Марсизмы...
Восьмидесятые, СССР, конкурсы МДСТ (Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества) - то ли на Большой, то ли на Малой Бронной (память на детали заклинило)...
Я (тогда) - руковожу студией пантомимы в ДК МИИТа.
Опускаю все трудности общения с администрацией: директор меня вызвал, чтобы урезать зарплату по резонному вопросу:
- Я лично проверял: занятий Вы в этот день не проводили...
Я: - Но мы стали лауреатами в этот день в МДСТ!
Он: - Меня отговорки и всякие мелочи не волнуют! Вас не было - минус десять рублей.
Потом был разговор о порядке и по душам: видимо, я ему что-то о чём-то напомнил, и он мне признался, что прежде был директором тюрьмы.
Марсель Марсо с гоголевской шинелью! Как рано ты умер! Такие душевные пласты ещё требуют молчаливого исследования жестом!
Жестикуляцией - потому что Слово бессильно!..
А как мы готовились к этому дню и что показывали?
Когда студентам было ещё далеко до сессии - показывали чудеса Голливуда и школы Станиславского!
Я видел в них такие возможности!
Достаточно того, что один театральный мэтр удивился - сколько я набрал талантливейших актрис - тут все - от Греты Гарбо до Марлен Дитрих! ("Скамейка" - моноспектакль о Чарли Чаплине).
Если бы они знали - что их исполняет одна актриса, с чудовищной и неподражаемой быстротой, с огромным жаром таланта успевавшая перевоплощаться в противоположных героинь - Лариска!
Перед Богом представ, скажу: - Боже! Спасибо тебе, что нам с ней пришлось как следует друг на друга поорать! Это - счастливые времена!..
Нервы не выдерживали - когда что-то советовали. Однажды я наорал на замхудрука. Студийцы по чьей-то просьбе написали петицию - отстранить меня от занятий.
На очередном занятии я промолчал, предоставив им самим разыгрывать этюды.
Они сдались... Я их снова полюбил, в который уже раз...
Я им говорил: сообща захочем - можно и в космос полететь. Кто-то верил, а кто и ругался: сессия на носу, пятый курс...
Стеснительно так, но подло убывали из сценария: а я ведь готовил целый спектакль!
С каждым убывшим на досдатие экзаменов, я переделывал сценарий и гневно матерился, примерно так: ну вот же, бля!.. Ёкатерин Мамай!.. Бабаев всех поймать и допросить!..
А была задумка сделать два спектакля.
Первый - о вечном.
Второй о том же.
Но по разному.
В первом - отношения супругов в процессе варки курицы и чтения газеты. Вам, читатель, Ваша Фэнтези всё подскажет, поэтому не буду утруждать себя излишними деталями.
Во втором - нужно было прожить жизнь не глядя в глаза друг другу и объясниться во всём с девушкой, которая читала книгу на скамейке: не сказав ни слова признаться в судьбе! Но ей - на седьмом бросании платка - для понимания, надоело! Герой не понимал, что она подбрасывает ему платки нарочно, и так же подбрасывал, пока ей не пришло в голову: Дурак?..
Когда он решился вернуть ей очередной подброшенный ею платок и повернулся пылко к скамейке, на которой сидела с книгой ОНА - скамейка была пуста...
Я думал, что это высосано из пальца и мало надеялся на какой-нибудь успех. Директор тюрьмы - не способствовал, так как - не муза.
Пришёл на фестиваль МДСТ мрачным. Осталась одна студийка и моя жена - с ней репетировали так, что этюдник раскололся, когда я врезал по нему кулаком: - Темп не тот, вранья не надо!..
Итак - фестиваль.
Я буду справедлив: и сейчас помню, и сейчас все телодвижения могу воспроизвести - экзестинциально как-то так...
Все просмотры до того - какие-то глубокомысленные или глупокомысленные с малопонятными движениями тел, заключённых в трико...
Зевота в зале, ни одного смешка...
Думаю: надо уходить...
Но тут объявляют нас - МИИТ! Студия пантомимы!
Хотел бы я в тот момент застрелиться: всем предавшим поставили пятёрки, гадам счастливым, что одно и то же...
Выходим. В душе тоска. Но надо вспомнить режиссуру. Это отвлекло: занялись своим делом по-Станиславскому - готовим курицу. Муж читает газету, студийка в образе возвышенного куриного бонуса в белом платье источает аромат именно движением - такое увидишь, сразу гриль так и захочется!..
Спектакль закончился - 1- отделение.
И хоть говорят: не смотри за занавес (Есть у актёров такая дурка) я - посмотрел.
Удивился: оживление как на нью-йоркской бирже!
А чего до сих пор спали?
И мы с супругой показали второй спектакль!
Я поднял её платок и, прижав к груди, пылко обернулся к ней...
Но, скамейка была пуста...
Ха-ха-ха!.. и бурные аплодисменты!
Это было не просто "Ха-ха-ха" - знающие сцену подтвердят: чихи и скопившиеся сопли летели через три ряда! Люди просто рефлекторно очищались от всякой скопившейся ерунды.
Я даже на руках прошёлся из толерантности к зрителям по сцене.
Потом, когда скромно выходили из клуба - нас ждали актёры разных Москонцертов: ребята Жеромского, Гедрюса Мацкявичуса ( у него брал интервью и был студийцем), Слава (Асисяй), но больше всего запомнился вопрос Анатолия Елизарьева (писал о нём позже в "МК") - Ребята, где вы всё это взяли?
Я ответил: - Придумывали!
Один мастер сказал: ответ точный.
Пластика и смысл.
Вначале было Слово.
Е.Р. 21-07-2014
Свидетельство о публикации №214072100201