Неистовая Валерия

А 12 июля случилось событие, напомнившее мне о существовании другой, совсем другой Москвы. В тот день скончалась в Москве Валерия Ильинична Новодворская. Не думаю, что я являюсь её стопроцентным единомышленником, но я хочу отдать дань уважения этому человеку, а потому и взялся за перо.
Прежде всего хочу сказать следующее. В. Путин, находившийся с визитом в Латинской Америке, выразил своё соболезнование близким покойной. Это растрогало меня. Президент страны, в прошлом офицер КГБ выражает соболезнования в связи с кончиной самой непримиримой в стране диссидентки. Это дорогого стоит. Стало быть, в стране всё – таки что-то меняется.
Не исключено, что в будущем о В. Новодворской будут писать в самых разных жанрах.  «Неистовая Валерия» … Я потому дал такое название заметкам, что легко представил написанные в будущем роман или пьесу с таким заголовком. Но это всё в будущем, к которому я не буду иметь никакого отношения. А сейчас я хочу сказать, написать вослед Валерии Ильиничне всего несколько абзацев.
О том, как сложится судьба В. Новодворской, можно было догадаться ещё в молодые её годы. В 1968 году она закончила среднюю школу с серебряной медалью. И уже годом позже, когда училась в Московском институте иностранных языков Мориса Тореза, организовала подпольную студенческую группу, в которой обсуждалась необходимость свершения коммунистического режима путём вооружённого восстания. А 5 декабря 1969 года Новодворская распространила листовки с антисоветским содержанием в Кремлёвском дворце съездов, со стихотворением собственного сочинения «Спасибо, партия, тебе!» Понятно, что сразу же была арестована КГБ. Так круглые отличники, медалисты не поступают. В большинстве своём круглые отличники, медалисты, особенно те, чьё детство пришлось на голодные военно-послевоенные годы, сразу после окончания школы нацелены на карьеру. Жёстко нацелены. А юная Валерия, почти девчонка, была нацелена на другое. Она была нацелена на борьбу и, стало быть, на страдание. 19-летняя девочка не знала, не могла знать, какую цену она заплатит за этот выбор.
Википедия, начиная свой рассказ о деятельности Новодворской, в первую очередь говорит о том, что она «российский политический деятель». Это не так. Она не политик уже потому, что никогда не подавала руки человеку, которого она не уважает. Так кто же Валерия Ильинична? По роду занятий она независимый журналист, писатель, историк. Но кто она по сути своей? А по сути своей она диссидентка, вечный оппозиционер, индивидуалист, вольнодумец. И ещё она – юродивая. Это очень важное обстоятельство, но об этом ниже.
При всей необычности своей натуры Новодворская типичный продукт той русской культуры, которая явилась неизбежным следствием реформ Петра Великого, прорубившего окно в Европу. Я достаточно хорошо понимаю, что П.Я. Чаадаев и В.И. Новодворская, говоря языком спорта, принадлежат к разным весовым категориям. Но совершенно очевидно, что фигура Новодворской находится в том ряду, во главе которого стоит П. Чаадаев. И совсем не случайно, что оба они, с точки зрения России официальной, сумасшедшие. Правда, Чаадаев только был объявлен сумасшедшим, а в психушке он не сидел по той простой причине, что режим Николая I был очень либеральным по сравнению с режимом коммунистическим. А вот Новодворская с июня 1970 по февраль 1972 года находилась на принудительном лечении в специальной психиатрической больнице Казани с диагнозом «вялотекущая шизофрения, параноидальное развитие личности». А спустя несколько лет ей пришлось «долечиваться» в московской психиатрической больнице.
Вернусь к своему утверждению о том, что Валерия Ильинична юродивая. Да, есть в ней что-то от юродивой. Я не знаю другого человека в современной России, который бы с редкой откровенностью и беспощадностью упорно, на протяжении всей своей жизни говорил стране, народу то, что он думает о них. Так что я понимаю, прекрасно понимаю ненависть к ней со стороны очень многих российских людей. Возможно, судьба юродивой Новодворской закончилась бы плохо, если бы не перестройка Горбачёва, которого она проклинала, и не август 1991 года.
Я не знаю фактов личной, интимной жизни Новодворской, но имею некоторое представление о том человеческом типе, к которому она принадлежит, а потому рискну сказать следующее. У Валерии Ильиничны были среди мужчин друзья, настоящие друзья, но не было ни одного любовника. Валерия Ильинична познала весь трагизм судьбы нереализованной любовницы, жены, матери. Я убеждён в том, что 12 июля она предстала перед Господом Богом девственницей, Московской Девственницей, как я её часто называл. Что ж, это очень похоже на судьбу настоящей Юродивой.
16 июля 2014 года.


Рецензии