После семидесяти. Часть 3. После дома 17-19. 03

На второй год учёбы в техникуме, то есть на четвёртом курсе (мы поступали сразу на третий), мне исполнилось восемнадцать и пенсию перестали платить. Жить было не на что, и я стала работать в детском саду при фабрике имени Октябрьской революции воспитательницей на полставки. Это первая запись в моей трудовой книжке.

Там я ужинала, так как трудилась вечером по три-четыре часа: укладывала детей спать, читая им сказки. Подспудно я всё равно хотела стать учительницей. Поэтому в январе под влиянием соседки (она работала на заводе машинисткой) я бросила техникум и устроилась на машзавод имени Красина комплектовщицей в цех, где работали токари, расточники и фрезеровщики. И конечно, не забывала и газету.

Полгода я оформляла листки с заданиями на выполнение работ, а летом пошла опять сдавать экзамены в пединститут на тот же факультет. И – о счастье! – меня приняли на заочное отделение. Сразу после месячной установочной сессии я поехала на родину, в наш Буйский район, и с помощью двоюродного брата устроилась учительницей в Котельскую восьмилетнюю школу. Так сбылась моя мечта – мне было девятнадцать лет.

Прошедшие два года в Костроме были для меня самыми трудными в моей юности. Совсем не сытая жизнь, острое чувство одиночества. Валя приехал в первый год проститься перед уходом в армию. Только письма скрашивали мою тоску.

Тогда девушки одевались уже хорошо, по моде, а я носила то, что купила мама. Иногда покупала дешёвенькие босоножки, кусок ситца для юбки, которую кое-как шила сама. И город с большими домами давил меня, хотелось света и простора, хотелось увидеть родные поля. Поэтому я с радостью поехала в свой район – как-никак родное место.


Рецензии