Архитектор Василий Баженов

                Памятные даты

ПОЭТ В АРХИТЕКТУРЕ, ПЕВЕЦ КЛАССИЦИЗМА И ...
ГЕНИАЛЬНЫЙ НЕУДАЧНИК


БАЖЕНОВ
Василий Иванович
(1737-1799)
К 165-летию со дня рождения

                Ум мой,  и мое знание не пощадят ни моего
                покоя, ни моего здравия…
                Баженов

                ...Страсть к постройкам усилилась у нас, как никогда, и ни одним
                землетрясением не разрушено столько зданий, сколько мы их
                строим. Стройка- дело дьявольское: она пожирает деньги, и чем
                больше строишь, тем больше хочется строить.
                Екатерина II

                Мы с вами, господин Баженов, не токмо Москву- все города
                империи перестроим… 
                Екатерина II

Прихоти судьбы…

Гениальным неудачником его назвал замечательный художник и знаток нашего отечественного искусства  Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). В своей «Истории русского искусства» он дает сжатую до формулы характеристику личности и жизни архитектора Баженова. Вот она: «Беспокойный, вечно мятущийся дух, великий и немощный в одно и то же время, то смелый и дерзкий, восходящий на головокружительные высоты, то вдруг бессильный, сгибающийся под тяжестью ноши, то вздымаемый прихотью судьбы на вершины славы, то стремглав летящий вниз, униженный, осмеянный, забытый, это ли не подлинный герой не написанной еще трагедии большого стиля! Гениальный неудачник… он был из тех глубоких русских натур, к которым принадлежал и Александр Иванов: их самые горькие поражения были их лучшими победами, минуты бессилия и падения- их высшими достижениями».
Мы не случайно привели в качестве эпиграфа высказывание Екатерины II о ее любви к строительству. Именно эта страсть императрицы и была одной из причин краха многих планов и надежд Баженова. Ему крупно не повезло с заказчиком на свои возможности. Во многом его талант оказался невостребованным...             
               
Загадки биографии
                Загадочного и неясного в его жизни много. Мы не знаем точно год его рождения.    В литературе принято считать 1 марта 1737 года. А его друг и биограф Федор Каржавин называет иную дату- 1 марта 1738 года. В то время иногда  изменяли год рождения, чтобы пораньше определить в ученики или на службу.
Точно не известно и где он родился: в селе Дольском бывшего Малоярославецкого уезда Калужской губернии или в Москве?
Родился он в семье дьячка- мелкого церковного служащего. Дед Баженова тоже был церковным служащим. Село Дольское: курные избы с почерневшими соломенными крышами по сторонам немощеной улочки, старая деревянная церковь с облупленным куполом, погост... В этой церкви и служил Иван Федорович- отец будущего великого русского зодчего, вице-президента Российской академии художеств, академика Римской, Болонской, Флорентийской академий.

Его Величество Случай

Как сложилась бы жизнь Василия Ивановича, если бы его отец продолжал жить в селе?
Вероятно, что он продолжил бы семейную традицию службы в церкви. Ведь отец мечтал сделать из сына священника. Но сыграл свою роль Его Величество Случай. У отца был густой, красивый и сильный бас. Во время одной из служб в церковь зашел случайно проезжавший мимо села московский барин, любитель церковного пения. Ему очень понравился голос Ивана Федоровича. Вернувшись в Москву, барин порекомендовал  Ивана Федоровича в кремлевскую придворную церковь. Так семья Баженовых оказалась в Москве.      

Детство…
                Поселились Баженовы вблизи Кремля. Детство Васи- будущего великого архитектора Василия Ивановича Баженова- проходило среди сооружений Кремля. Древние храмы поразили мальчика своей сказочной красотой. Это была его первая Школа Прекрасного. Когда Василий стал «недорослем» (так называли подростков), знаний, которые ему преподносил по Часослову отец, стало явно недостаточно. Мальчика отдали в «Эллинскую школу». Так называлась в XVIII веке Славяно-греко-латинская академия. Она находилась на Никольской улице в Заиконоспасском монастыре.  Василий изучал здесь философию, риторику, пиитику, синтаксимы, аналогии, греческий, латынь... Из него хотели сделать церковнослужителя, а он мечтал о прекрасных строениях древности... В свободное от занятий время он бродил по городу, срисовывал здания церквей, надгробные памятники в монастырях... Ходил на стройки, знакомился с «мастерами каменных дел»… Он рано стал мечтать об украшении городов прекрасными дворцами, зданиями с колоннадами...    

