Гончаров за эволюцию даже в любви!!!

ГОНЧАРОВ ЗА ЭВОЛЮЦИЮ ДАЖЕ В ЛЮБВИ!!!

(черновик статьи, переданной фотографу «Комсомольской правды» Ярославе)    
11 ноября 2008 года в 18-00 в стенах Ульяновского государственного областного драматического театра имени И. А. Гончарова состоялось открытие второго театрального Гончаровского фестиваля, начавшегося Гончаровским балом, на котором присутствовало много таких гостей, как известный театральный критик, редактор журнала «Страстной бульвар, 10», дочь выдающегося режиссёра, актёра Олега Ефремова – Анастасия Олеговна Ефремова, а также театральный критик, кандидат искусствоведения Геннадий Георгиевич Дёмин.
Во время бала было много выступающих, которые обратились к зрителям с лаконичными и яркими речами, раскрывающими значение Гончаровского фестиваля театрального искусства в целом для земляков Ивана Александровича Гончарова. Очень содержательным и выразительным было обращение к присутствующим губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова, под патронажем которого уже второй раз проходит фестиваль на Ульяновской земле. Этот интересный театральный форум проходил в городе в течении четырёх дней. На нём выступили прославленные театральные коллективы из Ульяновска, Перми, Воронежа и Москвы.
Честь же открытия фестиваля была предоставлена ульяновцам. После Гончаровского бала зрителей пригласили в зал на премьерный, необыкновенный по сценографии и философии выражения мысли сценическим действием спектакль – лирическую комедию «Обыкновенная история», поставленный по гениальному роману Гончарова.
И современники Гончарова, и мы, живущие в 21-м веке, не перестаём удивляться, как смог наш земляк в таком сравнительно небольшом по размерам романе, ошибочно названным Белинским повестью, поставить столько вопросов читателю и так грамотно и убедительно ответить  на них. В романе красной нитью проходит мысль, что миром правит эволюция, закономерности которой сложно обойти и в политике и в экономике, и в религии, и в философии и, как впервые доказал Гончаров, в любви.
Тем удивительнее и загадочнее спектакль Дениса Кожевникова, сделанный под руководством и совместно с художественным руководителем постановки народным артистом РФ Леонидом Хейфецом, которые на сцене в течение двух с половиной часов проиллюстрировали в театральных образах, выведенных Гончаровым в одноимённом романе, все законы эволюции души, описанные в романе «Обыкновенная история», где эти режиссёры воистину использовали все возможности театра, чтобы отразить на сцене эту пружинистую динамику эволюции общества, развивающегося по спирали.
Потрясает сценография спектакля Е. Ефима, который сумел сделать зрелище динамичным и одновременно очень статичным и целостным в своей глубокой философии неотвратимости закономерностей, за счёт оригинального показа на сцене и декораций, и реквизитов, и костюмов, используемых в спектакле. Художники, работники костюмерного, поделочного, декоративно-бутафорского, монтировочного, электроосветительного цехов совершали чудеса. Олегом Яшиным создано одновременно очень лиричное и величественное музыкальное оформление, подчёркивающее все нюансы и глубину игры актёров в столь сложном сюжете раскрытия внутреннего мира героев.  И вздыбленные лошади, и постоянная смена декораций на сцене, и костюмов на участниках действия во время танцев на балах и катке, гуляньях по городу. Динамичность массовых сцен в усадьбе Александра Адуева, в чиновничьих кабинетах, также как декорации спектакля и костюмы персонажей, служит одной главной идеи обыкновенной истории, которая случается с каждым, кто живёт сейчас на земле. Очень сложно найти ту золотую середину в жизни, находясь в эпицетре которой можно избежать духовных эволюционных потрясений в очень важных для человека любовных отношениях, где все слушают только своё сердце, которое часто в момент сильного влечения неподвластно разуму. Как дети, влюблённые взрослые люди пренебрегают советами родителей и без оглядки вступают на сложный путь борьбы при установлении любовных отношений между индивидами разных полов. И если не будешь присматриваться к окружающим людям и прислушиваться к советам любящих тебя людей, столько можно наломать в жизни дров, искалечив и свою судьбу, и судьбу любимого человека! Кроме того, в спектакле чётко дано понять, что горький опыт самоосознания себя и любимого тобой человека присутствует в жизни каждого. Любовь всегда динамична. Она находится в постоянном развитии. И в то же время любящие друг друга люди мечтают остановить приятные и счастливые для себя мгновения. Но это невозможно... Даже в состоянии тоски и скуки главных героев спектакля создаётся одновременно монолитность и стремительность действия.
