Судьба с Ван Гогом
Масло, холст. 81 x 65,5 см.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.
В нормальной жизни женщины, ну так скажем среднестатистической, коей была я, очень
трудно найти четыре часа в день для чтения. Домашнее хозяйство, если его вести с умом и
любовью, оно занимает большое количество времени и сил, это становится любимым хобби.
Но когда я после долгих размышлений согласилась с предложением перейти на работу в Москву
к Наде на фирму, то открылась для меня новая временная возможность, в которую можно
было разместить чтение книг.
Моя дорога на работу, которая до этого занимала в оба конца меньше часа,
превратилась во многочасовой марафон, он стал варьироваться от 4 до 5 часов.
И моим прекрасным спутником стало чтение, которое помогало преодолевать дорогу и радовало
меня возможностью познания. Но кроме этого, наступивший период в моей жизни наполнился
огромными испытаниями, и я стала читать биографические книги и романы, написанные
на автобиографических фактах, дабы как-то понять происхождение неудач и потерь в жизни.
Этими книгами стали романы Анри Перрюшо, посвящённые жизни известных французских
художников и романы Ирвинга Стоуна.
Роман «Жажда жизни» И.Стоуна о великом французском художнике голландского происхождения
Винсенте Ван Гоге, стал любимым в череде его прекрасных романов.
Меня просто потряс трагизм человеческой судьбы и гений его художественного дара.
И получается вопрос не в том, что человек читает, читают многие люди. Вопрос в том,
что для меня, она стала просто спасением в тяжёлое время моей жизни.
Я, как и любой человек, попавший в серьёзное испытание, искала себе опору.
У меня всегда была рядом Надя, много душевных и преданных друзей, но никто из них
мне не помог так, как прочитанная в романе судьба художника.
Я давно интересовалась живописью Ван Гога, его полотна всегда притягивали моё внимание.
Но когда жизнь шла размеренно с долей доброго счастья, то так уж устроен человек,
что трагедия чужой и когда-то давно прошедшей судьбы, она мало что тебе, сегодняшнему
и счастливому, может сказать. А вот когда земля стала уходить из-под моих ног, то
спасительным образом, пережитый трагизм великого человека, заставил меня взглянуть на свою
жизнь никак на трагедию, а как на испытание, которое надо достойно пройти.
Я поняла, что нашла друга, я нашла у него ответы на свои вопросы.
Потом я прочитала огромную переписку Винсента с братом Тео. Читая её, я была погружена
в тяжёлую жизнь прекрасного человека, щедро наделенного талантом художника и мыслителя.
Редкий союз двух братьев!
Их любовь была, великим служением друг для друга. Их многолетние, ставшие смыслом жизни
отношения, позволили Тео поддерживать жизнь и талант брата. Он присылал деньги на
жизнь Винсенту, в замен картин, которые не продавались. Тео не получая деньги от продаж,
ежемесячно посылал брату на жизненный минимум, он отрывал их от собственной семьи
не раз и не два, а целую жизнь. И как, же это невыносимо быть, не оценённым,
быть лишённым заслуженного признания. Иметь элементарные средства жить за счёт своего
таланта и мастерства.
А Ван Гог, продолжал жить в нищете и писал, писал…, чтобы только после смерти
снискать себе величие художника и мудреца – « …существует искусство, дающее утешение разбитому сердцу!»
– это слова Ван Гога из письма к другу, а значит это ответ и для меня.
Живопись стала для Винсента смыслом его бытия, она вела его по судьбе, переполненной
испытаниями духовными и физическими. Что только стоят эти слова:
«…нигде не чувствовал себя таким чужестранцем, как в моей семье и стране».
Эти строки, выстраданные человеком, остались нам в наследство, чтобы сегодня они спасали
тех, у кого разбилось сердце. Опубликованные письма, эти интимные строки читают теперь
многие люди, но всё равно, они принадлежат, только двоим людям редкого человеческого
союза, где неразрывно связанно родство крови и духа. Это уровень дорогих ценностей,
как чистота и высота духа человеческого, которая случилась между прекрасными людьми,
судьбы которых до сих пор дают надежды и помогают превозмогать трудности.
Первое своё крупное полотно «Едоки картофеля» Винсент не мог продать даже с помощью
брата в галереи «Гупиль», и ни в какой другой, даже и мало известной. Такое
испытание, которое стало повторяться с каждым его полотном. И такая же сильная вера
в своё предназначение, заставляла его жить, но несогласие с действительностью,
уносило с каждым полотном всё его здоровье. Свои картины Ван Гог писал горячо и страстно,
живопись по Ван Гогу – это ритм жизни, которому подчинено всё: люди, яблоки, подсолнухи,
вспаханные поля, виноградники – всё это живое: лодки и море; луга и птицы; дома и солнце;
ночное небо и звёзды; люди и ночные кафе… Всё это на его полотнах живёт, и умирает…
Его полотна заставляют сострадать, они учат нас любить не откладывая. Он знал, что его
краскам было подвластно передать на полотне буйство жизни и тут же, так близко, просто
ошеломляюще близко ощущение праха, и всё это, как единство ритма и скоротечности
человеческого бытия. Поэтому надо жить, и надо ценить дар с названием Жизнь.
