Особо влюблённый артист

Рубрика «Твой современник»

Особо влюблённый артист

Один из самых близких зрителям по духу в Ульяновском драматическом театре им. И.А. Гончарова актёром несомненно является Владимир Петрович Кустарников. Его любят все: дети, подростки, юноши и девушки, зрелые личности, пожилые люди и старички. В него влюбляются с первого взгляда приезжие на один день в наш город гости, случайно попавшие на спектакль в театр, спрашивая: «А что за парнишка играл?...».
А этому парнишки 23 декабря 2014 года исполнится пятьдесят лет. Полвека Кустарникову? Полвека Кусту? (Так называют его многие горожане.) Он так и не стал в восприятии людей мощным огромным деревом... Для всех нас он — вечно зелёный, радующий своей гибкостью и свежестью куст! Каждый знающий его человек воспринимает Владимира Кустарникова, как своего современника. К нему рвутся за кулисы зрители в возрасте от 5 до девяноста с лишним лет. Но мы, контролёры, сдерживаем эту мощную, напористую толпу, жалея нашего кумира, так как знаем, что он выкладывается в каждом спектакле до последней капли пота, отдавая всего себя зрительному залу, несмотря на то, что температура его тела порой бывает плюс сорок, несмотря на то, что на душе у него кошки скребут, несмотря на то, что он очень влюблён... Самым пластичным актёром ульяновской сцены считал Владимира Петровича гениальный Юрий Семёнович Копылов. Наверное, Юрий Семёнович поэтому и доверил ему роль Гамлета, которую Кустарников сыграл точно по-шекспировски. Эта роль сделала артиста современником всех времён и народов. Конечно, невероятный успех Кустарникова в роли Гамлета является несомненной заслугой Юрия Семёновича Копылова, которого так чутко и глубоко чувствовал актёр! Мне кажется, умение понять, а, главное, войти в положение каждого человека и делает Владимира Петровича Нашим Современником. Я мало лично общалась с Владимиром Кустарниковым. Но однажды мой шеф Андрей Геннадьевич Красильников, являющийся большим поклонником таланта Кустарникова и особо озадаченный его грацией кошки и стремительностью пантеры на сцене (его всегда мучил вопрос: «Связан ли его феномен сценического движения, каким-либо образом со спортивной биографией актёра?" Интервью хотели разместить в журнале «Спортшкола»). И интересующийся до сих пор его жизненным путём, и спрашивающий меня о его творческих успехах при каждой нашей встрече, шеф дал мне задание: в юбилейный для нашего театра год (220 лет с момента основания театра) взять интервью у Кустарникова. Кустарников отказался давать интервью категорически, сославшись на большую занятость, а, может быть, ещё из-за того, что наша журналистская братия в то время писала о нём всякую чепуху. Отказ был очень категоричным... Я рассказала Красильникову об этом, на что он, очень раздосадованный, сказал мне: «Что Вы — за журналист, если Кустарников не хочет с Вами беседовать?» Я пошла вся в слезах к Кустарникову и объяснила в двух словах в какую ситуацию угодила... На что Владимир Петрович с горечью и досадой ответил: «Я не знал, что у Вас будут такие неприятности из-за меня на работе... Приходите в следующий вторник!»
Я пришла на интервью вся потерянная и расстроенная, и честно призналась ему, что буду задавать ему очень серьёзные вопросы, надеясь на очень искренние ответы. Кустарников пообещал мне, что он будет в ответах очень искренним и попросил меня также, чтобы я с этой искренностью в статье не переборщила. «Мне ведь после этого интервью нужно будет ходить по городу...» — смущённо добавил он. Я попросила у него для встречи два часа, но заняла гораздо больше времени. Он, видимо, был очень необходим для работы на сцене: несколько раз к нему, извиняясь, заглядывали Редюк, Морозов, Кондратенко, но Кустарников каждый раз просил их вежливо подождать, пока я не записала его последний ответ на мой очень сложный вопрос.
