436 Дима Томаев 1953 - 1989 Скульптор

http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/157382/



Артём Киракосов


цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 ****  2018


''' ТВОРЧЕСКИ ''' CREDO '''

|| обо всём || немного ||


11 Сборник







436


ГЕРОЯМ ИСКУССТВА СЛАВА! 

Светлой Памяти

ко 25-летию преставления

и Открытию Персональной Выставки

Дмитрий ТОМАЕВ (1953 — 1989)

скульптура

Южная Осетия

«ДУША КАМНЯ»

Галерея «А 3»

Москва
 

Всегда слёзы наворачиваются, когда вспоминаешь УШЕДШИХ ГЕРОЕВ ИСКУССТВА, ставших уже НАСТОЯЩИМИ ЛЕГЕНДАМИ друзей и учителей: Серёжу АЛФЁРОВА (графика), Женю ЗАВАДСКУЮ (культуролога), Георгия ЩЕТИНИНА (живописца), Лазаря ГАДАЕВА (скульптора), Диму ТОМАЕВА... — (и по-другому, с отчествами, их не произнесёшь:  смерть делает всех МОЛОДЫМИ-КРАСИВЫМИ-РАВНЫМИ) и по-другому НЕ БУДЕТ! думаю, уже никогда. Конечно, художнику не обязательно вовсе отбросить коньки, чтобы я осознал, что это ЛИЧНОСТЬ! ФИГУРА! ЛЕГЕНДА  Ж И В А Я; вот, к примеру, — бороздят (ещё) нашу грешную землю: поэт-легенда Игорь ФЁДОРОВ, скульптор-легенда Лена МУНЦ, искусствовед-легенда Валера ПАНАСЮК, мозаичист-легенда Феликс БУХ, реставратор-легенда Наташа МАРЕННИКОВА — ПОДАРИВШИЕ мне не иссякшие и до сих пор бьющие во мне ИСКРЫ-РОДНИКИ-ВДОХНОВЕНИЯ, благодаря коим я и пишу и пишу и снимаю и снимаю их — во всех их творческих изысках. СВЯТАЯ! и СВЕТЛЕЙШАЯ! память наша — отшедшим уже — и воссиявшим в ИСТОРИИ ИСКУССТВА. А живым? — творить... творить... творить... не покладая рук, БЕЗ! УСТАЛИ! ДУШИ! паши, мастер.
В те годы, когда мы с Димой встретились — это было в крохотной мастерской в подвале нашего общего Наставника, Учителя, Друга — ныне уже можно сказать «выдающегося современного скульптора» Лазаря Тазеевича ГАДАЕВА, к которому я стал ходить с зимы 1972-го — 1973-го, начав готовиться к поступлению на Живописное отделения Московского областного художественного училища имени-памяти 1905-го года, на что Лазарь меня благословил, сказав моим родителям: “Из него выйдет художник, это я вам говорю”.
Давно, вспоминая Лазаря-Педагога, я записал несколько строк и о Диме, предполагая продолжить при удобном случае, поводе, времени; привожу главу о Лазаре — полностью, поскольку это чрезвычайно ВАЖНО — ЗНАТЬ: из какого г л у б о ч а й ш е г о КОРНЯ — ВЫРОС Дима, ТОМАЕВ — скульптор.


«ЛИРА ОСЕТИНА Ирон Фандыр
О Лазаре Гадаеве
в семидесяти главах прожитого»

