Эрмитаж

                Музеи мира
ЭРМИТАЖ


Каждая встреча с этим музеем- праздник радости, и каждый раз после встречи с ним мы уносим с собой неповторимое ощущение от общения с его духовными сокровищами, в которых бьется пульс истории. Прошлое входит в нас, сплавляясь с настоящим.

                …что есть красота
                И почему ее обожествляют люди?
                Сосуд она, в котором пустота,
                Или огонь, пылающий в сосуде?
                Н. Заболоцкий.

Сегодня здания Эрмитажа, Дворцовая площадь и Дворцовая набережная воспринимаются как гармоничное целое. Трудно поверить, что такая гармония достигалась постепенно, на протяжении многих лет. Вспомним хотя бы бегло основные вехи жизни этого чудо-музея…
А началось все с 1703 года, когда Петр I заложил в устье Невы новый город- Санкт-Петербург («Радость» № 6, 2001), являвшийся столицей России с 1712 года по 9 марта 1918 года. Город строился быстро, особенно велика была в этом заслуга первого архитектора строящегося города- Доминико Трезини («Радость» № 7- 8, 2002), выполнявшего прямые поручения Петра I.                Находясь в Голландии, Петр I часто заходил в мастерские художников, любовался их искусным изображением моря и кораблей, сценок из жизни «голландских мужиков и баб». Во время путешествий в Западную Европу он приобретал для своей личной коллекции понравившиеся ему картины, скульптуры, минералы, скелеты животных и птиц, образцы оружия, многочисленные анатомические аномалии… Все эти  приобретения хранились в основанной в 1714 году Кунсткамере (от нем. Kunstkammer- кабинет древностей, музей). Этот музей располагался сначала в Летнем дворце Петра I, построенном в 1710-1714 годы архитектором Трезини на левом берегу Невы.  Царь хотел, чтобы с коллекцией познакомилось как можно больше людей, и потому старался привлечь в Кунтскамеру всякого посетителя. В 1715 году уральский заводчик Никита Демидов преподнес супруге Петра I, Екатерине по случаю рождения царевича Петра (1715-1719) часть золотых изделий, найденных кладоискателями в надмогильных курганах приалтайских степей. Заинтересовавшись этими древностями, Петр I издал указ, обязывавший собирать «старые вещи» и делать чертежи, «как что найдут». В столицу потекли многочисленные находки, составившие так называемую «Сибирскую коллекцию Петра Великого». В нее входит более 250 великолепных украшений: ажурные пряжки и застежки, спирально изогнутые браслеты, гривны, перстни, серьги, бляхи от конских сбруй…  В 1720 году, после долгих странствий по воде и по суше, в столицу  прибыла в специальном «каретном станке на пружинках» найденная в 1718 году при раскопках в окрестностях Рима мраморная скульптура Венеры- богини  любви и красоты. Эта мраморная богиня была подарена Петру I  Папой Римским в обмен на мощи святой Бригитты. В Летнем саду по случаю прибытия скульптуры Петр I приказал устроить праздник, а для охраны статуи около нее поставили гренадера. Впоследствии скульптуру выставили в Таврическом саду, отчего она и получила название Венеры Таврической. Она стала одним из первых произведений, положивших начало коллекции, которая теперь называется «Эрмитажем». Памяти Петра I в Эрмитаже посвящен отдельный Петровский зал.
Почему этот музей назван Эрмитажем? Это французское слово (ermitage) означает «место уединения». Есть и такие его толкования: как «пустынь», «уединенный уголок», «загородный дом», «парковый павильон», «приют отшельника»… Такие «эрмитажи», созданные по образу Версаля и предназначенные для отдыха и уединения титулованных особ в интимном кругу, имелись во многих садах, дворцах и парках XVIII века. Иметь свой «уединенный приют» захотела и императрица Екатерина II. В особых комнатах дворца государей- Зимнего дворца- она устроила свой «Эрмитаж». Это было очень удобно: сюда она приходила отдыхать от царственных  забот, устраивала маленькие вечера, на которые приглашала очень узкий круг людей. Императрица сама придумала особые «правила, по которым поступать всем входящим в сии двери», и требовала их выполнения. Вот некоторые из этих правил: «Оставить все чины вне дверей…»; «Спорить без сердца и горячности»; «Не вздыхать и не зевать, никому скуки или тягости не наносить»; «Быть веселым, однако же ничего не портить, не ломать и ничего не грызть»…                Екатерина II приказала собрать лучшие художественные произведения из многочисленных загородных дворцов, направила своих агентов в крупные европейские города для приобретения на аукционах лучших произведений живописи, ваяния, археологических находок.                Наиболее значительным приобретением стала крупная коллекция западноевропейских художников, собранная берлинским купцом Гоцковским.  