Я в Пушкинский ходила и ни один раз, смотреть только его полотна, я стала покупать
альбомы Ван Гога, его картины можно рассматривать и ощущать радость выздоровления духа,
он грустен и созидателен. Многие репродукции с полотен Винсента Ван Гога, я считаю,
можно повесить в доме для истинного его украшения. Я долго выбирала, и вот нашла чудесно
выполненную репродукцию с картины «Ночная терраса кафе», и приобрела её, и радуюсь,
глядя на жизнь, которая идёт и ночью, только чуточку тише.
ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
Ты родился в той семье,
Где устои семьи были очень строги.
И ты, повинуясь традициям клана,
Стал Пастырем в нищих трущобах страны.
Но сердце доброе твоё
Талант великий победил,
И живопись тебя пленила,
На аналой судьбы её сложил.
Писал, неистово, себя сжигая,
Своею кровью пейзажи зажигал.
Из копий угольных рабочий люд,
Ты на полотнах написал.
И шум вокруг, и не понятно,
Зачем такую жизнь писать?..
Так удивительно правдиво
Простой народ в картинах освещать.
Не принял «чистый мир» искусства
Тобой увиденную боль...
Непонятый, непризнанный никем
Опережал своею мыслю всё и всех.
Надеялся измученной душой,
Что все картины создал ты не зря,
И их увидят новые глаза!
Те, что подёрнутся слезою восхищения!
И будут люди благодарны,
Тебе за символы живые,
Подсолнухи, поля, мистраль,
И небо, и кафе Прованса!
И ночи звёздные твои,
И кипарисы в поднебесье,
Оливковые рощи вековые,
И в солнце виноградники твои.
Всё это понимание жизни
И скоротечность бытия…
Но промысел Господний – вечность!
И мы увидим это и сотни лет спустя.
Свидетельство о публикации №214072101458
Да, манера письма у Ван Гога, конечно, очень характерная, спутать ни с кем невозможно. Наверное, даже подражатели, при всем старании не смогут достичь такой выразительности крупных, словно выделенных каждый отдельно, мазков краски.
Безусловно, картины отражают восприятие мира художника, у Ван Гога это прямо-таки бросается в глаза.
Да, многие художники живут в том мире, что создают на своих полотнах, но не каждому удается пробудить те же чувства в зрителях, эти картины созерцающие.
У Ван Гога, как Вы верно заметили, в каждой картины незримо присутствует этакое испытание нелегкой судьбой.
С самыми добрыми пожеланиями,
Сергей Макаров Юс 20.11.2021 21:50 Заявить о нарушении
Благодарю, Вас за прочтение, за отклик, за то, что "...если бы мне пришлось выбирать между Гогеном и Ван Гогом, я бы, пожалуй, вообще не смог сделать выбор."
Мне в живописи нравятся разные художники и очень часто они полярно разные в своём творчестве например: Сергей Андияка и Михаил Шемякин, и в этом, для меня, нет никакого противоречия.
А что касаемо Винсента Ван Гога, здесь случилось слишком многое, его живопись и судьба, стали для меня одним целым. Прочитав его переписку с братом Тео, я была потрясена, судьбой Винсента, и это написано не биографами и современниками, это его живое эпистолярное наследие, это жизнь на искренних чувствах, переживаниях, трудностях, на реальном положении личных и творческих дел, в которых изо дня в день находился человек. И только обладая незаурядной литературной одаренностью, Винсент смог 18 лет вести подробную переписку, и это его живая жизнь, осталась нам в наследство.
Первый раз, мне любезно дали прочитать книгу 1966 года издания Ван-Гог — ПИСЬМА.
Книга большая нестандартного размера в 600 страниц.
Когда я прочитала их, то открыла для себя мир человека, талантливого, одарённого Творцом, и мене стало очевидным, что все трудности, лишения, отсутствие любви, были прожиты им нераздельно с живописью. Это редкая судьба человека в живописи, она как вера, человек или верит, или нет. Он верил, вопреки полного не приятия его творчества, верил, и нёс свой крест на голгофу искусства, поэтому его живопись останется на века.
Потом я купила себе книгу автора Корнелии Хомбург СОКРОВИЩА ВАН ГОГА.
Чудесное издание с несколькими факсимильными письмами Винсента, с его рисунками, с иллюстрациями его картин и с живым уважительным подходом автора к личности художника.
С неизменным уважением, светлым чувством, пожеланием благоденствия к Вам, я
Надежда Дмитриева-Бон 21.11.2021 12:26 Заявить о нарушении