«Отрок сей гордость Отечества составит…»
                Все больше крепло желание покинуть стены академии... И однажды он отважился признаться отцу в своем желании: «Батюшка, определи меня в каменный приказ»       (так называлось тогда учреждение, руководившее городским строительством).     Отец хотел схватить указку и поучить сына уму-разуму, но, взглянув  в ясные и печальные глаза мальчика, понял, что сын выстрадал свое желание и оно очень серьезно... Отец попросил совета у одного из своих прихожан, каменных дел мастера. Тот порекомендовал архитектора- князя Дмитрия Васильевича Ухтомского(1719-1774), основавшего первую архитектурную школу в Москве. Эта школа помещалась около Охотного ряда и называлась «архитекторской командой». Под этой «командой» понималась группа лиц, необходимых при постройке здания: архитекторы, их помощники (газели), ученики каменного и квадраторного (высшая квалификация каменщика) дела, мастера и разного рода мастеровые. Поступив к Ухтомскому, Баженов вскоре заметно выделился среди учеников команды. Его отличали необыкновенная прилежность и трудолюбие.
Скромный и нелюдимый юноша поражал необычайной смелостью воображения и зрелым мастерством своих рисунков. «Ты великого духа мастером будешь», -предсказывали его педагоги. Василий конфузился и недоумевал: почему им так восторгаются, если все ему дается так легко, рисунок будто сам ложится на бумагу?...
В команде Ухтомского Василий пробыл четыре года. Именно Ухтомский научил Баженова проектировать. «Отрок сей гордость отечества составит»,- сказал о Баженове Ухтомский. Он умел ценить таланты и понимал, что без общего образования при любом таланте нельзя стать зрелым мастером. Поэтому, видя отличные способности Баженова, он записал его в 1755 году в учреждавшуюся тогда первую гимназию при Московском университете для изучения иностранных языков. Здесь Баженов с огромным желанием изучал латынь, французский, зачитывался книгами по истории, искусству... Он опережал всех учеников по рисованию и общему художественному развитию. Среди учащихся он был едва ли не беднее всех, но держался гордо и независимо. Он продолжал посещать церкви, изучал их архитектуру и живопись, с увлечением постигал мифологию... Так шли гимназические годы... А когда в 1758 году в Санкт-Петербурге основали Академию художеств, начальствующий над нею обер-камергер Иван Иванович Шувалов потребовал прислать из Московского университета несколько питомцев, способных к изящным художествам.               

