Экзамен

       Довелось мне сдавать экзамен по Теории Государства и Права с чужой группой. Со своей не успел, болел. А тут, женская команда и служители закона из двух районов Москвы. Сборная МВД, сборная ГИБДД, сборная молодых мам и я, простой студент из Подмосковья. Члены сборных сильно переживали. Мамочки прятали шпаргалки в одежду, представители закона опасались за сам закон. Профессор опаздывал на два часа. Жара. 49 человек негодуют в тесном коридоре. Меня за то, что пришёл с чужим потоком, оставили напоследок. В коридоре появились учёные мужи и неспешно прошли в аудиторию.
       Экзамен принимали два преподавателя.
Подошла очередь девушки, которая написала три печатных листа текста, но никак не могла прочесть то, что она написала. Наконец, она закончила и настала пора вопросов.
— Вы нам так много написали, а вот Россия республика парламентская или президентская?
— Президентская!
— Нет!
— Парламентская!
— Нет!
— А какая?
— У Вас написано — вмешался второй преподаватель — что она смешанная.
— Ну да!
— Ладно — согласился первый — приведите пример президентской республики.
— Англия!
— Кто?— возмутился второй.
— Англия!
— Республика?
— Да!
— Какая? — не успокаивался первый.
— Ну, у Вас написано — добавил второй.
— Да, да, да. Президентская!
— И кто ж у них там президент? — переспросил второй.
— Королева!
— Вот, значит, что?! — обрадовался первый.
— Значит, парламентская.
— Почему?
— Потому что королева ограниченная.
— Кем?— изумился первый.
— Парламентом.
— Ладно! Приведите пример монархии.
— Древний Рим!
— Монархия?
— Да!
— Какая? — спросил первый.
— Ну, у Вас написано — добавил второй, явно посмеиваясь.
— Да, да, да. Конституционная.
— Где?— возмутился второй.
— В Древнем Риме!
— А поконкретнее.
— В Древней Спарте.
— Это в Риме? — вмешался первый.
— Это рядом — сообразила девушка.
— А с Россией-то что?
— Монархия!
— Какая?
— Полная!
— Нет такого понятия «полная»!
— Тогда абсолютная.
— Где? — переспросил второй.
— В России. Монархия. Конституционная.
— Почему?
— Ну, у нас же есть конституция!
— Наводящий вопрос — нашёлся первый — у Вас есть дырка!
Девушка покраснела и стала смотреть по сторонам.
— У Вас есть дырка —  повторил экзаменатор — что с ней надо делать?
Девушка покраснела ещё больше. Повисла пауза.
— Латать — гневно бросил экзаменатор. Придёте через две недели.
Место девушки занял молодой человек.
Ответил практически всё. Дополнительный вопрос.
— Вы видели статую Фемиды?
— Да.
— Что у неё есть?
— Весы.
— Правильно, а зачем?
— Вешать!
— Кого?
— Взвешивать!
— А что? Ещё что есть?
— Повязка на глазах.
— Зачем?
 — Чтоб ничего не видеть.
— Ещё!
— Топор!
— Что? — дёрнулись оба преподавателя — меч это, меч. Для чего он нужен?
— Карать!
— Верно, а весы, наверно для того, чтоб кто больше даст, тот и прав.
— Да.
— А вот и нет.
— Всё, будем думать, свободны.
Следующей девушке не повезло ещё больше.
— Первый вопрос.
— Я не знаю!
— Второй.
— Тоже не знаю!
— Вы куда пришли?
— На предмет.
— Какой?
— Госэкзамен.
— По какому?
— По предмету.
— По Теории Государства и Права, что она изучает?
— Кто?
— Наука эта.
— Не знаю.
— Через две недели, учить, что это такое.
       А я сидел и ждал, когда, наконец, вызовут меня. Речь моя была готова. Подошедший проверяющий торжественно объявил, что у меня ничего нет и на стол выкладывать мне нечего. В ответ на это я положил шариковую ручку. Сидел я и слушал других. Сам думал. Думаю себе: он (профессор) москвич, на 2 часа опоздал, сытый, выспался, а я в шесть утра из дома уехал. Виноват! Он вон какой лохматый, а я лысый. Из-за кого? Да из-за него! Виноват! Кого-то в коридоре друзья встречают, приехали поддержать, а за меня только мама. Кто виноват? Он виноват! Он всю ночь спал где-то там, а я так с воскресенья и не спал. Кто виноват? Да он, кто ж ещё! Сидит на меня выглядывает. Виноват! Вот тут и прозвучала моя фамилия. Вот тут-то я и побежал кулаком вперёд навстречу судьбе.
— Расскажете? — спросил он с насмешкой, как и предыдущих троих.
— Конечно — твёрдо ответил я и сунул свою речь ему под нос.
— Вы можете читать.
— Я всё помню!
Говорят, орал я так, что слушал весь коридор. Меня прервали только один раз. Второй преподаватель спросил у аудитории:
— Что сидим? Работаем! Пожалуйста, продолжайте.
И я продолжил. Слова ему сказать не дал. Только под конец немного запнулся, но это уже не имело никакого значения.
— Всё, идите!
— А оценка?
— Потом, потом.
Меня встречали все. Эмоции были смешанные. А экзаменаторы продолжили разговор обо мне и взяли перерыв.
— Читать будем? — спросил первый преподаватель.
— Я запомнил! — ответил второй.
Почерк у меня был такой неразборчивый, что легче поверить на слово, чем читать.
— Он москвич?
— Нет. Из области приехал.
А я тем временем уже ехал обратно в область, итоги ведь обещали вечером. И, подъезжая к дому, услышал звонок:
— Ты сдал на отлично. Единственный —  сказал недоумевающий женский голос секретаря. И когда на следующем экзамене другая комиссия решила меня прижать тем, что я, как и другие, мог списать, меня выручил случай. В нашу аудиторию поднялся преподаватель ТГП и решительно сказал: — Этот списать не мог! Он один сдал мой предмет. Спорить никто не стал. Мой диплом был спасён. И через неделю, после защиты, стал красным. И было нас таких двое, двое из всего выпуска. Академия радовалась выпуску, радовался и я, радовался не только своей удаче, но и признанным знаниям.


Рецензии
Рассказ напомнил мне нашего преподавателя по "Теории государства и права".Было это очень давно. Но диалоги со студентами она вела в духе выше прочитанного рассказа. Даже если студент знал больше её.

Петр Панасейко   11.08.2015 10:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Пётр, за отзыв. А где Вы учились? Может, у нас был один преподаватель?

Анатолий Пименов   12.08.2015 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.