Напоминание о Лиепае

Памятуя об особой болезненности украинских патриотов к какой-либо критики вообще и уж тем более не желая нажить себе врагов еще и в Прибалтике, внесу ценное замечание:

- Я не живу в Латвии. В Лиепае был 25 лет назад. Не претендую вообще портить светлый лик этого независимого государства. Мои суждения носят сугубо субъективный характер и основаны на частной беседе с одной из жительниц Елгавы. Осознаю, что на каждое мое высказывание коренные жители найдут по десятку антитез.

Стало интересно, как живет Лиепая, этот славный город за западе Латвии, поскольку моя жизнь с нею была связана целых 2,5 года. Правда было это в 1987-89 годах. С той поры воды утекло немало.

Решил я вступить в интернет-общество, связанное с этим городом, чтобы взглянуть на места, связанные с моей военной службой. Таковым местом, естественно, можно считать военный городок. Всяческих частей тогда было - мама не горюй! Не рискую даже приблизительно указать число военных. Ненаучным методом народного тыка можно утверждать, что куда ни плюнь, то можно было попасть в военного.

В мое время там была Лиепайская военная база и там кого только не было. Наша база по обслуживанию ракет просто Гулливер в стране великанов. Там, если память не изменяет, и 16 дивизия подводных лодок и еще 14 эскадра в придачу. Куча надводных кораблей, торпедная база, часть по хранению ядерных боеголовок и пр. Это навскидку.

Отчетливо помню множество старых, но очень добротных зданий царской постройки. Как я понял, больше 100 лет назад там создавалась воинская база Либава и денег не щадили на ее создание. Некоторые заброшенные форты я мог лицезреть собственными глазами. Они тогда меня поразили внушительностью толщины стен. Мощь!

Еще я видел множество двухэтажных зданий. Как объяснил мне местный старожил и краевед на общественных началах, в этих домах при царе жили по 4 офицерских семьи. Надо сказать, шикарно жили! А в помещении госпиталя (рядом с нашей частью!) располагался военно-морской штаб, с балкона коего будущая знаменитость адмирал Колчак глядел на свою эскадру. На достоверности последних данных не настаиваю.

В общем, мне, как человеку сугубо подневольному в своем матросском положении, все прелести лиепайской жизни были неизвестны. Знаю, что там бурлила жизнь и еще там была куча всяких предприятий.

Это так было, но вот как сейчас??

Истый патриот Латвии ответит, что счастье уже в том, что оттуда убрались русские военные. Спорить не стану. Согласно общедоступным данным, в 1989 году в Латвии проживало 2 665 тыс. человек (в Лиепае 114,5 соответственно). В 1990-х военные ушли, оставив все помещения и металлом от ветхих кораблей. Данные от переписи 2000 года показывают, что жителей уменьшилось до 2 377 тыс. по стране и в Лиепае до 89 тыс.

Хочу добавить еще, что все списать на уход русской армии не получится. Да и вряд ли солдаты и матросы входили в эту численность. Русские ушли оттуда где-то до 1994-95, но с той поры страна пустеет и дальше. Причем, довольно огромными, как по мне, темпами. На данный момент в ней около 2 млн., т.е. почти на 400 тыс. меньше! Лиепая прохудилась еще на 6 тысяч.

Возвращусь к этому латышскому интернет-сообществу. Там выставили фото военного городка и все напоминает дом Павлова в Сталинграде (можете видеть главное фото в статье). Так захотелось увидеть свою часть или то, что от нее осталось, что я решил обратиться к фотографу - женщине из местных:

- Добрый день, I! Я сначала увидел Ваши фото о Лиепае, а потом уже открыл, что Вы жительница этого города. Я служил в Лиепае в 1987-89 в 30 БТИ (в/ч 49393), что за воздушным мостом сразу находилась. Вы не располагаете фото об этой части? В смысле, фото о том, что от нее осталось?

Услышанное здорово разочаровало (стилистика сохранена):

- Ничего не осталось. Даже сфотографировать нечего. От воинских частей в городке ничего не осталось, а те фото,что я вчера выставила, это ближе к Тосмаре которые. Там долго были какие то склады и вход был закрыт, а теперь все освободили, и можно ходить, поэтому еще что то похожее  на здания сохранилось, но сами видите,в каком состоянии, а скоро и этого не будет.

Другими словами, это самые сохранившиеся здания. Печально. Неужели же такое количество здания не заслуживало более рационального применения?? Я продолжил вопросы:

- Может здания можно было бы использовать для каких-то гражданских целей? Там же качественные здания были(((. Не по хозяйски как-то((( Я думал латыши практичные люди((.

- Да, но кого это волнует. У нас даже жилые двухэтажки жилые разрушены: согнали людей в коробки пятиэтажные. Да вы что? Какая практичность? Я в этом городе родилась. Раньше все было свое тут: и масло подсолнечное, и хлебопекарни, и бумага, и спички, и сахар, и много чего своего: и обувная фабрика, и кожзавод, а теперь этого ничего нет. В этом году закрыли металлург (металлургический завод - видно советские корабли кончились - примечание мое). Город весь убит можно сказать. Даже детского парка аттракционов нет.

- Но ведь если закрыты предприятия, то как работать? Где?

- Плохо. Работы нет. Очень многие уезжают.

Я выразил недоумение насчет хлебопекарен и ответ был примерно таков:

- В Лиепае нету работы. Мало совсем. Предприятий нету, а на счет хлеба... Я имею ввиду, что у меня муж дома печет сам хлеб. Хлебопекарен нету, все привозное из Риги, из Вентспилса, с Литвы, но Лиепайского ничего нету совсем.

Сразу оговорюсь справедливости ради, собеседница четко сказала, что с голоду никто там не пухнет и все есть и даже какой-то хлеб все-таки в магазинах делается:

- Есть такие большие магазины,там на месте пекут хлеб. Можно купить горячего, но уже не тот вкус, как раньше. Да, рыбы у нас хватает. Овощей фруктов тоже. Я имею ввиду, что нету предприятий, заводов. Железная дорога еще есть пока.

Кроме этого, есть и положительные вещи, о которых не преминула сказать лиепайчанка:

- Есть и хорошее. В городе везде сделаны велодорожки. Можно спокойно проехать из одного конца города в другой не мешая автотранспорту. Это для меня очень приятно, потому что я всегда езжу на велике: каждый день на работу и по выходным просто катаюсь.

Трудно не согласиться с мыслью, что счастье не в материальном благополучии только. Верю, что Латвия благословенная страна и там дышится очень легко и пусть будет и дальше так. Точно знаю, что объектив фотографа найдет немало интереснейших мест. Просто меня интересовали известные мне. а их и не сохранилось. Может так им и надо.

Возможно промышленность стране и не нужна - не знаю, но только по Лиепае столько предприятий "легло" и исчезло. А по стране? Уже при независимости и в Евросоюзе (с 2004 г.) почти на 400 тысяч уменьшение. Могу предположить, что уехала самая работоспособная и молодая ее часть.

В Украине может все по другому будет с промышленностью. Пусть будет лучше намного. В одном можно быть уверенным точно: если даже перестанут дымить заводы, не будет своих спичек и хлеб будут привозить из Румынии, велосипедных дорожек настроят вдоволь... Брюссель обязательно поможет.


Рецензии
Удобнее и удачнее работать под сильным начальником - так сказал мне знакомый менеджер. Это сладкое слово Свобода!...(с дымящимся хвостиком товарища Л.)



Он Ол   20.07.2014 10:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.