Медведь

(Эссе-рассказ)
Бурным потоком шумела река. А на вершинах гор уже белел первый снег.
Неспешно раздвигая ветви молодых елей, на берег вышли двое индейцев: дед и внук. Дед рассказывал внуку разные истории из своего детства и молодости, а также сказки, которые он когда-то слышал от своих предков.
- Смотри, дед! – закричал вдруг мальчик. – Вон там медведь ловит рыбу!
Старик посмотрел в ту сторону и тоже заметил у порога реки темную фигуру зверя.
- Давай подойдем ближе и посмотрим, как он это делает, – сказал он. – А пока я расскажу тебе про то, как медведь потерял огонь.
Итак, когда-то, давным-давно, огнем владел только медведь. Он бродил по горам и лесам и всегда носил его с собой. Он был силен и могуч, и все боялись его (медведя).
Но однажды, заметив в лесу место, где было очень много желудей, медведь положил огонь на землю, чтобы пойти поесть. И показались ему желуди настолько вкусными, что он не хотел более ни на что отвлекаться. А огонь тем временем начал угасать, потому что не мог долго гореть сам по себе, и начал кричать:
- Помогите! Накормите меня!
Но медведь уже нашел сладкий улей и не слышал его криков.
Неподалеку же находились люди, которые собирали орехи. Зная свирепость медведя, они, с большой опаской, все-таки подошли к огню и спросили его:
- Чем тебе помочь? Чем ты питаешься?
- Деревом, сухим деревом, – отвечал огонь.
И взяли люди четыре сухие ветки, и положили в огонь с четырех сторон света. И огонь снова начал радостно гореть. Но тут послышался рев медведя, который возвращался из чащи. Он вспомнил про свой огонь, только когда досыта наелся. Люди в страхе разбежались.
А медведь подошел, и хотел, как обычно, взять огонь. Но неожиданно отдернул лапу, обжегшись в первый раз.
- Уходи. Ты забыл про меня. Я больше не хочу тебя знать, – ответил ему огонь.
От злобы и отчаяния медведь заревел еще громче. Но уже, как ни силился, не мог овладеть огнем, и, расстроенный, ушел прочь.
Огонь же вновь позвал к себе людей и сказал им:
- Возьмите меня. И, если позаботитесь обо мне, я позабочусь о вас.
И люди забрали огонь.
- Дед, а это правда? – спрашивал мальчик.
- Конечно правда, – отвечал дед. – Так и по сей день мы заботимся об огне, чтобы он всегда горел в наших жилищах. Готовим на нем пищу. Греемся в холод. Я тебе даже больше скажу: в каждом человеке должен гореть огонь. И о нем нужно заботится всю жизнь. Иначе он потухнет, и разжечь его заново будет очень сложно. Огонь этот есть справедливость и преданность своему народу, доброта и смелость. Когда же человек не заботится об этом, то становится хитрым и злым и может принести несчастья всему племени. А также нужно любить природу, которая нас окружает, и знать ее.
Меж тем, они уже подошли к тому месту реки, где видели медведя, и остановились.
Медведь стоял на скользких камнях прямо в потоке воды и ловко хватал выпрыгивающих из нее рыбин. После чего отбрасывал их на берег, чтобы потом спокойно поесть.
Мальчик заворожено смотрел на эту картину, а старик говорил ему:
- Видишь, какой это сильный и умный зверь. Надо его уважать и зря не беспокоить. И стараться не подходить ближе, чем мы сейчас. Но если ты не имеешь другого пути, то должен подходить так, чтобы зверь заранее тебя заметил. Вот сейчас, к примеру, этот медведь видит и знает, что мы здесь стоим. Но спокойно занимается своими делами. Ему необходимо нагулять большой запас жира, чтобы спокойно уснуть на зиму.
Но вот на берег с той же стороны вышел еще один медведь.
- Ого! – прошептал мальчик. – Теперь там уже два медведя. И этот, кажется, еще больше первого.
- Давай отойдем вон за тот камень и посмотрим, что они будут делать, – отвечал дед.
Вышедший же на берег медведь не спеша направился к той куче с рыбой, которую другой уже наловил. Подойдя, он обнюхал ее, и начал негромко рычать.
- О, это очень старый медведь – заметил дед. – Он уже не может так хорошо охотиться, вот и пытается завладеть чужой добычей.
К этому времени медведь, который находился на реке, уже заметил, что к пойманной им рыбе приблизился другой. И, поймав еще одну, уверенно пошел на берег, тоже рыча и мотая головой. Но старый медведь не хотел уходить. Он уже даже начал есть. Молодой же, подойдя, положил последнюю рыбину на землю и долго всматривался в своего соперника. Но затем развернулся и медленно пошел вдоль берега.
- Он что, испугался старого медведя? – спросил мальчик.
- Нет, просто он увидел его слабость (старость) и уступил свою добычу из уважения, – объяснил внуку дед. – Даже в поведении зверей можно увидеть, что нужно уважать старших.
- Дед, а ты старый? – поинтересовался неожиданно мальчик.
- Да, я тоже старый, – с улыбкой ответил дед.
- А как это? – спросил мальчик.
