молодежь ездила по райцентрам Карабаха и распространяла листовки с призывом выйти на площадь им.Ленина г. Степанакерта в полдень 4 апреля 1966 года…
На весенние каникулы в конце марта Лола поехала с кузиной в деревню Маргушеван в Мардакертском районе… Лола очень любила природу Карабаха. Она была в восторге от величия гор, кольцом окружающих город, который успел стать ей родным…часто бывая на природе за городом, она с уповением пила воду из холодных родников, в журчании которых она слышала особую мелодию, пенье птиц в лесах, подступающих к городу , обворожительно действовали на девочку …Даже облака, которые плыли по Карабахскому небу, вызывали особое чувство. Лола под воздействием этой чарующей красоты начала писать… Писала в стихах, грустных, романтических. С удовольствием читала близким ей людям, и всем нравились ее детские поначалу, потом уже более серьезные творения этой девушки, влюбленной в этот чудесный край, откуда родом была ее мама…Рассказы бабушки и увиденное здесь воочию стало одной из главных стимулов для Лолы,и она писала, много, самозабвенно , с любовью… На приглашение кузины провести каникулы в деревне у ее бабушки Лола среагировала бурно и с удовольствием. И вот они приехали в этот роскошный уголок равнинной части Карабаха . Здесь природа оживала намного раньше горной части…Некоторые деревья стояли в цвету, трава зеленью пробилась давно, сельчане готовились к весенней страде, на деревенских улочках кипела жизнь…Рейсовый автобус прибыл в деревню к
вечеру, когда с пастбищ возвращали домой скот, и пасшие стадо по очереди жители села, громко окликая того или иного хозяина , загоняли в их дворы животных. Для сельчан это был обычный рутинный день, для Лолы – праздник…души. Ей нравилось все это, она видела все в первый раз.
Необыкновенное влекло ее . И она задавала много вопросов, вызывая улыбку и местных …Неделя прошла очень быстро. С большим багажом ярких воспоминаний и приятных впечатлений девочки покинули эту гостеприимную деревню…
Она вернулась в город к началу занятий… В тот же день ей позвонили, и незнакомый мужской голос, любезно поздоровавшись, пригласил ее назавтра после школы прийти в Комитет Госбезопасности . Лола растерянно спросила, что не знает, кто он, зачем? И где находится вообще этот комитет? На что он спокойным, поставленным голосом ответил : "Моя фамилия Маркаров…Я председатель Комитета Госбезопасности…и жду тебя после занятий в 2 часа по адресу…Я тебя встречу, я знаю тебя.., - Хорошо, буду.- смело ответила Лола, - обязательно буду"…
На следующий день после школы Лола пошла во указанному адресу в Комитет Госбезопасности. Она не представляла даже, о чем хотят с ней поговорить в таком важном месте…Но что-то подсознательно вызывало тревогу…не за себя…ее волновали события более масштабные, которые готовились организацией, частицей которой она себя не без гордости ощущала…Лола шла, погрузившись в свои мысли, перепрыгивая озорно через лужицы на асфальте после дождя и никого вокруг себя не замечая. Был апрель, весна уверенней вступала в свои права .Первые весенние дожди несли запах пробуждающегося леса, пробивающейся бархатной зелени травы, первые робкие цветы –подснежники - являли собой королевскую роскошь… В этом райском уголке Лоле дышалось
легко и уютно после большого шумного города…Из той жизни ей только снился по ночам Каспий… самый лучший из морей… Ход ее мыслей внезапно перебил низкий мужской голос . спокойный, но строгий… "Здравствуй, Лола! Пойдем!" , взял ее под руки и тут же завернул налево и толкнул тяжелую дверь , с табличкой у входа «Комитет…» Это был мужчина лет 60-ти, в длинном черном пальто и в зимней шапке…На спокойном лице выразительные большие глаза, пронизывающие Лолу насквозь. Он смотрел на девочку, не отрываясь, будто пытался прочитать ее мысли. В кабинете он представился снова и весьма странным образом:»Моя фамилия Маркаров» - вместо привычного имени-отчества.
Едва справившись, как она отдохнула, он приступил к делу. Положив перед девочкой бумагу и ручку, сказал коротко :»Пиши» - «Как я отдохнула?» – спросила Лола, полушутя, полусерьезно…Она и действительно не знала, о чем писать… «Обо всем. Что тебе известно о работе некой организации»… Лола отпиралась. Говорила, что слышит впервые, сама тряслась внутри…Что могло произойти за несколько дней, что? Стучало в голове… Он и не стал ее долго расспрашивать…Сказал , что ее друзья из звездочки гостили у них ночью, и что он собирается их сейчас отпустить. .Долго говорил об интернациональной дружбе, особенно стыдил Лолу…т.к. хорошо знал ее семью, отца, дядю, который недавно еще занимал высокий партийный пост в Карабахе, а жена его азербайджанка…И если узнает об этом ее отец , девочке не сдобровать… Именно ей и не подобает и так далее, и тому подобное… Услышав, что ребят сейчас отпустят, Лола дальше и слушать его не стала…
Итак…весной 1966 года была предотвращена попытка карабахцев выйти на площадь с призывами восстановить историческую справедливость и вернуть историю на круги своя…
Желанием жителей этого горного края, --- исконно армянского и армянонаселенного, в основном, было воссоединение с исторической родиной -Арменией. Руководители молодежной организации, действующей на территории всей Армении и Карабаха, и были инициаторами ожидаемого митинга… По определению партийной номенклатуры тех лет, их посчитали ВОЗМУТИТЕЛЯМИ СПОКОЙСТВИЯ и с ними поступили соответственно… Наказание получили разное…от увольнения с занимаемой должности до уголовной ответственности…
Еще одна страница истории карабахского движения была перевернута…Но уже появились первые всходы в сознании молодежи о правдивой судьбе своего горного края, именуемого гордо Арцахом и переименованного в Карабах – Черный сад . И дальше все пошло по наклонной вниз…


Рецензии