Ведущая спектакля Ольга Родионова и помощники режиссёра по реквизитам Татьяна Прыскина и Надежда Бычкова объясняют это очень серьёзным, точнее алгоритмическим подходом к работе над спектаклем с первой репетиции: «Мы как будто вместе с актёрами жили на сцене. Всё во время спектакля было естественным и отработанным до мелочей».
Но особенно хочется отметить в этом спектакле работу бригады монтажников в составе Олега Карасёва, Юрия Фирсова, Сергея Хлынова, Александра Прыскина, которые под руководством Виктора Настина на сцене во время действия осуществляли демонтаж и перестановку декораций, исполняя роли теней в загадочном и холодном Санкт-Петербурге.
Удивительно загадочна и таинственна работа сотрудников электроосветительного цеха под руководством Ф. М. Гиматдиновой в сценах на катке, на бале, в любовных сценах. В то же время свет становится ломким, импульсивным, контрастным, а порой даже пульсирующим и волнообразным в сценах наполненных гротеском (сцены: танцы чиновников, сцена отчаяния Александра Адуева после полного разочарования в любви, встреча с матерью в деревне после возвращения из Петербурга и многие другие).
Очень интересны бутафорские эффекты: любовная сцена Юлии Павловны и Александра Фёдоровича Адуева, прогулка в коляске по Санкт-Петербургу, и смена времён года и другие.   
И на этом фоне вечного непрерывного движения-изменения человеческой жизни рассматривается вечная тема для человечества со времён Адама и Евы – любовь со всеми её видами и закономерностями, а, главное, испытаниями. Каждый актёр в каждый момент развития спектакля служит теме любви, показывая её во всём многообразии человеческих взаимоотношений со всеми сложностями и случайностями формирования этого удивительного, данного людям Богом чувства. Каждый эпизод, монолог и диалог спектакля наполнен сложным эмоциональным  чувством, раскрывая зрителям всю его беспредельность. И в то же время, следя за судьбой Александра Адуева, мы понимаем, что само по себе это чувство ограничено и не вечно, если между мужчинами и женщинами только страсти и всепоглощающая увлечённость, которая отрывает человека от мира реальных земных отношений. Оно часто бывает опасно, так как иссушает душу и даже может лишить человека души на время, как утверждает в своём монологе Александр Адуев, страстно и импульсивно исполненном актёром Денисом Ярыгиным. Но так ли это? И так, и не так. Именно любовь возрождает к жизни отчаявшуюся, и как бы уснувшую душу дядюшки Петра Ивановича Адуева, но расцветшую и возродившуюся к любви на глазах зрителей, когда он осознал, что только его душа может воскресить к радостям жизни дорогую сердцу жену, Елизавету Александровну,угасающую от недостатка душевного тепла и внимания. Как для духовного и психически нормального человека перед трагедией главной потери, потерей близкого человека, в его глазах  моментально меркнут все материальные ценности и блага, карьера и продвижение по службе, государственные награды, положение в обществе.
Во время диалога между женой Елизаветой Александровной и растерявшимся от горя мужем Петром Адуевым, благодаря мастерству актёра Сергея Кондратенко на сцене возникает и парит третий образ – образ возродившейся в страданиях души человека, который очень любил карьеру, светские связи, но, главное, сумел возлюбить всем сердцем долг перед ближними, который не позволил ему покинуть в сложный период близких: жену, племянника, партнёров, дальних родственников. В спектакле очень хорошо показана цена цинизма в человеке, не потерявшем душу и состоявшемся как личность в обществе, человека, прошедшего огонь, воду и медные трубы, но не утратившего в сердце главных человеческих ценностей. Режиссёр убеждает зрителей своим спектаклем, как важно иметь другом и наставником мудрого, порой очень жёсткого человека, как Пётр Адуев, который вовремя остановит, поддержит и о многом предупредит тебя заранее. Но в то же время никакие предупреждения и опыт друга не спасут от горечей и разочарований в любви, которую не купишь ни за какие деньги...