глава пятнадцатая
ЛАЗАРЬ – ПЕДАГОГ

Странно!..
Что? – что отличает Лазаря-художника, Лазаря-педагога от остальных, которые `пачками` преподают в наших академиях, вузах, училищах, школах, студиях, кружках, частно?
Нет, не ответишь просто.
У меня были замечательные педагоги! Которые (и до сих пор я пользуюсь этой системой) учили меня –  ф ` о ` р ` м ` а ` л ` ь ` н ` о  – И ХОРОШО! (Но однажды, я сказал им: “Вы НИЧЕГО не понимаете В ИСКУССТВЕ!”) Но никто ИЗ НИХ не говорил ОБ ИСКУССТВЕ, о недосягаемо ВЫСОКОМ! О праве ХУДОЖНИКА жить  О ~ С ~ О ~ Б ~ О ! Не как ВСЕ! Сопротивляться В-С-Е-О-Б-Щ-И-М: пошлости и глупости! Не как ВСЕ. А самое густонепроходимое стадо – “художники” (якобы), затравливающие творчество ‘инородцев’ в искусстве ДО СМЕРТИ (настоящей) и исчезновения (полнейшего). Лазарь! – он КАМЕНЬ. Он так любил этот материал. Зачем все перешли на БРОНЗУ..?
Чему и как он учил? Что я запомнил? Как это было?
А ведь он относился к этому и ко мне очень серьёзно. И вообще – к ЛЮДЯМ!
Совершенно вот не помню, чтобы он мне говорил о каких-то формальных или внешних вещах. Только О СУТИ! О смысле. О том, что ЛЕЖИТ  п-о-д  ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. И о том – `схалтурил` или нет, и где, и в чём. Сам – ЗАРЯЖЕННЫЙ – как горящий УГОЛЬ…
И нет,  НЕ ПРИМЕРОМ. (Как говорят, `собственным`.) Он – не пример – он никогда не чувствовал СЕБЯ ТАК, – и таким.
Лазарь – скорее – своим ЯВЛЕНИЕМ: нет, не учил, нет, не вдохновлял, – он ВОЗНЁС Планку Искусства В Жизни ТАК ВЫСОКО! – что других способов жить НЕ представлялось БОЛЬШЕ! Он ЯВЛЯЛ! СОБОЮ! – Смысл ОБРЕТАЛСЯ. Ему были ЧУЖДЫ – РЕВЕРАНСЫ, ‘’значки‘’ и ‘’марки‘’ той педагогики, где пишутся `программы` и строятся `учебные планы` и пишутся не нужные никому, даже тем, кто их пишет, `методические пособия`. Любовь к людям и искренний интерес к тому, что с ними В ЖИЗНИ. Ты как бы попадал В КРУГ его ЛЮБВИ. Он следил за тобою, за твоим ходом, РАЗВИТИЕМ. – А ведь это И ЕСТЬ САМЫЙ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ МОМЕНТ педагогики: НЕ ОТПУСКАТЬ ЧЕЛОКА ИЗ ВИДА… Ведь часто, чему-то научив, мы совершенно упускаем из ВИДУ, что происходит… С ЧЕЛОВЕКОМ. С его душою: чем живёт, чем дышит, что и кого любит. Поэтому и при внешней благополучности того или иного нашего студента мы имеем сейчас очередную жертву необъяснимого и жестокого для всех нас самоубийства, а ведь ставили +пятёрки+ – как всегда… Что произошло? Никогда никто уже не получит ответа – ребёнка нашего нету с нами (сын друзей, замечательных художников: Коли КОРОТКОВА и Вероники СУКОЯН; Коля сейчас у нас преподаёт в Институте) – Пётр (Николаевич) КОРОТКОВ (1989 – 2011).
Долбал Лазарь сплеча! – как и камень, как и дерево РУБИЛ! Не оставит камня на камне. И он не беспокоился: обиделись или нет. Через какой-то срок – человек приходил В СЕБЯ. Лазарь был очень, – предельно, – СТРОГ! – …Только самая ВЫСОКАЯ ПЛАНКА.
