Найди себя

               
       Семиклассница Аня посмотрела на кучу мусора, лежащую в углу подъезда, тяжело вздохнула и стала открывать дверь, ведущую к маленькой комнатушке, где проживала со своей матерью. Девочка подозревала, что мусор – дело рук ее одноклассника Кольки с третьего этажа. Несколько раз она видела, как он ехидно и многозначительно улыбался при виде Ани, помогающей своей матери подметать и отмывать грязные и заплеванные подъезды их девятиэтажного общежития. Вероятно, эта шалость подзадоривала его, и Колька чувствовал свое превосходство над Аней, потому что ничем другим он похвастаться не мог: учеба ему давалась нелегко, отец и мать частенько были пьяны и жили случайно подвернувшимися заработками.
       Мама Ани, Александра Ивановна, была добрая и трудолюбивая женщина, не утратившая своего достоинства после жизненных передряг. Судьба ее не баловала. Помощи ждать было не откуда. Отец Ани уехал в неизвестном направлении и пропал, когда дочка была совсем еще крошкой.
      Когда-то Александра Ивановна работала на консервной фабрике, и ей, приехавшей из деревни, дали комнату, в которой она проживала с дочерью и по сей день. Потом началась перестройка, фабрика стала простаивать, пошли сокращения, и Александре Ивановне пришлось уйти. Комнату не забрали, но поставили условие, чтобы она убирала подъезды. На уборке подъездов много не заработаешь. Поэтому, выполнив основную работу, женщина продавала  газеты. 
       День близился к своему завершению. Ане он показался очень долгим и несчастливым.
      Утро началось, как обычно: Александра Ивановна ушла чуть свет на работу, а Аня стала собираться в школу. Еще накануне вечером мать предупредила дочку, что деньги закончились и не на что даже купить булку к завтраку. А занимать она не любила, да и чем отдавать-то. Дома осталось только полбуханки черного хлеба, картошка и макароны быстрого приготовления.
      Аня откусила от пачки с «Роллтоном», похрустела им, но заваривать не стала, так как эта еда ей порядком надоела. Потом она съела кусок хлеба, запивая его не слишком сладким чаем: во всем приходилось экономить. В школе Аня не обедала, так как эта роскошь была не под силу их семейному бюджету. С одеждой тоже часто возникали проблемы: то шов разойдется, то молния поломается, то ткань порвется в самом неподходящем месте.
      Аня одевалась хуже всех девчонок в классе. И ей было очень тяжело чувствовать на себе презрительные взгляды одноклассниц, когда речь заходила о моде, о том, что, где и по какой цене куплено. В таких разговорах, как правило, Аня участия не принимала.
      Ее мать рассказывала, что раньше у всех учениц были одинаковые формы, которые стоили недорого. Одежде не придавалось столько значения, как сейчас, а учеников ценили за их знания. И Ане очень хотелось жить в то время. Она всегда старательно выполняла все домашние задания, но, выйдя к доске, частенько сбивалась при ответе, так как ей казалось, что все только и смотрят на ее одежду, которая была либо куплена по дешевке на рынке, либо подарена кем-то из жалости и перешита по ее росту. 
      А в это злосчастное утро она обнаружила, что на рукаве единственного свитера, более или менее пригодного для школы, со стороны локтя протерлась и распустилась пряжа. Аня схватилась за иголку и начала зашивать рукав. Но как она не старалась, шов был заметен.
      По дороге в школу ноги ее промокли, так как была поздняя осень, шел дождь, и сапоги, которые девочка носила уже не первый год, требовали ремонта.
     Зайдя в класс, Аня постаралась поскорее добраться до своей парты и уселась так, чтобы никто не мог заметить шва на рукаве. Начался урок географии. И именно в этот день учительница вызвала ее к доске. Аня встала, хотела идти вперед, но, вспомнив про то, что хотела скрыть, отказалась отвечать.  Учительница поставила ей двойку, которая была первой плохой отметкой за время учебы.
     На каждой перемене, переходя из кабинета в кабинет, Аня прижимала к себе руку, на которой был порван рукав, и старалась идти недалеко от стены. Одна из дверей неожиданно открылась и сильно толкнула ее. Девочка не удержалась и упала на глазах целой толпы школьников. Раздался дружный хохот. Аня подхватилась и быстрей побежала в свой класс. Ее лицо было красным от стыда  за свою неловкость.
      На следующей перемене опять произошло событие, которое заставило покраснеть девочку еще раз. К ней подошла член родительского комитета и  потребовала деньги на нужды класса. Денег у Ани не было, за это родительница ее отчитала перед всем классом:
     - Сколько за тобой надо ходить?  Каких-то сто рублей принести не может!