Лиричность образа Петра Адуева, созданная актёром Сергеем Кондратенко, очень притягательна, трогательна и прекрасна. Пётр Адуев в исполнении Сергея Кондратенко - не грибоедовский Молчалин, который страшен своей угодливостью, не отчаявшийся и разочаровавшийся Обломов, не западник Штольц. В исполнении Сергея Кондратенко Пётр Иванович – это личность, мужчина, на которого можно положиться, чётко осознавший все утраты и духовные жертвы, возложенные на алтарь успеха. Это человек общественный, государственный, превыше всего ставивший в своей жизни долг, который любит и исполняет до конца. Но он в то же время очень общителен, любит людей, наделён большим чувством юмора. 
Но дядюшкин цинизм и слишком лёгкое отношение к душевным страданиям, которые были им уже пережиты и опыт друга не спасут от горьких разочарований в отношениях его племянника и молодой вдовы Юлии Павловны. Трагическая развязка любовных отношений в спектакле между Александром Адуевым (актёр Денис Ярыгин) и Юлией Павловной Тафаевой (актриса Юлия Ильина), которая чуть не сломала духовно молодого человека. Вообще, образ Александра Адуева в исполнении Дениса Ярыгина – необыкновенная актёрская удача в этой «Обыкновенной истории». В необыкновенно милой и острой одновременно лирической комедии режиссёр и актёр, создавая этот удивительный образ, проходят  вместе с героем через страшные испытания любовью, предательствами в любви и дружбе, которые порой превращают его в нечто, но он поднимается надо всем этим, переживая горькие невозместимые потери, сам же предателем не становится. Сердце Адуева невозможно купить отчасти из-за того, что сам Александр Фёдорович Адуев, его родственники и близкие в большой степени наделены прекрасным чувством юмора, а также спасительной и снисходительной к окружающим иронией, защищающих героев спектакля от полного духовного разрушения чувством сарказма. Он так же, как его дядюшка, предельно честен и открыт в своих суждениях. Эти люди не способны притворяться, наносить удары в спину. В финале спектакля герой очень серьёзно подходит к браку с расчётом на богатой невесте, дочери Александра Степановича. Да он женится с расчётом, но при этом Адуев Младший прежде всего готов выполнить долг перед будущей супругой и обществом в целом. И этот прикрывающийся цинизмом человек никогда не померкнет в памяти своих возлюбленных, как и его дядюшка, первая любовь которого Мария Павловна умерла с засохшим на груди жёлтым цветком, подаренным ей Петром Адуевым в юности. Да и Пётр Адуев, как мы видим, навсегда сохранил её образ в памяти. Очень важное и интересное режиссёрское решение в спектакле: актриса Дарья Долматова играет в спектакле одновременно двух героинь бывшую возлюбленную Петра Адуева в юности - Марию Павловну и жену Петра Адуева - Елизавету Александровну.
В спектакле очень интересно и оригинально показаны женские образы. Женщины, вдохновляющие на деятельность мужчин, но совершенно не обременяющие их своим чувством: Елизавета Александровна, Аграфена, Соня, Мария Павловна. И женщины, всепоглощающие мужчин в любви: Наденька, Юлия Павловна Тафаева. Несмотря на внешнюю красоту и пылкость, вторые разрушают сердца и души мужчин, поэтому этих женщин мужчины хотят забыть и изжить из своего сердца, а первым готовы служить. Очень ярок и жизнен образ матери Александра Адуева, созданный Ольгой Копейкиной. Видя её страдания на сцене, понимаешь – выше материнской любви на свете нет ничего и нет ничего тяжелей страданий матери о сыне, потерявшем внутренний стержень. Только она материнским сердцем своим пронимает причину сбоя в человеческой судьбе. Нельзя уходить от Бога! Так как мать понимает, что Бог и Любовь в этом мире одно целое.