Помимо меня у него был ученик, которому он помогал, как мог, – мой друг, юго-осетинский скульптор Дима ТОМАЕВ (из Гори). Дима – талантливый. Я был у него в гостях. Разыскал его подвал крохотный в Гори (непросто было, просто спрашивал, телефона не было). Дима, впитав Лазаря, нашёл Себя. Лазарь сам отправил его, сказав: “Дима, тебе пора определяться и искать свой путь в искусстве”. Дима нашёл его. Он – рано умер. К горю нашему. Вещи его есть в Московском государственном музее искусства народов Востока. Светлая память таланту Диме ТОМАЕВУ! Он рано завершил свой путь, только нащупав что-то своё, похожее на египетское, кубовое, монолитное. Его творчество – достойно ИССЛЕДОВАНИЯ.
К Лазарю заходили бывало разные люди молодые, он часто смотрел работы и как Председатель Молодёжной секции московского Союза художников. Никогда не рубил работ и автора, даже, если было очень плохо, высказывал своё мнение, но подписывал то, что его просили. Он помогал…
И Костя МАЛАХОВ заходил, и БИЛАР. Однажды я привёл Машу ОРЛОВУ! – Лазарь написал ей восторженный отзыв: помимо красивых, интересных показанных работ, Маша – интересная, красивая ЖЕНЩИНА. Но…
Сверхчетырёхдесятилетным опытом общения, как ученик и как человек, никто кроме меня похвастать не может. Я продолжаю ЭТОТ ПУТЬ и сейчас, когда уже семь лет (помимо других неформальных опытов) – руковожу педагогическим процессом и являюсь преподавателем сам, организуя учебную и творческую жизнь наших младших друзей, а Лазарь… Лазарь уже НА ВЕРШИНАХ! –  и_н_ы_х .
Вся разница ВИДНА, вся разница НАЛИЦО. Потому я не могу смотреть на то, что пишем мы, ‘учителя’, и они ‘ученики’. Нет, конечно же, нет: мы – педагоги, они – студенты. НО – никто из нас НЕ ХУДОЖНИК! Никто из нас не УЧИТЕЛЬ, не УЧЕНИК. Доценты, профессора, члены-корреспонденты и члены действительные… – какая (и) полная дребедень!
Звания «ХУДОЖНИК» достоин Лазарь. И оно ВЫСОКО. Очень! (И) Ни к чему отсутствующая приставка, которая так и не приросла за его жизнь: “заслуженный”, “народный”, “академик”. Ему это НЕ ПОДХОДИТ. Имени достаточно: ЛАЗАРЬ!
“Художнический” – его СЛОВО! излюбленное! Часто говорил притчами, случаями из детства, рассказами О ЛЮДЯХ, которых знал ОТЛИЧНО, которых и любил и ненавидел. Он ВСЕГДА БЫЛ В МАСТЕРСКОЙ, он всегда работал, БЫЛ НА МЕСТЕ. Его можно было застать – работающим ВСЕГДА! Вот ГЛАВНЫЙ УРОК: РАБОТАТЬ! РАБОТАТЬ! РАБОТАТЬ! упорно, горько, не надеясь НИ НА ЧТО, не требуя НИЧЕГО! взамен потраченным СИЛАМ! жизни.
“Создавать… Создавать СВОЙ МИР! – вот это САМОЕ главное…” – запомнил я его слова, сокровенные ДЛЯ МЕНЯ. А он продолжал лепить, когда говорил мне, не останавливаясь…
Создавать!.. Создавать СВОЙ МИР! 
 