      Аня стояла молча, опустив голову, и думала: «Если бы она только знала, что такое сто рублей для их семьи. На них можно протянуть целых три дня. Как раз до маминой зарплаты»
      Наконец прозвучал долгожданный звонок с последнего урока. Аня забежала домой, перекусила «Роллтоном» и поспешила к магазину, чтобы помочь маме. Уставшая женщина дала часть газет дочери, и уже вдвоем они стали приставать к редким прохожим, чтобы те купили у них хотя бы один экземпляр. Торговля шла неважно. Дул сильный ветер, неся вместе с холодом мельчайшие капли дождя.  Сапоги у Ани, промокшие еще утром, почти не грели. Все мышцы хрупкого тела девочки съежились, замерзшие палицы не слушались. Мать заметила такое состояние дочери, купила ей на вырученные деньги булочку и отослала домой со словами: «Потерпи немного. Когда получу зарплату,  куплю тебе новые сапоги».
      Наконец-то Аня в своей маленькой, но уютной комнатке. Она разделась и, усевшись прямо на паласе, протянула озябшие ноги  к теплой батарее. На улице стало уже совсем темно. Девочка начистила картошки, поставила ее вариться и села за уроки. Выполнение домашнего задания не составляло для нее особого труда, а вот в школу идти не хотелось: она чувствовала себя невзрачной серой птичкой среди ярких беззаботно порхающих пташек, постоянно щебечущих о своем благополучии. Она сторонилась и мальчишек, и девчонок и даже немного побаивалась с ними дружить.
       Пришла мама. Они поужинали жареной картошкой, посмотрели черно-белый телевизор, который им достался еще от бабушки, и легли спать: мама - на кровать, а дочь - на диванчик.
      Но Ане не спалось. Она так ничего и не сказала маме ни про двойку, ни про свитер, ни про деньги, которые надо было срочно отдать. Воспоминания о событиях прошедшего дня навалились на нее с неимоверной силой. Ей стало трудно дышать, а потом из глаз ручьем потекли слезы. Теперь Аня может их не скрывать, потому что никто не видит ее слабости.   
      Подушка, в которую она уткнулась головой, быстро становилась мокрой. «Хорошо, что не расплакалась в школе, - подумала Аня. – А лучше бы вообще заболеть и не идти туда завтра». Девочка действительно почувствовала себя больной и усталой. Веки стали слипаться, и она как бы поплыла в туманной пелене, не касаясь земли.      
      Рядом с собой Аня неожиданно увидела другую девочку, очень похожую на нее. Но незнакомка была полупрозрачная, и внутри ее что-то бурлило, как кипящая вода. Вокруг головы этой девочки непрерывно двигалась ленточка, на которой Аня увидела себя и то, что с ней происходило днем.
     - Ты кто?- спросила она.
     - Я – это ты, только не то, что снаружи, а то, что внутри.
      - А как тебя зовут?
      - Ная.
      - Странное имя. Я такого раньше не слышала.
      - Ничего странного. Оно состоит из букв твоего имени, только переставленных. Давай с тобой дружить.
     - А разве можно дружить самому с собой?
     - Конечно. Это не только можно, но и нужно делать. Когда человек живет в ладу с самим собой, то жизнь приобретает новый смысл, становится интереснее. Это прибавляет сил и уверенности в себе.
     - Раз так, то я очень рада нашей встрече.
      Минуты две они летели молча. Аня заметила, что теплый, ласковый ветерок, помогавший их движению, ненавязчиво направлял их по знакомой дороге.
    - Ная, не знаешь ли ты, куда мы летим?
    - В школу.
     - Но я не хочу туда.
    - Не бойся. Тебе не будет там плохо. Ты узнаешь одну тайну.  Это поможет тебе жить дальше легче и увереннее.
      Показалась школа, освещенная синим светом неясного происхождения. В ее окнах мелькали силуэты полупрозрачных учеников и учителей с ленточками на головах, как у Наи.
      Девочки залетели в кабинет, где находился седьмой класс. Аня удивилась, увидев своих одноклассниц в одинаковых сероватых полупрозрачных формах. Но то, что происходило с их лицами и творилось у них внутри, удивило ее еще больше.
     У Вальки Беловой был длинный-длинный острый язык, который вылезал изо рта, словно змея, и пытался всех уколоть.
