Ника Косенкова и метоника - субъективный экскурс

Мастерклассы Ники Косенковой — явление уникальное, как, впрочем, и сама Ника. Когда-то,  окончив театральный институт,  она она почувствовала себя профессионально обманутой. Позже пришло понимание того,  что общепринятая система театрального образования, в том числе и речевая подготовка, не воспитывает молодого актера, а скорее убивает, закладывая в него массу комплексов и заблуждений.

Личный отрицательный опыт Ники стал поворотным моментом в ее судьбе и определил ее профессиональное будущее.  Проанализировав  все существующие школы развития сценической речи, от эллинских школ риторики до современных европейских речевых методик, Косенкова создала собственный метод, назвав его «метоника».

С тех пор Ника Косенкова более сорока лет «правит» речь известных артистов и популярных певцов больших политиков и крупных бизнесменов: всех тех, кто придя к успеху и признанию, вдруг понял, что речевая культура, это намного больше, чем просто умение говорить.

Среди имен, вкусивших ее метод можно назвать Игоря Костолевского, Владимира Стеклова и даже французских звезд (Ника Косенкова преподает не только в России, но и в Европе — не пропадать же, свободному владению французским). Свою квартиру в Москве Ника превратила в частный театр, который всегда полон теми, кто открыт творческим поискам и хочет увидеть себя в новом качестве.

Описывать основные слагаемые метода Косенковой дело неблагодарное, да и, пожалуй, невозможное: его нельзя облечь в конкретную форму и навсегда поставить на полку среди множества учебников по культуре речи. И хотя  сама Косенкова в многочисленных интервью не раз формулировала принципы своей саморазвивающейся системы, на мой взгляд, вся методика Ники заключена в ней самой — в ее богатом педагогическом и режиссерском опыте, в глубинном понимании механизмов речевой культуры, в мощной интуиции Косенковой, позволяющей безошибочно определять индивидуальные проблемные зоны в речи каждого, кто доверится ее педагогическому опыту.

В апреле этого года Вероника Александровна провела трехдневный мастер-класс в  Новошахтинском драматическом театре. Вот тут уж я воочию увидал Нику Косенкову в работе и на собственном опыте убедился, что метод Косенковой действует, но действует только в том случае, когда ты абсолютно и безоговорочно доверяешь ее педагогической интуиции. Уже после первых пятнадцати минут тренинга, видя как легко и уверенно она «вытаскивает» из человека его естественный голос, и изменяет его тембральную окраску, я про себя удостоил ее звания «магистр регистров». Признаюсь, мне никогда не приходилось видеть «речевого диагноста» такого высокого класса (а Ника именно ставит абсолютно точный диагноз с первых сказанных тобой слов). Манера ее «диагностики»  резка и безапелляционна, но иначе, наверное, и невозможно бороться с нашими недостатками, которые мы так ругаем на словах, но так лелеем внутри. Признаюсь, я искренне пожалел, что Вероника Александровна не была моим педагогом сценической речи в бытность студентом театрального вуза.

Но Ника Косенкова, изменила бы своей неуемной творческой натуре, если бы ограничилась только  тренингами. Она устроила еще и драматургическую лабораторию, предложив на суд актерам свою пьесу, которую она собралась адаптировать под индивидуальные особенности труппы Новошахтинского театра. Этот театр Косенкова выбрала неслучайно — действие ее пьесы разворачивается в наши дни в таком же небольшом городе, а героев пьесы запросто можно списать с некоторых новошахтинцев.

В дальнейшем, Вероника Александровна планирует поставить эту пьесу в  Новошахтинском театре. Она уже пообещала актерам, как режиссер и как педагог, что у их героев будет «хрустально чистая русская речь», в чем я собственно, не сомневаюсь.


Рецензии