19 июль , вторник , 07:38 , 2011 ~ лето ** ** лето ~ 2011 , 06:09 , среда , июль 20


И вот пришло время продолжить. И повод есть. И время НАСТАЛО. — К 25-летию светлой кончины. И открытию ТАКОЙ НАМИ ВСЕМИ долгожданной Персональной Выставки Димы. Ну, слушайте...
Дима — скулатый! лихой такой! на бёдрах (почти по-ковбойски приспущенные \хотя, кавказцы, мы, именно так и любим\) брюки, всегда внимательный, деликатный такой, собранный, слушающий заинтересованно. Диму я воспринял сразу и очень-очень тепло, ощущая в нём что-то исключительно почти и практически РОДСТВЕННОЕ. Наше общение (естественно) было вокруг Лазаря, который был и ему и мне ДРАГОЦЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ, Наставником, Человеком, которому мы (по возможности) хотели и служить. Вслед и Лазарю я сразу оценил талант Димы, может, в первую очередь, — через ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ, которая '''читалась''', как глубочайшая искренность, обнажение ЧУВСТВА.
Ещё в старой Скульптурной Мастерской Лазаря (маленькой, подвальной, знаменитой |теперь|, уютной) (Спиридоньевский переулок) — Дима помогал Лазарю, учась при этом, выполняя, как ученик, — что скажут, — с рвением! горячо. И в новой — уже ВЕЛИКОЙ и ПРОСЛАВЛЕННОЙ Скульптурной Мастерской Лазаря (Земледельческий переулок). Мы обсуждали СЛОВА и ДЕЛА великого нашего учителя, Лазаря, нам было всегда понятно: Лазарь — ЧЕЛОВЕК необычный... Но по строптивости, молодости, юности — вели иногда себя заносчиво, стремясь СВАЛИТЬ АВТОРИТЕТ.
Лазарь всеми силами стремился ПОМОЧЬ Диме... Кроме того, Лазарь, в Диме чувствовал приемника, мне думается, в Лазаре было очень развито ещё и чувство НАЦИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: он вечно тащил осетин, в доме его всегда жила многочисленная его родня. Дима вошёл в нашу семью, присутствовал на всех празднествах, его любили.
Когда Лазарь уезжал, оставался сторожить и работать в его мастерской и я. — И скажу (заметил), что находиться В КРУГУ РАБОТ, скульптур Лазаря — не легко. Лазарево слово “плотный” — чрезвычайно точное будет: МИР ЛАЗАРЯ ГАДАЕВА, он очень ПЛОТНЫЙ, там, в нём, не найти СЕБЯ. Лазарь ВЫПИХИВАЛ нас (честно, буквально) — в мир, к народу. Каждый должен идти СВОЮ ДОРОГУ САМ. Лазарь... — он Настоящий Учитель Жить. Учитель того, как должен жить художник. Мы впитали это. Каждый остался одинок. И каждый шёл (и должен) идти САМ СВОЙ ПУТЬ — в жизни, в искусстве.
Можем быть, Дима был посмелее, повзрослее! вот он и НАСКАКИВАЛ на Лазаря поозорнее. Хотя, и временами, и я — зло огрызался, обижался, но и Лазарь НЕ ЦАЦКАЛСЯ, НЕ ЩАДИЛ: это не то, что «педагогика», которой занимаюсь теперь я, “профессионально”, извините. Но зато, и от меня есть ПРОК ОСЕТИНАМ: они этого не знают, но будучи много лет преподавателем Суриковского (Института), я стремился, чтобы на всех курсах, в приёме которых мне посчастливилось принять участие, учились ОСЕТИНЫ (их предостаточно в Суриковском) — в ПАМЯТЬ и в Знак Преклонения ПРЕД этим всем талантливым и одним из самых красивейших и благороднейших народов, населяющих нашу с вами Землю.
Думаю вот что: правильно Лазарь выпихнул и Диму из Москвы... Димины работы эпохи в Мастерской Лазаря кажутся мне вторичными, СЛИШКОМ напоминающими Учителя. А может быть, двое таких мужчин, действительно ярких, самобытных и по-настоящему внутренне и внешне таких красивых, умных, говорливых, как и Лазарь и Дима, а тем более, два осетина — такие патриотично яростные, как Дима и Лазарь, а тем более — два таких таланта и темперамента, а тем более — скульптора, для одной Мастерской, вообще, — для одного помещения, ДЛЯ ОДНОГО ПРОСТРАНСТВА — слишком много?  “Так будет лучше и мне, и ему, я сделал для него всё, что мог”, — вспоминаю слова Лазаря, когда я, не застав Диму после своего возвращения из армии, спросил о нём. И Дима Лазаря чтил всегда! и отзывался — как о ТИТАНЕ, родном отце В СКУЛЬПТУРЕ.