В нее входило 225 картин. Именно год прибытия этой коллекции в Санкт-Петербург- 1764-й- и считается датой основания Эрмитажа. Но это была не единственная крупная коллекция, закупленная за границей. Были приобретены также частные коллекции картин графа Брюля (Дрезден, 1769 год), барона Кроза (Париж, 1772 год), сэра Уолпола (Лондон, 1779 год). Добиваясь славы «просвещенного монарха» и щедрого мецената, Екатерина II не жалела средств для пополнения своего «пустынного уголка». Ее приобретения были столь велики, что эту свою страсть она сама в шутку называла «обжорством», «камейной болезнью» (камея- камень с рельефной художественной резьбой). Резные камни по заказам Екатерины изготовляли лучшие мастера Европы. Она создала гигантский кабинет «антиков», как тогда называли старинные или редкие художественные изделия.                К концу XVIII века в Эрмитаже было уже более десяти тысяч камей, самой известной из которых была «Камея Гонзага», названная так по имени одного из ее многочисленных владельцев. Созданная в Александрии в III веке до н.э. неизвестным греческим мастером, эта камея была подарена в 1814 году Александру I женой Наполеона- Жозефиной Богарнэ. На камее изображены Птолемей II и его жена Арсиноя. Александр I передал камею в Эрмитаж. Екатерина II приобрела для Эрмитажа и богатейшую библиотеку Вольтера, состоявшую из 6800 томов. Для  публики музей стал доступен лишь в 1852 году, когда Николай I торжественно открыл «Императорский музеум»- первый в России художественный музей. Однако, «чтобы избежать большого числа посетителей», были введены специальные «оградительные правила», отмененные  в 1866 году.                Хотя музейные коллекции были размещены в специальных залах Зимнего дворца, Эрмитаж оставался продолжением царских апартаментов. В музейных залах устраивались различные празднества и увеселения.
В 1897 году 80 картин русской школы из коллекции Эрмитажа- Венецианова, Кипренского, Брюллова, Бруни- были переданы учрежденному в 1895 году Русскому музею.
Художественные сокровища Эрмитажа значительно пополнились после 1917 года за счет национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых, а также картин из загородных дворцов, Музея Академии художеств и других музеев. Однако в 1920-1930-е годы фонду Эрмитажа был нанесен ущерб неоправданной продажей западным коллекционерам. его художественных ценностей, а это были картины Рембрандта, Рубенса, Я. Ван Эйка  .
Свои коллекции музей разместил не только в залах Зимнего дворца, но и в новых, специально для него построенных в разное время зданиях.                Сегодня сокровища Эрмитажа находятся в пяти связанных друг с другом зданиях, составляющих архитектурный ансамбль,- в Зимнем дворце (1754-1562 годы, архитектор В.В. Растрелли), в Малом Эрмитаже (1764-1767 годы, архитектор Ж.-Б.М. Валлен-Деламот), в Старом Эрмитаже (1771-1787 годы, архитектор Ю.М. Фельтен), в Новом Эрмитаже (1839-1852 годы, архитектор Л.фон Кленце) и в Эрмитажном театре (1783-1787 годы, архитектор Дж. Кваренги). Кроме того, Эрмитажу в 1981 году после реставрации был передан Меншиковский дворец (1710-1712, 1713-1727 годы, архитектор Дж.Ф. Фонтана, Г.И. Шедель, при участии Д. Трезини,  Б.К. Растрелли, Г.И. Маттарнови, Ж.Б. Леблона) на Васильевском острове, а в 1989 году- часть здания Главного штаба (1819-1829 годы, архитектор К.И. Росси) на Дворцовой площади.
Во время Великой Отечественной войны музей продолжал работать, хотя из него было вывезено в город Свердловск (ныне Екатеринбург) более одного миллиона экспонатов. Ремонтные работы по устранению повреждений зданий музея от попаданий авиабомб и артиллерийских снарядов были завершены уже в 1945 году.                В этом же году все здания Зимнего дворца были переданы Эрмитажу.                К настоящему времени в Эрмитаже, ставшем одним из крупнейших музеев мира, собраны богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII-XIX веков.                В коллекциях Эрмитажа представлены работы крупнейших мастеров зарубежного искусства: живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, Веласкеса,  Риберы, Эль-Греко, Мурильо, Кранаха Старшего, Хольбейна Младшего, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Иорданса, Гейнсборо, Гальса, Делакруа, Буше, Энгра, Ренуара, Мане, Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса, Гуттузо, Пикассо, скульптуры Микельанджело, Гудона, Родена…                Да разве возможно перечислить все представленное здесь более чем в 350 залах художественное богатство? Это целый «космос» духовности, который обращен к нам и открыт для нас… Музей непрерывно пополняет свои художественные сокровища и ведет обширную просветительскую работу, цель которой- духовное обогащение людей.
                Юрий Жданов          06.06.2007
               
Рассказ Юрия Жданова «Эрмитаж» опубликован:
1. Юрий Жданов. Эрмитаж.  Газета  «Радость» № 9, 2010. Стр. 19- 21
2. Юрий Жданов. Эрмитаж- «место уединения». «Детская Роман-газета» № 11, 2007. Стр. 13-17; 4-я страница обложки.

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)


Рецензии