Гимном любви являются в этом спектакле сцены в исполнении Оксаны Романовой (Аграфены) и Владимира Кашкарова (Евсей). Эти люди - простые слуги, а какие высокие чувства. Но на такую любовь имеют право только люди, не обременённые карьерой. Для них главное любить, отдавать себя полностью любимому человеку и в этом видеть смысл жизни. В спектакле очень хорошо отражена эпоха. Очень точны детали всех костюмов, ярко и верно показана мода того времени. Порой зрителю кажется, что художник по костюмам внёс в каждую деталь театрального облачения и самого костюмированного образа частичку своей души. Ольга Соломко любит и понимает каждого героя спектакля. Каждый персонаж ей по-своему дорог и мил. Каждого она хочет приукрасить внешне, чтобы от жалости и сострадания к образу хоть немного внешним лоском, скрыть нравственные недостатки, которые накладывает на героев обыкновенная история выживания в мире человеческих страстей и приспособления к новым требования эпохи. Художник по костюмам всячески подчёркивает спасительный добрый и милый юмор изящного и высоконравственного во всех отношениях спектакля. Что ещё больше подчёркивает мысль, что, несмотря на привязанность к определённому историческому периоду, в спектакле решаются вечные проблемы человечества и общества в целом. Остро ощущаешь: только доброта и прощение спасёт мир, живущий и дышащий любовью. Поэтому лирическо-комедийный подход режиссёра и художественного руководителя к этой серьёзной теме вполне оправдан и каждым словом, и каждым жестом спектакля. Одним словом, богатый и колоритный спектакль. В чём велика заслуга главного спонсора спектакля «Сбербанка России». И это лишний раз подчёркивает, что для плодотворного созидания нужны не только чувства, но и деньги.
Свои самые важные вопросы о впечатлениях от спектакля я задала директору дома-музея Гончарова Антонине Васильевне Лобкарёвой , которая очень глубоко и полно изучила творчество И.А. Гончарова. Не зря её и сотрудников музея, который она возглавляет, называют ванькиными детьми. Её ответ был лаконичен: «Очень хороший спектакль. Особенно убедителен и по-гончаровски точно исполнен на сцене образ Александра Адуева!»
Сейчас тема любви в новых премьерных спектаклях нашего театра рассматривается                Юрием Семёновичем Копыловым во всесторонних жизненных и философских ракурсах.
В каждом новом спектакле она звучит по-новому и с новыми проблемами. Цель всех новых театральных постановок, несомненно, заключается в том, чтобы люди сумели сохранить в душе это божественное, вечно эволюционирующее чувство, не дав растоптать его серым будням житейских передряг. Родительская любовь, супружеская любовь, первая любовь, юношеская любовь, поздняя любовь, последняя любовь, любовь детей к родителям, любовь к ближнему, к ушедшим предкам, а, главное, Любовь к Богу постоянно рассматривается на сцене театра имени И.А. Гончарова. Эта тема царит в атмосфере театра последние два года: «Король Лир» Уильяма Шекспира, «Великая Екатерина» Бернарда Шоу, «Примадонны» К. Людвига, «Обломов» Ивана Гончарова, «Правда хорошо, а счастье лучше» Александра Островского, «Продавец дождя» Р. Нэша, «Ночной переполох» М.-Ж. Соважон, «Девушки BEATLES» Сергея Волынца, «Дульсинея Тобосская» Александра Володина. Готовятся две новых премьеры: «Сочельник для двоих» М. Ворфоломеева, и восстановленный на сцене театра спектакль с новым составом актёров «Дорогая Памела». Фестиваль продолжался ещё три дня. Все три последующие фестивальные спектакля также потрясли, как открытие на сцене нового глубинного, тайного.
12 ноября на малой сцене Пермский Молодёжный театр «Новая Драма» играл спектакль Михаила Угарова «Обломов-off». Режиссёром Мариной Андреевной Оленёвой была продемонстрирована история человека, несовместимого с  жизнью. В главной роли Ильи Ильича Обломова занят актёр Московского театра им. Евгения Вахтангова Евгений Пеккер. В спектакле зрителю были поставлены многочисленные вопросы:
1. Можно ли отлежаться на диване всю жизнь?
2. Можно ли поменять жизнь, не меняя себя?
3. Надо ли ломать своё «Я» ради того, чтобы вписаться в общепринятые нормы и правила?
4. Можно ли рисковать судьбой любимого человека, если ты не уверен, что сможешь его сделать счастливым?
5. Так ли унизительна поза страуса, прячущего голову в песок при приближении пугающих тебя опасностей?
6. Помогают ли тебе наука и философия сделать жизнь более счастливой?
7. Можно ли ощущать себя счастливым, только созерцая счастье двух близких и любимых тобою людей?
