Детективы бывают разные

               

11 мая, 2014г.

Сегодня воскресенье. Весь день была дома, весь день пила кофе и весь день читала французский психологический детектив «Волчицы» Пьера Буало и Тома Нарсежака. Я его уже читала 25 лет назад. И вот решила перечитать. Не пожалела.

За 25 лет почти забыла сюжет и мне была интересна психологическая интрига романа, которую автор закручивал как пружину.

Детектив был написан в 1955 году. Действие происходит оккупированном немцами Лионе в 1940 году. Актуальный роман в дни празднования Дня Победы, не правда ли. Но сюжет не о войне, а о желчности и наживе, об обмане, который как капкан всё крепче и крепче сжимает железные челюсти.

Читая, у меня промелькнула мысль: из этого сюжета можно было бы сделать неплохой психологический фильм, сюжет этого заслуживает. Такой фильм мог бы прервать череду похожих друг на друга сериалов про ментов.

Кое-кто, может быть удивится, не обнаружив в произведении ни привычной фигуры сыщика или полицейского, ни допросов свидетелей, ни традиционного хода расследования. Это роман-загадка, это детектив нестандартного построения. Для авторов Буало-Нарсежак детективная история является способом раскрытия психологического состояния человека и его внутреннего мира.

Экстремальная ситуация, в которой оказался главный герой и от имени которого ведётся повествование, высветила его подлинную сущность: интеллигент, талантливый музыкант, культурный и образованный человек. Но, оказавшись в тяжёлых жизненных и психологических условиях, он  утрачивает свой лоск. Проступают подлинные черты характера: низменность натуры, эгоизм, малодушие, лицемерие и даже жестокость. Хотя скажу по секрету, мне было его жаль, и я даже прониклась некой симпатией к нему.

Очень непредсказуемая развязка. Конечно же, читая любой детектив, читатель по ходу развития сюжета предполагает свою концовку разворачивающихся событий, но в данном произведении типично французская концовка.


Рецензии
К сожалению, "Волчицу" не читал, но как поклонник детективного жанра хочу заметить несколько моментов.
Общепризнано, что детектив – это литературный жанр, интрига которого организована как логическая реконструкция практически не наблюдавшегося события, в основном – преступления. В силу этого, внешний сюжет детектива выстраивается как история раскрытия преступления, а внутренний – как познавательная история решения логической задачи. Можно сказать, что любой детектив – это интеллектуальная реконструкция картины преступления, и логика там ставится на первое место. А повествование должно неукоснительно базироваться на предположении того, что существует истинная картина преступления, в основе которой лежат действия преступника. Как правило, он должен быть умным, тщательно вуалировать, скрывать следы, либо уничтожать их, или также умело «подставлять» под удар другого человека. Задача героя детектива – путем построения логических умозаключений стать выше любого преступника и вычислить его. Поэтому детектив является признанным жанровым фаворитом для развлекательного чтения интеллектуалов.
В детективе, как и в жизни, должна восторжествовать справедливость – юридическая, социальная, моральная. Правда, такой итог для нашего времени не закономерен, но это – требование жанра.
Сейчас пишут детективы все, кому не лень. Но высококлассные детективы всё-таки встречаются редко. По-видимому, "Волчица" - одна из таких.

Абдуджабор Абдуджалилов   04.07.2015 21:42     Заявить о нарушении
Абдуджабор, СПАСИБО за отзыв!
С уважением, Светлана.

Михай   05.07.2015 09:07   Заявить о нарушении