Я мечтал увидеть Диму опять. Мне мечталось... И я хотел знать, КАК ОН ЖИВЁТ, переживал! думал о нём. Видел я его с тех пор лишь РАЗ: в одно из своих кавказских путешествий (кажется в 1980-ом или в этих каких-то годах) я добрался до Гори, где жил Дима. Адреса я не знал, нашёл вход в его Мастерскую по опросам, сам.... Диму не застал! И слонялся весь день по Гори! оглядывая ‘выдающийся’ (по диким размерам) музей подарков Сталину. Но потом дверь оказалась открытой, я зашёл. Дима мне рассказывал ВСЁ: и о планах на персональные выставки (мечтал и о Тбилиси, и о Владикавказе, и о Москве), как все мы, кавказцы, хвастал тем, что говорили ему, и что и как и чем отвечал он (в жестах и с жестикуляцией), естественно, на всё это НАКЛАДЫВАЛСЯ и НАЦИОНАЛЬНЫЙ отпечаток всех тех проблем, которые ВСЕГДА существовали в мире (и тогда):  ему было сложно. Жизнь — не была гладкой для него.
Для меня он — скорее напоминал ДРЕВНЕГО ''''МОГОЛА'''', всадника, лучника, парня, умело и рьяно скачущего ПО ЖИЗНИ. По облику, заносу '''МЕЧА и '''КОПЬЯ... невидимых как бы. Как бы СПЕШИВШИЙСЯ кочевник, вечно б-о-е-в-и-т-о настроенный на... Будто бился! бился! бился!
Дима попросил показать (и отобрать), что мне близко ИЗ ЕГО РАБОТ. Я выбрал. Это были (и остаются для меня таковыми и теперь) его РАННИЕ, кубистические, вписанные в геометрию блока камня, 'египетскими' я их называю по пластике, 'ацтекские', ДоЛазаревые. Честно говоря, я и Лазарево считаю самым лучшим — РАННИЕ, ПОСЛЕИНСТИТУТСКИЕ, мне впиталась фраза, которой он ответил в первом своём интервью молодым искусствоведам на вопрос: от чего вы отталкиваетесь? — “От себя, я им ответил”, — говорил мне Лазарь, довольный, видимо, и сам своим ответом. В раннем Диме — не видно никакого Лазаря, да и никого другого, о ком пишут: Сосланбека ЕДЗИЕВА и Сико КАРКУСОВА, не говоря уж о остальных, современных ему, новых, московских. Он был ПРИМИТИВ, да! Древний. Простой. Прямой. Сильный. Загнанный. Травимый. Твёрдый. Простреленный. Упрямый. РАНЕНЫЙ СМЕРТЕЛЬНО... нами всеми, черствостью, окружением, неустроенность, наверное. Видать, и впрямь, — говорит в нём ДУША КАМЕНОТЁСА-деда, СТРОИТЕЛЯ, предков — доисторических охотников и пастухов, слагавших песни и крепости из БОЛЬШИХ ВЕЛИЧИН. Они, ОБРАЗЫ ЕГО, такие — сугубые, брутальные. КАМЕННЫЕ. ПолноЦенные. И композиции я его такие люблю — АРХАИКА, нечто ПЕРВОБЫТНОЕ, неиспорченное, не как мы, не как у нас, где всё высохшее, изгнойное, обсосанное, примитивное в полнейшем и прямейшем смысле это слова, без чувств, сердца, ума, безысходное... ЧИСТОЕ оно, его ИСКУССТВО. Они — с и--з--р--е--з--а--н--н--о--й, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШОЮ. Я *напился* общением с ним! И уехал, ^^^счастливый^^^...
Позже увидел, как Лазарь утешает вдову Димы, оказалось Дима женился на моей сокурснице по Суриковскому, жизнь сплетается НЕПОНЯТНЫМ НИКОМУ УЗОРОМ, узлом, скрепляется.
Работы живописца Хсара ГАССИЕВА я с самого детства видел в доме у Лазаря и Аллы. Лазарь дружил с ним, высоко ценил и отзывался, работы Хсара висели над кроватью в спальне... Хсар — ещё один Учитель и Друг Димы по жизни. Дима часто говорил о Хсаре, стремился поменять свои работы на Хсара (за что Лазарь ругал Диму: “ Скульптура — это не живопись, и одну на одну работу менять нельзя, я-то это знаю”.