Годы учебы в академии
                В числе первых в академию был направлен Баженов. Он представился Шувалову. Стройный, с тонкими чертами немного удлиненного лица юноша понравился Шувалову и он  представил студента императрице Елизавете Петровне как отменного по способностям художника. Баженова определили учеником к архитектору-интенданту Савве Ивановичу Чевакинскому, выходцу из команды Ухтомского. В списке учеников с показаниями старшинства по результатам экзаменации на первом месте значился двадцатилетний «разночинец» Василий Баженов. Всего в Академии художеств было 38 учеников. Каждому выдали по одной паре платья «вседневного», по одному праздничному кафтану, епанчу (широкий безрукавный плащ),башмаки и по одному рублю пятьдесят копеек в месяц на прокорм. Академия помещалась в трех старых домах на Васильевском острове, построенных еще при Петре I.                Побежали учебные дни по распорядку: подъем в пять часов утра, в половине шестого становились на молитву, с шести до часу- занятия живописью, архитектурой, скульптурой и гравированием, с двух до шести- языки, с семи до восьми- натура, в девять- ужин... По своему режиму академия очень походила на казарму...
Учебных пособий было очень мало. Книг в библиотеке по искусству- меньше сотни. Преподавали также «гисторию и митологию» (историю и мифологию), или , как называли этот предмет- «класс французских бредней». Руководил преподаванием архитектор А.Ф. Кокоринов- первый профессор, читавший по-русски публичный курс архитектуры. Кокоринов вскоре отметил блестящие способности Баженова и сделал представление Шувалову: «…СПБ Академии Художеств студент В. Баженов, по особливой своей склонности к архитектурной науке, прилежным своим учением столько приобрел знания, как в начальных пропорциях, так и в рисунках архитектурных, чем впредь хорошую надежду в себе обещает,- что он и осмеливается, за его прилежность и особливый успех, всепокорнейше представить к произведению в архитектурные второго класса кондукторы, с жалованием по 120 рублей в год».
Шувалов доложил предложение Сенату, который его утвердил. В Санкт-Петербурге Баженов испытывал смешанное чувство очарования и грусти. Очарование вызывали широкие перспективы улиц столицы, простор площадей... А грусть вызывали воспоминания  о Москве с ее чудесными древнерусскими строениями. В часы досуга Баженов бродил вдоль рек и каналов, изучал влияние различных архитектурных школ на петербургские строения: французской, немецкой, скандинавской, голландской... Как ни стремился Петр строить город на «голландский манир», в архитектурном образе города чувствовалось сильное влияние и Москвы, ее древнерусской национальной архитектуры.
Одним из непосредственных учителей Баженова в первые годы учения в академии был  приехавший из Франции архитектор раннего классицизма Валлен-Деламот (1729-1800). Он был последователем теории основоположника античной архитектуры Витрувия (I век до н.э.). «Десять книг об архитектуре» Витрувия были « римским Евангелием» классицизма и остаются энциклопедией античного зодчества. Баженов закончил академию за три года и за свои работы был удостоен зачисления в заграничные пансионеры.            

Годы учебы за границей
                Еще Петр I ввел пансионерство с целью дополнительного обучения у лучших зарубежных мастеров. И вот первые пансионеры академии- Баженов и Лосенко осенним солнечным днем 1760 года прибыли в Париж. Главным наставником Баженова в Париже был королевский архитектор Шарль де Вальи. Баженов вставал с рассветом. Очень много хотелось успеть сделать. И он успевал. И так много, что результаты скоро были оценены достойно. «Вы, сударь, составите украшение вашего отечества»,- сказал де Вальи. Полтора года обучения в Париже пролетели незаметно. Баженов сдает публичные экзамены и Парижская академия высоко оценивает талант русского зодчего: ему предлагают остаться в Париже придворным архитектором! Но он решительно отказывается.
Его мечты связаны с родным отечеством... Петербургское начальство, узнав о парижских успехах Баженова, отправляет его в Римскую академию. И вот новый триумф: Баженов- профессор академии Рима и член академий Флоренции и Болоньи. В 1765 году он возвращается на родину. Живя в Петербурге, строит арсенал Каменноостровского дворца, создает проекты Екатерининского дворца и Смольного института. В 1767 году переезжает в Москву.                Екатерина II поручает ему сооружение величественного Кремлевского дворца.       Баженов трудится увлеченно, самозабвенно, вкладывая в работу весь свой могучий талант. И вот готова деревянная модель дворца. Проект утвержден императрицей. По проекту новый дворец имеет свыше трех километров по периметру. Дворец целиком вмещает в своих внутренних дворах старые кремлевские соборы, Грановитую палату, колокольню «Иван Великий»... Проект превращает Кремль в монументальный архитектурный ансамбль. В 1773 году происходит торжественная закладка Большого Кремлевского дворца. Работа идет быстро. Уже воздвигается фундамент... И вдруг Баженову объявляют:  «Императрица, опасаясь, как бы близость дворца к Архангельскому собору, где погребены древние великие князья и цари российские, не поколебала бы собора, приказала строение прекратить, а модель хранить на память будущим временам». Это только повод: просто казна пуста и денег на строительство нет! Как обухом по голове зодчего! Он в течение десяти лет вложил в проект столько труда и таланта, любви к Родине и Москве! И вот по мановению высочайшей руки императрицы рассыпается столько планов и надежд!      

