Лиса и Ворон

Последние краски заката уступали ночи, а солнце медленно тонуло в огне большого костра, собравшего весь клан вместе. Дети шумели и толкались, играя друг с другом. Взрослые пили горячие напитки и неспешно переговаривались о прошедшем дне. У самого костра на большом кресле, вырезанном прямо из ствола дерева, сидел, улыбаясь, и смотрел вглубь огня, шаман.
Когда разговоры затихли, а дети стали нетерпеливо оглядываться вокруг, он постучал посохом о деревянный поручень кресла и заговорил:
"Успокойтесь, и садитесь поближе к огню. Сегодня, дети и сыны Кадоха, я расскажу вам предание нашего клана. Все вы о нем слышали, а некоторые даже знают его. Но сегодня я расскажу все так, как мне поведали предки.
Очень давно, когда мы жили среди леса, а золотые семена железных людей казались только сказкой, среди нашего клана, клана Кровиндов, был молодой охотник. И звали его Никке. Он жил в старом доме у самого края поселения, и ничем от других не отличался. Как все ходил бить зверя и птицу, как все охранял дорогу, как все проживал день за днём, помогая клану.
Но в тот год случилось жуткое ненастье. Птиц стало меньше, а звери все дальше и дальше уходили от наших домов. У дальней выселки были поля, засаженные разными земными дарами, но на них обрушились полчища мелких грызунов и маленьких птиц. Они жадно поедали семена, грызли стебли и съедали даже лесные ягоды, до которых могли добраться от поля. У кромки леса, на самом краю гибнущих полей, стали появляться лисицы. Они до этого воровали кур, и потому жители быстро окрестили их одной из главных напастей. Их старались бить стрелами, не пуская к полям и домам.
В один вечер, когда Никке вернулся домой, собрав лишь горстку ягод и немного сладких съедобных корней, он застал в своём дворе переполох. Все было перевернуто, а единственной курицы не было. Он схватил лук с колчаном и ринулся в лес за похитителем. След завёл его глубоко в чащу и оборвался. Долго бродил Никке, выискивая бестию, да все за зря. И тут, он увидел, как вдалеке мелькнула рыжая шерсть. Он погнался за видением. Не прошло и минуты, как он оказался у маленького лесного пруда. Наступила ночь, и огромный лик луны величественно выплыл из-за туч. Он заметил лисицу, которая почти полностью погрузилась в воду и смотрела на небо, как будто чего-то ожидая. Никке положил стрелу на тетиву и уже стал целиться, как произошло чудо. Лунный свет заполнил пруд ярким серебристым сиянием, и стоявшую в воде лисицу подхватило волной света, укрыв полностью. Когда же свет отступил, то глазам охотника предстала юная красивая девушка, с рыжими волосами и необычными одеждами. Он был так восхищен ею, что не отважился погубить стрелой такое чудо.
Она заметила его, и заговорила:
- Ты так долго шёл за моей тенью, неужели ты так хотел меня убить?
- Но ведь ты была лисой!
- Поверь, я и сейчас лиса. Только в ночи, когда чистая луна отражается в древних водах, я могу стать такой, как вы.
- Если ты лиса, то ответь - зачем вы воруете наших кур? Зачем приходите к полям и вредите людям?
- Потому что люди в своём незнании отпугнули добычу, а нас не отсекли от поля. Ведь так не честно! Мы хотим прийти и охотиться на маленьких грызунов, которых так много у вас. Но вы не пускаете! Вы отняли у нас добычу, и даже тех, кто вам вредит, вы прячете от нас! Что нам осталось, кроме глупых птиц, которые живут у вас дома?