Материал о Кустарникове был помещён в январский номер и имел большой успех у читателей, покорённых на этот раз не только талантом актёра, но его искренностью по отношению к своим поклонникам. Кроме того, интервью было приурочено к Дню рождения артиста. Я в этом интервью не добавила ни слова... Спортом Кустарников занимался ровно столько, сколько требовала учебная программ в школе и в ВУЗе. Пластика, прыгучесть, стремительность и грация, как я и думала, у него природные.
Второй раз я была очень признательна ему за его отзывчивости, когда моя подруга забыла вовремя пригласить на обломовский фестиваль кого-либо из представителей Ульяновского драматического театра. Пригласи Александрова, Саурова, Кустарникова.
— Неужели придут? — недоверчиво спросила она меня.
Все трое пришли в сквер к памятнику Гончарова первыми из приглашённых. А Кустарников успел даже одеть на себя костюм слуги Якова из спектакля по роману И.А. Гончарова «Обрыв».
И хотя Кустарникову-человеку, наверное, ничто человеческое не чуждо, все зрители склонны  идеализировать его. Все они — такие же пламенные адвокаты своего кумира в жизни, каким он является для своих персонажей на сцене. Некоторые утверждают, что в лучших своих ролях он играет самого себя. Они просто уверены, что Джон Смит в спектакле «Особо влюблённый таксист», Лепорелло в «Завещании», Санька в «Шутках в глухомани», Пёс в «Очень простой истории», Бернар в «Суматохе в Париже, или Спасибо, Анна », Гамлет в «Ловушке для короля», он сам, — мудрый, добрый, великодушный, всепрощающий, способный на самое искреннее раскаяние, сомневающийся, любящий и несущий огромную тайну в своём большом, особо влюблённом сердце, которое на сцене открыто для нас, а в жизни всегда за семью печатями.
Для меня мой современник Владимир Кустарников — очень сложный, очень противоречивый, уставший от тяжести возложенного на его плечи таланта, глубоко чувствующий человек, очень влюблённый и в жизнь, и в театр, сыгравший на сцене нашего театра и Эгьючика, и Мальволио в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира, вызывая в наших сердцах особое сострадание к своим нелепым героям. Он же и Ричард II в пьесе У. Шекспира «Ричард II», и Фёдор Иоанович в трилогии А. Толстого «Монархи»... Но прежде всего для меня он Шлюк в ночной повести Г. Гауптмана «Шлюк и Яу», сидящий в яме с Борисом Александровым и широко открывающий глаза в финале спектакле, как бы спрашивающий удивлённо у нас, зрителей: «Что же это было??? Во сне это было или наяву?..» и объясняющий нам, его современникам: «Чтобы выжить в России, лучше всего надо постоянно удивляться, чем глубоко осознавать всё до конца...» И Кустарников, конечно, прав!!! Нельзя удивить чем-либо мир, если сам перестанешь удивляться и восхищаться им! И мы с удивлением и искренним восхищением в сердцах уходим со спектаклей, где играет заслуженный артист России Владимир Кустарников, желая ему ото всей души здоровья, успехов и всяких благ для долгого честного и потрясающего нас своим талантом служения сцене, а, значит, и нам, людям, его современникам!!!

29.09.2013               

P. S. 18 октября 2013 состоялась премьера спектакля «Коварство и любовь» по пьесе Фридриха Шиллера, где Владимир Кустарников восхитил меня в этот раз не только удивительным проникновением в образ Миллера (за этот созданный на сцене нашего театра персонаж из знаменитой трагедии ему, наверное, дадут звание народный артист России), а прежде всего, как личность: он в буквальном смысле этого слова тащил на себе весь спектакль, а также трогательно защищал и опекал юную Танечку Прыскину и как дочь по сюжету спектакля, и как начинающую актрису, которой выпала большая честь в таком молодом возрасте создавать столь сложный образ на прославленной Ульяновской сцене. И, конечно, такой партнёр для Танечки в таком трагическом спектакле, где решается столько нравственных, моральных, религиозных, философских и государственных проблем для Прыскиной, - надёжная и чуткая во всех отношениях поддержка и опора!
   
18.10.2013


Рецензии