179. В. Агошков. Ефратово-Тросна. Ворота-горница

179. В.Агошков. Ефратово-Тросна тожь.

ТРОСНА и ЕФРАТОВО – ВОРОТА,
КОТОМКА – ГОРНИЦА
 

 
Мы уже давали своё объяснение имени Тросна. Не исклю-чаем того, что слова Тросна и трасса – родственны. КОТОМКА – от ХОДОМКА – там, где ходят! В Кромском районе рядом с с. Шахово расположена д.КОТОВКА. Дома’ деревни построены вдоль трассы Орёл-Кромы. Поэтому и Котовка – от Ходовка, места, где ходят и где ездят на машинах. КОТОМКА // КОТОВКА (звуки М и В – близки: сравни ПУТИМЛЬ // ПУТИВЛЬ. Или МУ-РАВЛЬ // МУРАМЛЬ // МУРОМ. Есть КОТОВКА и под пгт. Змиёв-кой. В Хотынецком районе видим районный центр ХОТЫНЕЦ – от ходить: ХОДЫНЕЦ. Село ХОТЬКОВО – от ХОДЬКОВО. Город ДЯТЬКОВО Брянской области – от ХОДЯТЬКОВО: звук Х отпал по причине слабого произношения.

Котомка // Кутомка – от КУТ = угол! Объясняя слово КОТЁЛ учёный П.Я. Черных выводит его из латинского catillus – «блюдечко, тарелочка» уменьшительное от catinus – «глиняная чаша, миска», а также «плавильный тигель». Место пересечения дорог в районе деревни Катомка и представляло из себя ровное место, чашу, миску». Вспоминается Чашин Курган недалеко от города Брянска, который и являлся, по мнению историков-краеведов, первоначальным брянским кремлём.

В Ломовецком сельском поселении ранее была деревня Гончаровка: то ли от фамилии первого поселенца, то ли от «гон-чарный круг». Гончар – от горнчар, где РНЧ упростилось в НЧ. ГОРН даёт ГОРНИЦА: Ожегов, Шведова – 1. Комната /первоначачально в верхнем этаже / (устар.). 2. Чистая полови-на крестьянской избы (обл.), уменьш. горенка (к 1 знач.).
 
Если эти определения применить к КАТОМКЕ // КОТОМКЕ, то можно согласиться с тем, что Катомская почтовая станция и находится на водоразделе, на возвышении по сравнению с дру-гими территориями. И, во-вторых, благодаря своему возвыше-нию, является не «кухней», не «закромом» (как Кромы), а местом для приёма гостей, большим светлым залом (как Гостомль, где, кстати, тоже была своя почтовая станция; имеется Гостомль и в Курской области).

Грановитая палата – главный парадный приёмный зал ве-ликокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покоре-ния Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключе-ния Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Зем-ском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. В XXI веке Грановитая палата является од-ним из представительских залов при резиденции президента Российской Федерации, а в подклете оборудована резиденция патриарха.

 Троснянская деревня ГРАНКИНО могла назваться в честь своего владельца Гранкина, а фамилия помещика появиться от ГОРН // ГОРОНКИНО, т.е. от нахождения поселения на большом, гостевом месте, в том числе и на границе!

КОТОМКА. Женская сила хранения и место сохранения, отсюда жизнь и здоровье, хранение того, что драгоценно или ценится. Когда котомка ассоциируется с сумой, это предполагает сохранение деяний личности, которые должны храниться как доказательства в ожидании дня Страшного суда. Наряду с посохом котомка является атрибутом паломника, чья сума изображается свисающей с его плеча или с посоха.

О Тросне, как «посохе», мы уже писали; Катомка (Котомка) – атрибут паломника по святым местам: Москва, Киев, гора Синай...
Котомка – эмблема раздающего милостыню и торговца, а также всех посланников богов, в частности Гермеса (Меркурия) и Приапа, а у христиан – святых Иуды, Матфея и Николая.
http://enc-dic.com/symbol/Kotomka-375.html
 

 
Если село ЕФРАТОВО – Тросна тожь являлось ВОРОТАМИ, ДВЕРЬЮ, то деревня КАТОМКА // КОТОМКА – ЗАЛОМ, ПАЛАТОЙ, ГОРНИЦЕЙ (горним местом) для приёма высоких гостей. Всё это заставляет нас лучше присмотреться к этому необычному духовному узлу, который, возможно, расположен на месте древне-го Кремля и языческого природного храма. Если дер. Катомка // Котомка находится на разломе земли, где выходят на по-верхность живительные силы, то древние люди могли соорудить здесь свой храм. Поскольку КОТОМКА – это «женская сила хра-нения», то тогда в данном месте поклонялись МАТЕРИ и древние знания могли сохраниться до нас со времён МАТРИАРХАТА.

В этом свете и сёла Тросна и Муравль приобретают важное значение как старых природных храмов, о чём мы уже отмечали в нашей краеведческой поэме «Екатерина II в Тросне».


(С) В.И. Агошков.


Рецензии