Спектакль не стал давать зрителям ответы на эти серьёзные вопросы... Пусть каждый присутствующий на спектакле зритель решит эти вопросы сам для себя...
Но всё на сцене: и декорация – диван, похожий то на катафалк, то на гроб, то на склеп, и сценография Александра Улитина, и музыкальное оформление Елены Нечаевой, прекрасная игра молодых актёров, - запрещало бежать от любви, прятаться от этого великого чувства, потому что человек, вырывающий из своего сердца это красивое Божественное состояние, добровольно заживо кладёт себя в гроб...
13 ноября Воронежский Камерный театр, играя на основной сцене Угаровского «Обломов off», история болезни в двух частях по мотивам романа И.А. Гончарова «Обломов», буквально потряс ульяновских зрителей. Он не ставил им со сцены вопросы. Режиссёр Георгий Цхвирава буквально вовлекает зрителей в действие, происходящее на сцене, где они становятся его прямыми участниками помимо своей воли, и, в результате, вместе с эксцентричными героями спектакля: Ильёй Обломовым, Захаром, Андреем Штольцем, Ольгой Сергеевной Ильинской, Агафьей Матвеевной Пшеницыной понимают, что спасти Илью Ильича Обломова, которому жизнь поставила диагноз: Несовместимый с жизнью, невозможно, что не обходима серьёзная эволюция в мозгах, в душах людей и в самом человеческом обществе, чтобы такой славный добродушный и честный человек, как Обломов, ставший в 20-м веке в Европе любимейшим литературным героем, стал счастливым и приносил пользу обществу. В рамках, установленных Угаровским спектаклем, он погибает сам и тянет за собой спивающегося от лени и тоски Захара.
14 ноября на закрытии фестиваля зрителям был сделан большой подарок гостем фестиваля, Московским театром «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского.
На сцене драматического театра им. И.А. Гончарова гости показали мюзикл «Бедная Лиза», созданный по одноимённому произведению нашего не менее знаменитого, чем Гончаров, земляка Николая Михайловича Карамзина.
В 1989 году спектакль «Бедная Лиза» стал лауреатом Эдинбургского фестиваля (премия «Первый на Фриндже»). Этот спектакль был безукоризнен во всех отношениях. Но, главное, он очень соответствовал и духу, и названию фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене».
Спектакль звучал очень современно и злободневно. В финале зрителям было жалко всех героев мюзикла: и бедную Лизу, и Эреста, и мать девушки. Уходя со спектакля, понимаешь, что вопросы, поставленные Марком Розовским о любви и измене, грехе и ответственности за грех, о нравственности и ответственности за каждый поступок женщины и мужчины в обоюдных чувствах, очень важны. В борьбе за полноту этого чувства нужно постоянно работать душой и совершенствоваться и внешне, и внутренне, чтобы Великое чувство любви не переходило в собственническое и эгоистическое. Так как в любви необходимо искать не только радость и утеху, но и помнить об обязательствах перед любимым человеком. Если полюбил, то - прежде всего отвечай за любимого, жалей его и соизмеряй возможности своего чувства в любви с общественно принятыми нормами поведения того времени, в котором ты вращаешься, с этикетом и нравственными устоями общества, где ты живёшь, и где возникло это прекрасное чувство Любви. Чисто сентиментальное произведение Карамзина переросло в более серьёзные формы искусства, которые на сцене театра вызывают,  возможно, иные чувства, чем сентиментальная повесть Карамзина у его современников.
Я абсолютно уверена, что зрители очень обогатились внутренне, участвуя в просмотрах спектаклей II Всероссийского театрального фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене».
Я надеюсь, что у этих фестивалей огромное будущее, потому что его организаторы ставят перед его участниками и гостями форума такие же глубокие по содержанию и философские по тематике вопросы, как и Иван Александрович Гончаров в своих произведениях. И главной темой этих фестивалей всегда будут являться общечеловеческие проблемы любви и счастья. Эти фестивали обязательно помогут в реальной жизни людям стать самыми любимыми и самыми счастливыми в самые трудные времена на Земле, так как времена, как мы теперь все знаем, всегда сложные. И, может быть, поэтому и жизнь так многогранна и интересна, если в человеке живёт любовь, гармонично сосуществующая с долгом, о котором нам давно чётко сказано в десяти заповедях Моисея и двух Христовых.
14.11.2008 год.            


Рецензии