Дима — классический ТАЛАНТ. Его не стало — к 37. Трагическое число. От него остаётся ПЕРВОБЫТНАЯ не сглаженная ничем и никем НЕЖНОСТЬ. Почти  з~в~е~р~и~н~а~я... Неприручённый он — с рук слизывать, не комнатный, как я, к примеру. И любовь к ТВОРЧЕСТВУ у него, как к дороге, КОВБОЙ, красавчик! Он (тоже) — ПУТНИК. Вспоминаю, как смеялся Лазарь, когда “девочки”-искусствоведши из Музея ВОСТОКА пригласили его посмотреть на ИХ-своё открытие 'самородка' — осетинского скульптора, и как он торжествующе ответил им, что это — ЕГО УЧЕНИК: неизвестным Москве ОСЕТИНСКИМ САМОРОДКОМ оказался Дима ТОМАЕВ, действительно, — его, Лазаря, УЧЕНИК! — (и) действительно: что могло ЦЕННОГО ОСЕТИНСКОГО пройти БЕЗ Лазаря?
Склоняюсь пред своими друзьями-учителями. Нет, я не “помню” их, я ЖИВУ ИМИ и С НИМИ. Несмотря на то, что я делаю сейчас (и давно уже) вовсе НЕ ТО, другое, работаю интернет-ночами писателем, преподаю, реставрирую, экспертирую, курирую, фотографирую и творю нечто совсем не похожее на то, на чём мы расстались с Димой и Лазарем, моё сердце — в восхищении ими. Художник и его РАБОТЫ лишь начинают свой бег ПО ВРЕМЕНИ И МИРУ.
ГЕРОЯМ ИСКУССТВА СЛАВА! 
Искусство своего друга и СО'ученика я не видел 35 лет, как мы расстались в Гори! И я жду ОТКРЫТИЙ и ОТКРОВЕНИЙ на этой Выставке от Димы и его РАБОТ. Понимаю, что это только лишь всего лишь НАЧАЛО: жизнь и искусство его — это РОМАН, ФИЛЬМ. Не сомневаюсь, будут и искусствоведческие работы и репортажи; и замечательная статья-воспоминание о Диме Григория АНИСИМОВА с прекрасными фотоИЛЛЮСТРАЦИЯМИ — за что ему великое наше всех «БОЛЬШОЕ СПАСИБО» всеобщего любимца И ПРОФЕССИОНАЛА и друга, отснявшего ЦЕЛУЮ ВЕЛИКУЮ ВСЮ ЭПОХУ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ СССР, Лёвы МЕЛИХОВА — единственная на сей день да час, как я понимаю, обязательно дополнится чем-то ещё, важным, умным, хорошим, существенным, обязательно... Может быть, Костя ГАДАЕВ напишет, может быть, Маша БОДРОВА, хранитель Третьяковской галереи... Не быстро, но, как и всегда ИСКУССТВУ НЕТУ ПРЕГРАД, и ОНО ЗАНИМАЕТ то место, которое ему (и) подобает. В музеях, на аукционах, в коллекциях, в каталогах, журналах, томах, энциклопедиях, справочных материалах, становясь СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЕЙ ИСКУССТВ. Дима, ты — любимый наш друг — справился, поздравляю тебя! мы с тобою дождались И ЭТОГО ВЕРНИСАЖА!
Москва, Галерея «A 3», Староконюшенный переулок, дом 39, «ДУША КАМНЯ», Дмитрий ТОМАЕВ (1953 — 1989), СКУЛЬПТУРА, 23 июль, 2014, 19:00.
Я не снимал ТОГДА, когда мы общались с Димой. Я рисовал тогда, я писал тогда, КРАСКАМИ. Это сейчас я — пишу ‘килограммами’ СЛОВА о ЛЮБВИ и ДУХЕ. И снимаю — бесконечные свои ВИДЕО и ФОТО. «ЧОКНУТЫЙ СПАММЕР, и тут ты?» — пишут мне. Я сниму и напишу ещё и ещё!
ГЕРОЯМ ИСКУССТВА СЛАВА! 



О Небо!
Раскрой (Крыла... Высокие... Свои...)!
и Прими! (в Объятья... Глубокие... Свои...)! — ЧУДАКОВ! всех-всех...
а особливо, — брата нашего, художника.
ХУДОЖНИК — в этом мире — СВЯТОЙ, и н о к , ДОРОГОЮ идущий ИНАЧЕ,
чем все, чем остальные; он О С О Б Е Н Н Ы Й :
в душе его — КРАСКА ЛЮБВИ!
О Небо!
...грешит! но поёт! Высоко... Высоко...  До Самых До Зенитов СЕРДЦА Бога,
О Небо! 

ко 25-летию преставления
и Светлой Памяти
в преддверии открытии Персональной Выставки
(Галерея «А 3», Москва, 23.07.2014, 19:00)
юго-осетинского скульптора Димы ТОМАЕВА (1953 — 1989)


18 июль пятница утро 2014 ~ ~ 2014 вечер воскресенье июль 20

под иконный светящийся фотопортрет Димы ТОМАЕВА скульптора
под народную Юго-Осетинскую гармонь


Рецензии