Два Леггина, становление воина кроу. глава 9

                глава девять

                «ТАНЕЦ СОЛНЦА»

    Движимые произошедшим убийством близкого родственника или друга, скорбящие кроу, самостоятельно принимали решение участвовать в проведении Танца Солнца. Они стремились через свои испытания, духовно помочь нерешительным, в организации успешной мести. Таким образом, для кроу танец не был ежегодным обрядом, как и у их соседей, он не являлся демонстрацией благочестия. Описывая его здесь, Два Леггина опускает три дня предварительных ритуалов, вспоминая только своё болезненное участие в завершающей церемонии самоистязания.
Во время траура по убийству своей жены и сына, у предыдущего владельца связки Танца Солнца - перед тем как её получил Показывает Своё Лицо - было видение о его следующей жене и кукле Солнечного Танца. Год спустя, когда на церемонии присутствовали только мужчины, кукла - которую он увидел, была сделана из центрального куска кожи белохвостого оленя - чучело сочетало священную сладкую траву, белую хвою сосны, и волосы с висков и подбородка горной овцы.
Кукла, юбка из шкуры самца чернохвостого оленя, ожерелье из шкурки скунса, погремушка из бизоньей кожи, с привязанными прядями волос, и свисток, вырезанный из кости орлиного крыла - все было заключено в футляр похожий на лодку, раскраска которого представляла собой горы, землю, небо и радугу. Перед танцем, который заказал Показывает Своё Лицо, связку в Танце Солнца использовали: Держит За Хвост Молодого Быка и Толкает Землю Макушкой.
-----------------------------------------------

    Вскоре после возвращения из рейда, в котором меня чуть было не убили шайенны, наш лагерь переехал к реке Бигхорн близ нынешнего города Хардин. Во время нашего путешествия я услышал, что некоторые юноши уезжают, чтобы поститься в Волчьих Горах и присоединился к ним. Завершив приготовления, мы поднялись на одну из самых высоких вершин, там я соорудил себе лежак из камней и сосновых ветвей. Но моя решительность исчезла в первую же ночь. Я не получил видение и пошел обратно в лагерь. Мне было стыдно, что я не остался на все четыре дня и ночи, и тогда пообещал, что в следующий раз так легко не сдамся.
В то время мой дядя, Показывает Своё Лицо, и двое его юных сыновей присоединились к военному отряду против шайеннов. Им не повезло. Один из его сыновей, Журавль Идущий Против Ветра, был убит, а другой так тяжело ранен, что вскоре после этого умер.
Их отец был без ума от горя и больше месяца сидел в одиночестве в горах близ стойбища. Мы слышали его плач. Я любил своих двоюродных братьев и тоже оставил лагерь, чтобы оплакивать их.
Когда, наконец, мой дядя вернулся к нам, он объявил, что во время своего пребывания в горах получил видение, обещавшее ему месть, если он возглавит танцоров на Танце Солнца.
Он попросил своего друга - Толкает Землю Своей Макушкой, владельца священной связки Солнечного Танца, содержащей очень мощную куклу, выступить в качестве главного организатора торжественного танца. Мой дядя был рад, когда его товарищ согласился.*1
Я не принимал участия в подготовке, но наблюдал с далекого холма. Казалось, что все наслаждались происходившим, кроме нас - еще находившихся в трауре.
   Я сказал Преследующему Волку, что как только будет возведён Дом Танца Солнца, я намереваюсь присоединиться к танцорам. Он высказал мнение, что если я надеюсь получить видение, то было бы лучше - поститься на вершине горы. Однако танцы, пост и испытания Танца Солнца всегда считались сильнейшим способом получения волшебной силы. Мы были бедны, и я радовался этой возможности узнать своего священного помощника, который поможет улучшить мое положение. Хотя брат пытался удержать меня от ухода в Дом Танца Солнца, я не стал его слушать.
 
  Когда настал день и был установлен ритуальный дом, мой брат увидев, не мог не сказать об этом, он велел мне нарезать крепких ветвей box elder (Acer negundo - американский клён, или клён ясенелистный) и взять веревку из бизоньей кожи. Заготовив ветви и позаимствовав веревку, я разделся до набедренной повязки и мокасин, а затем пошёл к Дому Танца Солнца. Там я встретил Кривую Руку, одного из лидеров танца, и попросил подготовить меня.
Сначала он велел мне твёрдо установить в землю внутри ритуального дома свой шест. Затем взял блюдо из рога горного барана, в котором смешал с водой белую глину и сладкую траву. Перемешав это несколько раз, он приказал мне встать на колени, и спел эту песню: «Они хотят иметь много всего».