- Ну, когда человек рождается, то он растет, учится всему, постепенно взрослеет, становится сильным, начинает много трудится и охотиться. Затем выбирает себе жену, и у них обычно появляются свои дети. А потом, с годами, человек как бы взрослеет, но наоборот: его тело вновь становится не таким сильным и здоровым, появляются морщины. А душою, он становится одновременно и глупее, и мудрее. Вот как я сейчас – засмеялся старик.
- Да ладно, дедушка. Ты очень умный, – сказал ему мальчик. – И с тобой интересно.
- Ну тогда я расскажу тебе еще одну историю из своей жизни. А пока пойдем обратно к жилищу, – сказал дед.
Придя, они сели у костра. Мальчик аккуратно подкладывал ветви, которые он собрал по пути.
- Да, когда-то я тоже был молодым, – рассуждал дед. – И даже таким маленьким, как ты. А сейчас у меня такое ощущение, что я, как медведь, уснул на зиму, а проснулся уже стариком. И все, что было, было, как будто вчера. Каждый день, каждый год.
- А где я был, когда ты был еще маленьким? – недоуменно спросил мальчик.
- Ну, тебя тогда еще не было, – отвечал дед.
- Как это не было? – с еще большим недоумением спросил мальчик.
- Это, конечно, большая загадка – говорил старик-индеец. – Но я постараюсь тебе ее объяснить. Итак, смотри: человек рождается от своих матери и отца. И похож всегда на мать и на отца, а также на своих предков. Учится всему он тоже у них. Но ведь нельзя сказать, что он  наполовину мать, а наполовину отец. Или что он состоит из своих предков. А это значит, что человек – это нечто большее, чем то, что мы видим глазами. И откуда, и почему он появляется таким, какой он есть, до конца никто не знает. Но значит ли это, что до появления в утробе матери человека вообще не было?
Я тебе скажу: даже до появления в утробе своей матери – ты существовал. Просто никто не мог этого знать и чувствовать, так как ты еще не пришел в мир. А теперь, когда ты здесь, то не можешь вспомнить или понять больше, чем видишь. Так же, как не можешь вспомнить, что было с тобой в самом раннем детстве.
Этот мир, и все эти горы, реки, леса и животные, населяющие их; это небо и солнце, и сам человек, – существуют очень давно. Так давно, что ты не можешь себе представить. И все здесь не так просто, как кажется. Хотя, это для кого как.
Тебе понятно, что я рассказываю?
- Да, – ответил мальчик, немного удивленный серьезностью заданного им самим вопроса.
- А помнишь того старого медведя, который сегодня на реке ел рыбу, пойманную молодым? – спросил старик.
- Конечно, помню, – ответил мальчик.
- Так вот… – продолжил старик. – Этот медведь, видимо, уже очень стар. Это видно и по его шерсти, и походке, и поведению. И рыбу он ел медленно, потому что у него уже не все зубы. Если он нормально доживет до холодов, то, как и все медведи, уснет. Но когда вновь станет тепло, – уже не проснется.
- Он что, умрет? – спросил мальчик.
- Да, он уже прожил свою жизнь, – глубокомысленно ответил дед.
- А что с ним будет потом? – неуверенно поинтересовался мальчик.
- Что будет потом, никто не знает. Даже сам медведь, – отвечал дед.
- А люди тоже же умирают? – спрашивал мальчик.
- Да. Тоже, – отвечал старик. – Тоже от старости, от болезней, или ранений, когда тело становится неспособным служить жизни. Тогда и говорят, что он прожил свою жизнь. А на счет того, происходит ли что-то дальше, давай порассуждаем с тобой вместе. Вот, например, кого больше можно назвать живым: младенца, взрослого или старика? Или все живы одинаково?
- Одинаково, – отвечал мальчик.
- Или кого можно более назвать человеком: младенца, взрослого или старика? – продолжал дед. – Или каждого из них можно назвать человеком одинаково?
- Одинаково, – вновь отвечал мальчик.
- Исходя из этого, можно сказать, что человек является человеком, независимо от своего возраста и независимо от времени, – говорил дед. – И является живым так же независимо от времени, но с момента появления в утробе матери. И даже до этого, человек, скорее всего, как-то существует. И значит, – существует вне времени. И даже когда умирает, не перестает существовать. Просто, когда его больше нет в этом мире, это, само по себе, очень печально. Особенно, если это близкий человек. Ведь мы больше не можем его чувствовать, разговаривать с ним. Потерялась ли безвозвратно его жизнь? Нет, скорее всего, он просто взял ее с собой в другой мир.
Старик- индеец закончил свой рассказ и заботливо погладил по голове своего внука, который после такого серьезного разговора уже боялся о чем-либо спрашивать своего деда. Поблагодарив его, он побежал к матери, смотреть, как она готовит пищу.
Старик же продолжал задумчиво сидеть у костра и курить трубку. Ему самому было тяжело осознавать все то, что он только что рассказывал мальчику. К тому же, он понимал, что уже почти прожил свою жизнь.
Ему хотелось уснуть, так, как это делают медведи, и вновь проснуться молодым. Увидеть солнце в голубом небе, бурные потоки реки и белые вершины гор.

2010г.


Рецензии