Краткое изложение идеи пустоты

Мои попытки сформулировать идею пустоты наталкиваются на непреодолимый логический барьер.
    Можно определить пустоту как отсутствие чего-то, многого, даже всего, но это идея не-полноты. Такое определение имеет право на  существование, с разной степени оговорками, как доказательство от противного, но это отнюдь не идея, а определение.

Идея содержит мысль в себе, причем мысль интуитивно понятную.

     Пустота как отсутствие – да, пустота как наличие – логический нонсенс, не укладывающийся в рамки  даже парадоксального буддистского мышления.

Есть знаменитый дзен-коан о пустоте. Учитель принес ученику чашку с водой, ученик выпил.
«Думай, что в чашке», велел учитель.
Ответ «ничего» или «нет воды»  его не устроил,  таким образом,  буддизм, как  система мышления тоже подозревает, что идея больше определения. 

     Пытаясь  таким образом определить пустоту, мы перечислим весь мир, отрицая его.
Вот это хорошее приближение к идее пустоты – отрицание мира.
Я и не-Я, мир и не-мир.

     С другой стороны, пустота – универсальная основа всего сущего, достаточно вспомнить пустоту космоса. Но какая  – сегодняшний вакуум между существующими объектами или первоначальная пустота  до Большого взрыва? Если говорить о той, пра-пустоте, тогда постигнуть ее мы не в состоянии, она лежит за геометрией нашего мира, за пределами его понятий.

      Смелое (или наивное) стремление даосизма определить в неспециальных терминах простого человеческого языка сложные понятия, не входящие в концепцию этого языка, вызывают добрую улыбку, как любые наивные проявления человеческого тщеславия.

Включая мои собственные.

      Или другая концепция – пустота, как взаимодействие всего сущего.
Как в игре в тетрис – стоит только гармонизировать расположение вещей (кубиков) как они сливаются, исчезая и образуя пустоту.
      Тогда идея пустоты принимает креационистский характер - не пустота уничтожения и  отрицания,  а пустота созидания. 
      Такая концепция укладывается и в теорию нынешнего возрастания энтропии, как гармонизации всего сущего до его полного слияния и,затем, исчезновения, и в теорию пульсирующих вселенных, снова и снова взрывающихся в наступившей нестерпимой пустоте,


Рецензии