После семидесяти. Часть 3. После дома 17-19. 01

Мне исполнилось семнадцать, единственная из всей деревни я получила аттестат зрелости. Мои подружки отстали кто в восьмом, кто в девятом классе, потому что отсеялись на экзаменах. В июле 1959 года я уехала из дома навсегда.

Что дала мне моя деревня? Во-первых, чувство общности с людьми и даже со всей страной. Нам неважно было, кто стоит у власти в Москве, но все знали, что надо помочь родине поскорей залечить раны, нанесённые войной. Ежегодно проводились собрания, когда жители подписывались «на заём». Это государство брало деньги в долг у своих граждан. И все до одного хозяева брали обязательство за год выплатить обещанные деньги. Я гордилась, что и моя мама подписывалась на какую-то сумму. Никто не верил, что долг вернётся, поэтому с облигациями обращались небрежно: давали детям играть, выбрасывали. А через много лет по каждому внутреннему займу государство выплатило неплохие деньги. Конечно, у нас, как и у многих, облигаций к тому времени не осталось.

Это же чувство единения всех односельчан поддерживалось колхозными праздниками по случаю уборки урожая. Помню, что выставлялись столы прямо на улице, лавки, каждая хозяйка приносила какое-то угощение (картошка, капуста, винегрет, огурцы и т. д.), самогонку, бражку, и начиналось веселье. Пили, ели, подкармливая и нас, вертевшихся у столов. Разговаривали, пели песни, плясали. Общая радость передавалась и нам, ребятишкам.

Во-вторых, из тех лет до сих пор ощущается тепло родного дома. Несмотря на трудность жизни, я никогда не видела в доме слёз. Никогда мама не плакала при нас, детях. Бывало, мы ссорились, но всегда в тяжёлые времена поддерживали друг друга. Когда брат служил в армии и попал в беду, со всех концов родные выслали ему деньги и он благополучно вернулся домой. А когда у старшей сестры Лиды в семье пала корова, опять же мы все выслали ей кто сколько смог. Она в благодарных письмах сообщала, что хватило не только купить корову, но и ещё осталось на житьё. И сейчас мы постоянно поддерживаем связь по телефону и всегда знаем, кому чем надо помочь.

В-третьих, в эти годы во мне прочно укрепилось чувство уверенности в себе, стремление стать во всём первой, особенно в работе.

Всю дальнейшую жизнь моя родная деревня поддерживала и согревала мою душу.


Рецензии