    Закончил петь, он начертил смесью одну полосу вверху и внизу моей груди, одну на спине, и по одной полосе на каждой руке. После исполнения следующей магической песни он натер смесью всё моё тело и нацарапал кончиками пальцев пять глиняных крестов, один на груди, и по одному на каждом локте и плече. Наконец, он прочертил полукруг с одной стороны лба к другой.
После этого, он велел мне лечь на спину, защипнул кожу на правой стороне груди, проткнул насквозь ножом, и вставил деревянную спицу. Когда он просунул другую спицу слева, я не показал, что испытываю боль. Он повесил петлю из бизоньей веревки - также окрашенную белой глиной - на каждую спицу и привязал другой конец к моему шесту. Затем возложил вокруг шеи ожерелье из кожи скунса, вставил в мои волосы орлиное перо, и свисток в рот.   
Тогда Кривая Рука сказал мне, что если мне захочется кричать, то я должен кричать, но не дольше, чем необходимо. Если я почувствую, что покидают силы - мне нужно смотреть на куклу, которая придаст мне решимости.
Шесть или семь певцов-мужчин и три певицы вошли в дом, раздался барабанный бой, и я начал танцевать. Певцы только изредка останавливались между песнями, а когда они уставали, их место занимали новые певцы. Я танцевал, пока веревки полностью не обмотали мой остов, а затем танцевал, чтобы их раскрутить, постоянно всем весом натягивая ремни . Я молил Великого Наверху и Без Огня пожалеть меня, дать мне мужество, успех в бою, долгую жизнь и богатство. Особенно я просил видение, достаточно сильное, чтобы помочь сделать себе имя.

Я не кричал. Я танцевал и молился, а иногда дул в свой свисток, сохраняя всем своим весом натяжение. Люди, расположившиеся вокруг танцевального дома и наблюдавшие за происходящим, говорил с нами, чтобы держать в тонусе. Я забыл время и все остальное. Под утро кто-то позвал меня, мои партнеры отдыхали, и он предложил мне тоже прилечь. Тут я почувствовал, что устал, и с трудом могу передвигаться. Но когда лёг, то не мог уснуть. Казалось, прошло только несколько секунд, как вдруг Кривая Рука потянул меня за пальцы, и сказал - чтобы я приготовился танцевать. Певцы уже были на месте, а затем барабанщики начали запев: «Кто-то из вас начнёт сейчас танцевать».
Мы снова начали движение вокруг шеста, и казалось, что моя кожа беспредельно натянулась. Было не так больно, когда я держал ремни в натяг, но когда я отпустил их, дав слабину, стало невыносимо больно.
Я ужасно страдал в тот день. Много раз я думал, что упаду в обморок, но продолжал плясать. Солнце поднималось все выше, с жарой моя боль усилилась, а жажда стала невыносимой. Я завидовал остальным танцорам, когда слышал, как они кричали про лошадь, скальп, или другое полученное ими видение. Я молился о том, чтобы мои страдания быстрее закончились.
Когда я рванул ремни и попытался танцевать быстрее, левая шпилька вырвалась и кровь потекла по моему телу. Теперь правой стороне стало невыносимо больно. Танцуя у шеста, вокруг которого обвилась веревка, мне почудилось, будто бы что-то появилось рядом с куклой. Казалось, вот-вот придет видение. Я молился всё твёрже и рванул изо всех сил. Должно быть, меня сильно мотало, когда я понял, что рядом кто-то плачет. Это была молодая женщина, двоюродный брат которой наблюдал за моими страданиями. Она резала себе лоб, пока лицо не покрылось кровью. Когда мой взгляд упал на неё, то, что я считал приходящим видением, исчезло. Я пытался танцевать, но едва мог двигаться и чувствовал, что вот-вот упаду в обморок.
Кривая Рука за всем наблюдал и теперь подошел сказать мне, чтобы я остановился. Удерживая меня над едким дымом вечнозеленой хвои, он спел эту песню: «Теперь я только что прибыл».
Он вырезал два шеста, чтобы поддержать меня под руки, и сказал смотреть на солнце, пока оно не сядет за горизонт.
Было около полудня. Остальную часть того дня я стоял и смотрел на солнце, моля Великого Наверху о помощи в вещах, которые мне хотелось попробовать совершить. На ночь танцорам соорудили небольшие укрытия из веток, и я лег спать.
На следующее утро Кривая Рука разбудил меня, и сказал, что прошлым вечером у Показывает Своё Лицо было видение - три вражеских тела, лежащие на земле за рекой. Он спросил, не получал ли я каких-либо видений. Когда я ответил отрицательно, он доброжелательно сказал, что раз мне удалось пережить Танец Солнца, то теперь все узнают меня как человека с лучшей стороны. В будущем, сказал он, тебе обязательно повезет. Всякий раз, когда глава танцоров получал видение, церемония заканчивалась. Потом Кривая Рука помог мне вернуться в типи к моим братьям. Он сказал: прекратить траур, и что теперь я должен жениться.

    Вскоре после этого танца Показывает Своё Лицо провел рейд и обнаружил четырех сиу, охотившихся на бизона,  в том месте, где указало его видении. Кроу напали, и только одному сиу удалось уйти на быстром коне. Но трое остальных были окружены и убиты, при этом - ни один кроу не пострадал. Его сон-видение сбылся благодаря сильной магии этой куклы Солнечного Танца и священной связки, которую я позже купил.
Через некоторое время раны зажили, но я был разочарован, потому что меня не наградили волшебным видением. Я решил как можно скорее начать поститься, надеясь, что в этот раз, Без Огня увидит меня, и окажет существенную поддержку.

--------------------------------------------
***Two Leggings: The Making of a Crow Warrior
Два Леггина был одним из последних воинов кроу. С 1919 по 1923 год он рассказывал свою историю жизни и войны Вильяму Вайлдшуту, этнографу музея американских индейцев.


Рецензии