Они говорили и говорили, пока не настало утро, и девушка вновь не обратилась лисицей. Никке отправился домой и обо всем рассказал шаману. Тот ему поверил, и сказал, что нет в таком превращении ничего злого, ибо Луна не делает зла живым.
Так Никке стал ходить к лисице каждый день. Она собирала в лесу ягоды и орехи и складывала перед его ногами, а он обменивал большую часть на дорогое в деревне мясо и приносил ей. Проходили дни. Лиса и охотник очень привязались друг к другу, и однажды он спросил ее, станет ли она его невестой? Она отвела взгляд и сказала, что не может и не хочет отказать охотнику, но и согласиться не в ее силах. Она лиса, а он человек. Но есть способ для лисиц навсегда стать человеком. Он трудный и незнакомый ей. Но белый ворон может знать ответ.
Белым вороном всегда был хранитель и тотем нашего клана Кровиндов - Кадох. Но никто не мог говорить с великим духом, кроме шамана. Потому Никке отправился в родную деревню, и стал его спрашивать. Шаман не хотел отвечать, ведь по селению уже ползли слухи, что охотник завёл дружбу с лесными зверями, и творит недоброе с ними заодно. Однако, увидев честность и рвение юноши, он смягчился. И сказал ему, что перо Кадоха, погруженное в древние воды, и человеческая кровь способны превратить лисицу в человека навсегда.
Исполненный счастья, Никке ушёл в лес, едва дождавшись новой ночи. Он шел среди деревьев, спеша обрадовать свою любимую. В ту ночь по лесу брёл усталый молодой охотник из нашего клана. За целый день ему не удалось выследить ни одного зверя, а силки как были, так и остались пустыми. Но, завидев движение среди деревьев, тут же ринулся за ним, надеясь добыть хоть кого-то на ужин. Он шёл вперёд, и перед ним постоянно мелькали рыжий мех и странная шкура с перьями. Уже теряя цель, он из последней надежды выпустил стрелу, но так и не нашёл за деревьями куда она попала.
Лисица погружалась вглубь пруда, ни о чем не подозревая. Вода была темнее чем обычно, и тревожно пахла, но когда вышла луна, воды превратили ее в девушку, и теперь она почувствовала, что могла оставаться ею навсегда. Полная счастья, она стала бегать вокруг пруда, ища любимого, который смог дать ей желанный облик. Но нашла лишь его бездыханное тело, пробитое стрелой, истекающее чёрной, в свете луны, кровью, уносимой водами пруда, на волнах которого качались несколько белых перьев.
Девушка упала на колени и стала горько плакать. Она уже не радовалась новому телу и проклинала то, что стала человеком такой ценой. Слёзы падали на охотника и древние воды, с громким в замершем лесу плеском. Тут пруд забурлил, к берегу пошли крупные волны и смыли тело юноши. Девушка бросилась за ним, но не успела вытащить. Древние воды стали светить все ярче и ярче.. и из их глубин вылетел ворон с ярким белым оперением.
В тот вечер незадачливый охотник, которой сам того не ведая убил Никке, клялся перед всеми, что видел на берегу пруда лисицу и поразительно белого ворона, смотревших друг на друга. Но никто ему не поверил.

На следующий день от поля протянулась тёмная и длинная туча, а с выселки прибежали удивленные селяне. Глазам удивленных членов клана предстал белый ворон, который опустился среди полей и громким криком, похожим на человеческий, прогнал всех птиц. Их было так много, что даже небо потемнело на несколько мгновений. Люди попадали на колени, выкликая, что это знамение Кадоха, что это он им помогает. Следом за вороном от леса побежали лисы и наводнили поля. Охотники хотели забить их стрелами, но ворон сел перед ними и, расправив крылья, закрыл лесных хищников. Охотники в страхе сложили оружие, боясь гнева своего тотема. Лисы резвились всюду, и довольно скоро все грызуны пропали, а лисы стали разбредаться под сень деревьев. Ворон издал новый зов, и неведомо откуда налетели вороны всех цветов и оттенков. Они пролетали над полями и роняли неизвестные семена на землю, взрыхленную лисами, ловившими грызунов.
Лето подходило к концу. Тот славный день был объявлен чудесным днём избавления, когда Кадох спустился к нам с небес и отогнал все наши беды. Те птицы, которых он привёл с собой, принесли чудесные золотые семена, которые вскоре взошли высокими стеблями и покрыли все, что было видно. Так клан Кровиндов пережил напасти, и смог богато встретить зиму. Мы приняли даже несколько соседних кланов, которых чуть не погубил голод.
С тех пор наш тотем Кадох изображается в компании лисы, шаманам следует украшать одежды и посохи перьями, а их верным женам и наставницам рода носить рыжий мех на рукавах и капюшоне. И больше никогда охотники не били лис, спутниц благословленных Кадохом.. да и мало их осталось в наших лесах. "
Дети шумели от восторга, а жители улыбались, допивая свои напитки. В небе странствовала луна, огибая дорогу из звездной крошки. Повеяло свежестью и все стали расходиться.
Шаман остался сидеть и все так же внимательно смотрел в глубины огня. Сзади, совсем бесшумно, к нему подкралась жена и обняла за плечи.
- Им понравилась история?
- И детям и взрослым всегда нравятся такие сказки...
Потрескивая догорал костёр, и последние всполохи огня высветили лицо шамана.
- Но если бы они только знали, как это трудно - снова стать человеком...


Рецензии