Разговор Философа с Христианином

 – За что человек страдает,  для чего и кто посылает ему страдания?

  – Человек страдает за грехи. Страдает, чтобы покаяться и очиститься. Страдания посылает (попускает) Бог. 

  – С этим можно согласиться, но тут возникают другие вопросы: почему один грешник страдает, а другой, может, еще больший грешник, живет припеваючи? Почему Бог одного человек карает за грехи, а другого – нет? Почему у Бога нет одного и того же  подхода к людям? Ведь если есть духовные законы, то они должны действовать на всех одинаково?

  – Бог не карает, а вразумляет. И вразумляет того, кого любит. Хоть и говорят, что Бог любит всех одинаково, но отношения между Богом и людьми разные. И зависят эти отношения от самих людей. Как человек себя поставит по отношению к Богу, такие взаимоотношения у них и будут.
    Что касается наказания, то в большинстве случаев не Бог карает человека, а человек сам себя карает своими дурными мыслями и делами. Но бывает, наказывает и Бог. Неправильно говорить, что Бог кого-то наказывает, а кого-то нет. Бог карает всех грешников, только кого-то при жизни, а кого-то после смерти. При жизни Бог наказывает тех, кто еще имеет шанс измениться и спасти свою душу. Тех, в чьи души нельзя достучаться, он, как правило, не трогает. Эти люди – проклятые люди…они обречены.


 – Расскажи мне о страданиях.

  – Для чего даются страдания? Страдания даются человеку, чтобы он смирился, и чтобы вера его стала крепче. Так обычно и происходит. Хотя бывают случаи, когда страдания озлобляют человека…Эти случаи так же распространены, как и случаи, когда везение портит человека…

   Страдания бывают разные: есть физические, есть душевные. Физические мучения, конечно, это страшно. Но не менее страшны душевные страдания.

   Причины страданий различны. Если в физических страданиях человек не всегда бывает виноват (например, страдает наследственной болезнью), то в душевных мучениях (если это только не  психическое заболевание) виноват, как правило, сам человек.

   Душевные страдания человека вызваны страстями: амбициями, тщеславием, высокомерием, гордыней….А также лишними, ненужными желаниями. Чтобы не испытывать  душевных страданий, нужно начать борьбу со своими страстями. Что же касается желаний, то с некоторыми из них тоже необходимо бороться.  Человек, обуреваемый неисполнимыми желаниями, порой напоминает ребенка, который хочет получить какую-нибудь игрушку, не получает ее и поднимает крик. Вот так и человек со своими мечтами… Впрочем, иметь естественные желания (достойно жить, иметь семью, детей) это не признак избалованности, а норма.

   Страдания хороши тем, что закаляют человека, а также тем, что отрезвляют его. Человек, который принимает добро за норму, становится ненасытным; со временем он  хочет все больше и больше наслаждений и благ. Главное свойство желаний – то, что со временем их становится всё больше и больше. Но не все они могут быть реализованы. Отсюда депрессия и ропот…  Кстати, отношения с Богом у человека портятся нередко именно из-за того, что Бог не исполняет его желаний. Но Бог не обязан исполнять желания человека: он не Золотая Рыбка.

    Христианин обязан  бороться с излишними желаниями, но не должен при этом стыдиться своей человеческой природы. В борьбе со страстями главное их не спутать с простыми эмоциями. То, что человек эмоционален, это нормально. Раз эмоции даны человеку, значит, они нужны… Только эмоции должны быть светлыми, а желания – возвышенными.
    

 –  Страдать страшно, когда ты страдаешь, а твой сосед – нет. В таких ситуациях у людей возникает вопрос: «Где справедливость?»

 – Да, такая ситуация весьма распространена. Жизнь у нас разного качества: кто-то более счастлив, а кто-то менее. В этом плане такое явление как  война  имеет одну особенность: она объединяет людей одним горем. Поэтому, когда в стране всеобщая война, ее психологически проще перенести, чем ту индивидуальную войну, по соседству с которой процветает мир и благоденствие.

    Да, очень часто человек, переживая неудачи и глядя на чужое процветание, вопрошает: «Боже, почему не ровно делишь? Уж если хочешь карать, так карай всех. Хочешь награждать, так награждай каждого. Только не искушай людей неравенством».

    Есть такой взгляд на ситуацию неравенства, и он достоин внимания. Но это близорукий взгляд. Это слова загнанного в угол зверя. Но это не взгляд человека-христианина.

 – Когда страдания имеют цену?

 – Страдание тогда имеют цену, когда человек под воздействием страдания становится мудрее и старше. Страдание тогда имеет цену, когда человек приносит покаяние за свои грехи.

 – Что нужно сделать, чтобы страдать было не страшно?

 – Чтобы страдать было не страшно, нужно знать, за что страдаешь, для чего и во имя чего. Страдать не страшно, когда знаешь, что страдаешь не просто так, а во имя светлой цели: очищения души.

   Христианин страдает также во имя любви к Христу, тоже пострадавшему на этой Земле.
Вообще,  христианин не должен бояться страданий, он не должен бояться мучиться. Напротив, он должен с улыбкой идти навстречу беде.

 – Получается, чем хуже, тем лучше?

 – Правильней сказать по-другому: чем хуже будет тебе на Земле, тем лучше будет на Небе…

 – Зачем Богу нужны наши страдания?

 – Когда ты говоришь о Боге, то ты должен знать, о каком Боге ты говоришь. В какого Бога ты веришь. В христианского или нет. Необходимо помнить, что вера в христианского Бога требует от человека готовности к страданию. При этом не следует думать, что человек должен страдать только потому, что страдал Христос. Дело не в этом. Богу не нужно страдания во имя страдания. Ему нужно наше покаяние, а страдание как раз и является ключом к нашим сердцам. Но не следует зацикливаться на страданиях. Страдание на земле не вечно. За достойно перенесенные страдания на Земле, человека ждет Рай на Небе. Об этом нужно помнить, этим следует утешаться.

         
 – Люди по-разному переносят страдания…Как человеку лучше себя вести, когда он мучается?

 – Человек должен выбрать: или он будет страдать и славить при этом Бога, или он будет страдать и при этом роптать. Первый вариант лучше. Да, ропот, недовольство, обида – это вполне естественные чувства и это вполне нормальная реакция на страдания. Также как стон это нормальная реакция на боль. Но все эти чувства (ропот, недовольство, обида) имеют нехорошее свойство: они съедают человека изнутри. Поэтому нужно научиться правильно реагировать на страдание. Самая лучшая реакция – смирение и благодарность в адрес Бога. Но до такой реакции необходимо дорасти.

   А дорасти до такой реакции на страдание может только тот, у кого сильна вера. Ропот, недовольство – это всё от маловерия. От недостатка веры в Царство Небесное.  Это у атеистов Царство здесь и сейчас. И награда, и наказание. Здесь, при жизни, на Земле, и только на Земле. Неудивительно, откуда берется ропот у атеиста, когда он  получает болезнь и откуда берется зависть, когда не он, а кто-то другой получает награду…
    
   В отличие от атеистов Царство христиан не на Земле, а на Небе.

16 июля 2014


Рецензии