После семидесяти. Часть 2. Учёба. Фрагменты

Вспоминаю: 5 марта 1953 года я пришла из школы. Меня встретила сестра Нюра со словами: «Ну, Нин, тебе сегодня реветь два раза. Умер Сталин, и подохла твоя Мурка». Конечно, я очень плакала по любимой кошке. Она была моей подружкой все десять лет, однажды даже окотилась в моём подоле. А Сталин в мои десять лет воспринимался как что-то великое, но очень далёкое.

Вспоминаю: каждый год мы сдавали экзамены, по четыре-пять за год, а в десятом классе почти по всем предметам. Особенно я запомнила экзамен по русскому языку в шестом классе. Все писали изложение. Я совершенно не боялась этого испытания, потому что русский был для меня самым лёгким предметом. Текст был про Тёму и Жучку. Я писала, ко мне подошла учительница, прочитала черновик, что-то покивала головой, а потом подошла к комиссии и стала что-то шептать. Со всех сторон одноклассники мне показывали большой палец: «Во! Здорово!», я радостно кивала, мол, сама знаю, что во! Со спокойной душой после экзамена мы побежали домой. «Ну, Нинка, у тебя пятёрка!» - говорили подружки. Когда же через три дня я пришла за результатом, оказалось, что мне поставили тройку, и то только за мои старания в течение года. Все части в изложении были перепутаны: сначала Тёма слазил за Жучкой в колодец, а потом уже она соизволила туда упасть. Для меня это было жестоким ударом, ведь я привыкла во всём быть первой.

Вспоминаю: В седьмом классе со Славкой Кулёвым мы носились между партами, и я порвала ему воротник новенькой курточки. Все его спрашивали, почему он меня не избил, а Славка ответил, что когда в пятом классе он отрезал ножичком половину моей косы, то я не нажаловалась классному руководителю. Так меня спасло чувство справедливости.

Вспоминаю: Однажды брат, который всегда был пастухом и каждое лето пас скот, нашёл в лесу крохотного ягнёнка. Он принёс его домой, и мы назвали ярочку Найдёнкой. Я выпоила её молочком из соски. Найдёнка так привязалась ко мне, что всюду бегала за мной по пятам: я в поле – она в поле, я в лес – она в лес, я в речку – она в речку. За лето она выросла в большую овцу. Одиннадцатого августа, на второй день Смоленской, я не захотела загонять домой скотину, и Найдёнка вместе с колхозными овечками осталась ночевать в новенькой, только что построенной овчарне. Утром все пошли выгонять стадо пастись зашли внутрь и увидели, что все овцы лежат с перерезанными горлами. Оказалось, что ночью волки подрыли под стеной землю и положили всё стадо. Моей Найдёнки тут не было. Я побежала по волчьим следам и нашла в овраге только её голову. Я не дала маме зарезать её на праздник, но всё равно спустя два дня переживала страшное горе.

Вспоминаю: В шестом классе учительница истории Нина Ивановна повела нас в далёкую деревню к старому крестьянину, чтобы он рассказал нам, как плохо жилось при помещиках. Дедушка долго говорил о работе в поле, о том, как жали рожь, сушили, молотили, а в конце завершил так: «Соберёшь, бывало, урожай, привезёшь мешки домой, смелешь, напечёшь хлебов, наешься до отвала – лежишь и попёрдываешь!». Мы запомнили последнюю фразу и решили, что при помещиках-то было не так плохо.

Вспоминаю: Осенью (я уже училась в девятом классе) мама послала меня пасти стадо. Пасли около деревни, и было нас трое: я – конечно, с книжкой, - Саня Трепов и тётя Лида. Прошло полдня, я сидела задом к стаду и читала книжку, Саня завернулся в фуфайку и спал, а тётя Лида отпросилась домой покормить детей. Всё было тихо, и вдруг раздался крик: «Санька! Нинка! Волки!». Это кричала вернувшаяся тётя Лида. Мы вскочили, Саня со своей фуфайкой побежал на волков. Какие красивые, мощные были звери! Мы отбили овцу, которую они тащили. Так в первый раз я видела вживую настоящих волков, хотя в школу всегда ходила глухим лесом и дикого зверья в нём было достаточно.

Вспоминаю: Летом 1958 года к нам приехали в гости дядя с тётей из Ленинграда. Как назло, на третий день Смоленской в деревне появился фотограф. Парни и девчонки охотно фотографировались, и нам с братцем тоже очень захотелось сняться на карточку. Денег не было. Тогда брат решил, что ему скоро отдадут зарплату за пастьбу, а пока можно взять у тёти – потом тихонько подложим. Я знала, что деньги лежали в шкафчике, побежала, вытащила двадцать пять рублей. Это была большая сумма, и мы нафотографировались на все:  с друзьями, и с подружками, и друг с другом, и поодиночке. Пропажу обнаружили через день – мы ещё не успели вернуть. От мамы нам сильно влетело. Деньги брат вернул через три дня.


Рецензии