«Увеселения» на Ходынке
                Победу над турками в войне 1768-1774 годов Екатерина хочет отметить в 1775 году пышными празднествами в Москве. Баженову она приказывает «по поводу сей оказии торжества на Ходынском поле сочинить прожекты увеселительных там балаганов, то есть строений для праздничных помещений». Как можно было оценить такое задание после отмены строительства Кремлевского дворца? Только как пощечину после тяжелейшего унижения. Так и воспринял это Баженов. Ему поручают строить не дворец на века, а балаганы из теса на несколько дней. Но отношение Баженова к труду такое, что он не может относиться к нему без души, равнодушно. И в новое задание он вкладывает  всю свою богатую творческую фантазию и страсть души. На Ходынском поле появляется сказочный город: мавританские и готические здания, минареты и крепости с башнями, замками, колоннами, обелисками... Нарядные декорации изображали Таганрог, Керчь, Азов и другие города, которые отошли к России после победы. Россия еще не видела такого размаха «увеселения», как назвала эти празднества Екатерина. Увеселения длились две недели. Поэт Сумароков воспел их одой. Екатерина была очень довольна торжествами...         

«Сломать до основания!»
                В 1775 году следует новый заказ: построить павильоны в только что купленной Екатериной подмосковной царской усадьбе в селе Черная Грязь, переименованном вскоре в Царицыно.
И в эту работу он включился с творческим порывом, «загорелся» ею. Дни и ночи он просиживал над различными вариантами проекта, пока не добился наилучшего, на его взгляд, решения. Как мастер сложных архитектурных композиций, Баженов дал полную  волю своей творческой фантазии.
Все павильоны были разные. Как по форме в плане, так и по внешнему и внутреннему устройству. Круглые комнаты, например, чередовались с овальными,  в простую форму  полукруглого здания он вписал самые сложные по очертаниям помещения. Несмотря на то, что деньги на строительство отпускались нерегулярно и в недостаточном количестве, по так называемому «остаточному принципу» (говоря языком нашего времени), Баженов в течение десяти лет выполнил и это задание императрицы. Но и на этот раз, как и при работе над проектом Кремлевского дворца, Баженова ждал жестокий удар капризной заказчицы...
Вот как описывает случившееся один из очевидцев- сенатор И.И, Козлов.
 «Екатерина в продолжение своего достославного царствования много занималась строением, но, не обладая знанием и вкусом, поправками много портила. Славный Баженов приводил к окончанию отличный готический дворец в селе Царицыне, когда императрица в 1785 году внезапно посетила древнюю столицу. Назначен день для обозрения здания, и с отличным благоволением приказано Баженову представить там жену и детей. Дворец не понравился; государыня, в гневе возвращаясь к экипажам, приказывает начальнику Кремлевской Экспедиции Михаилу Михайловичу Измайлову сломать оный до основания. Баженов останавливает ее: «Государыня! Я достоин вашего гнева, не имел счастья угодить вам, но жена моя ничего не строила». Императрица, оборотясь, допустила все семейство к руке и, не сказав ни слова, уехала. В своем роде редкое здание вскоре сломано».                Как объяснить такой варварский поступок императрицы? Сама она  не любила  разъяснять мотивы своего поведения. А историки выдвигали много версий случившегося. Например, версия о том, что Екатерине донесли о готовящемся покушении на ее жизнь. Этих заговорщиков она видела в масонах, которых в России возглавлял Павел I. А Баженов был связан с масонами и встречался неоднократно с Павлом. На Баженове она и решила разрядить свой гнев. Вот как излагают приезд Екатерины в Царицыно другие историки. «Когда из-за деревьев показывается панорама дворца, Екатерина останавливает карету: «Что это такое?» Вельможи недоумевающе молчат. «Это острог, а не дворец! Сломать до основания!»- гневно приказывает императрица». Поседевший от горя зодчий видел, как те же самые крепостные каменщики, которые создавали его чудо-сказку в камне, разбирали ее по кирпичику, выполняя волю-блажь императрицы. Баженов от работ был отстранен. К счастью, разобрали лишь часть строений.
Достраивать поручили его товарищу- Матвею Федоровичу Казакову. Он перестроил Дворец Екатерины и Павла, но завершить перестройку не успел.                Баженов вынужден был перейти на работу по выполнению частных заказов. Среди его лучших творений в Москве- дом Пашкова на Моховой. В нем размещались затем Румянцевский музей, Библиотека им. В.И. Ленина ( в настоящее время- Российская государственная библиотека). В 1792 году Баженов с семьей переехал в Петербург.

Последние годы жизни

В 1796 году умирает Екатерина II. Императором становится Павел I. Он назначает Баженова вице-президентом Российской академии художеств, поручает проектировать для себя Инженерный замок. Баженов горячо берется за новые дела, собирается реформировать академию, готовит к изданию материалы о лучших архитектурных строениях Москвы и Петербурга XVIII века... Но силы его уже на исходе: сказались удары судьбы и матушки-императрицы... 2 августа 1799 года Баженова не стало. Похоронили его  на кладбище подаренного зодчему Павлом I села Глазова Веневского уезда Тульской губернии.       

Судьба его творений
                Его творческий дух воспринят учениками и последователями. А судьба его строений сложилась по-разному. В чем-то она похожа на судьбу их создателя. Более всего обделен вниманием потомков архитектурный комплекс в Царицыно.
Долгое время все попытки отреставрировать и восстановить первозданную красоту этой сказки оканчивались провалом. Но появился, кажется, какой-то просвет.                Вы давно были в Царицыно? Коли давно, то не пропадет зря ваше время, если вы побываете в нем. Своими глазами увидите отреставрированный Приемный дворец Екатерины, называемый еще Оперным домом (в нем регулярно проходят концерты), Малый дворец (в нем проходят выставки), Первый и Второй кавалерские корпус (в одном из них расположена дирекция Музея-заповедника Царицыно, а в другом- выставка о творчестве Баженова). Отреставрирован и созданный до Баженова действующий Храм иконы Божией Матери «Животворный источник», расположенный на территории музея-заповедника. Идет реставрация так называемого Хлебного корпуса (кухонного дома). Но самое главное здание- Дворец Екатерины II и Павла I стоит в руинах, на которые больно смотреть!.. Ждут реставрации и Фигурный мост, Хлебные ворота... Ждут заботы и ухода парк, пруды... «Когда же, когда же, когда же дойдет очередь до нас?!»-  вопиют они, обращаясь к свидетелям бесконечно затянувшегося равнодушия...
                Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова)    2002 г.

P.S. Рассказ этот опубликован в 2002 году. Проведенная в последующие годы уникальная реставрация  преобразила Царицыно! Побывайте в нем!

Рассказ Юрия Жданова «Архитектор Василий Баженов» опубликован:                1. Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Поэт в архитектуре, певец классицизма и… гениальный неудачник.  Газета  «Радость» № 3, 2002. Стр. 12- 16
2. Юрий Жданов. Беспокойный, вечно мятущийся дух… Василий Баженов.  «Детская Роман-газета» № 3, 2008. Стр. 18-21
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005. 140 с.  Стр. 66-75: Поэт в архитектуре, певец классицизма и… гениальный неудачник (Василий Баженов).
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009. 184 с.  Стр. 66-75: Поэт в архитектуре, певец классицизма и… гениальный неудачник (Василий Баженов).
5. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. 184 с.  Стр. 66-75: Поэт в архитектуре, певец классицизма и… гениальный неудачник (Василий Баженов).


Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)


Рецензии
Очень близка мне эта тема, спасибо! Созвучно...

Юлия Алиева   28.03.2024 20:39     Заявить о нарушении