     Красавица Людмила, которая очень гордилась своим внешним видом и модными обновками, превратилась в девчонку с надутыми губами, задранным носом и выпученными глазами.
      Рот Вовки занимал почти все лицо, и по классу он летал, как надутый воздушный шарик. Он ведь так любил поесть и постоянно что-то жевал даже на уроках.
     А у Макаровой Маринки от любопытства нос вытянулся, как у Буратино и мешал ей передвигаться, так как все время за что-нибудь цеплялся.
     Голова у Инны была повернута странным образом так, что она могла смотреть только снизу вверх, а руки согнулись, как у собачки, которая рада услужить хозяину в любую минуту.
     У Петракова кулаки были очень-очень большие, а голова маленькая-маленькая. Про него классная руководительница говорила, что он думает кулаками.
     Среди одноклассников Аня увидела и таких, внутри которых была полная пустота, а вместо головы серое студенистое пятно. Таких детей вообще ничего не интересовало.   
     Страшным показался ей Павел Карпов, потому что вместо рук у него были щупальца с липучками, которые загребали все вокруг.
      Были в классе и вполне нормальные по виду девчонки и мальчишки с добрыми и умными глазами. Но по всему чувствовалось, что управляют классом одноклассники-уродцы.
     - Ная, почему их все слушаются?
    -  Некоторым удобно не замечать их морального уродства, а некоторые робеют от их наглости. Вот ты, например, догадываешься, что мусор в вашем подъезде бросает Колька Рябов. Тебе жалко свою маму, потому что ей приходится убирать за такими наглецами, но ты молчишь и не хочешь связываться с ним. Со злом надо бороться, иначе его станет слишком много.
     - А почему все ученики и учителя в школе? Сейчас ведь ночь.
     - Это не ученики, а только их образы. Любое место, где ты когда-либо находилась, некоторое время сохраняет о тебе информацию. А так как в школе вы бываете чуть ли не каждый день, то эта информация сохраняется гораздо дольше.
      Аню заинтересовали изображения на ленточках, двигающихся на головах одноклассников. Она стала просматривать то, что с ними произошло за день. Девочка увидела, что Оля Иванова  переживала за свою мать, которая легла в больницу. А Наташа беспокоилась о своем щенке, которого родители грозились выбросить из дома, если он хоть еще раз погрызет обувь. Сашка Рябов случайно разбил чашку из дорогого сервиза и не сказал об этом никому, ждал, когда все раскроется само по себе, и гадал, что ему за это будет. Родители Алешки Павлова с утра ругались, и ему не хотелось идти после школы домой.
     Тут Аня подумала: «Какое право я имею заглядывать к ним в душу. Это нечестно». И все же еще одну ленточку она посмотрела и точно узнала, кто бросает мусор, не донося его до контейнера.
      Аня теперь знала, что надо делать. А еще она поняла: среди одноклассников есть хорошие мальчишки и девчонки, с которыми можно подружиться, и что у каждого в жизни есть трудности и неприятности. Просто надо уметь достойно их переносить. И все ее беды показались не такими уж значительными.
      Утром Аня проснулась от стука в дверь. Это пришла соседка и передала матери какой-то сверток со словами:
     - На, возьми вот для дочки. Моей Таньке он мал. Она его почти не носила.
     Аня вместе с мамой развернула сверток. В нем лежал совсем новенький симпатичный свитер. Девочка обрадовалась подарку. Настроение у нее в это утро было приподнятое. И не беда, что на завтрак опять были макароны «Роллтон» и не очень сладкий чай.
      Теперь, придя в свой класс, Аня не чувствовала себя ущербной. Первым делом она подошла к Кольке и сказала:
     - Только попробуй еще хоть раз бросить пакет с мусором в подъезде. Я тебе его на голову одену. Ты думаешь, что я на тебя управу не найду?!
     Колька от неожиданности оторопел и успел лишь открыть рот, а Аня уже отошла от него.   
         Приподнятое настроение не замедлило сказаться и на ее оценках. В этот день она получала одни пятерки и чувствовала себя очень уверенно.
      Аня думала: «Пусть хоть кто-нибудь попробует посмеяться надо мной, молчать не стану. Теперь-то я знаю, кто чего стоит. И, если даже придет член родительского комитета, не буду краснеть, а скажу, что когда будет зарплата у мамы, тогда и отдам деньги». Но родительница в этот день так и не пришла.
     Через некоторое время у Ани появились хорошие и надежные друзья, пусть не очень богатыми были их родители. Каждый раз, когда ей становилось трудно, она вспоминала Наю и делала все так, чтобы ее лучшая подруга оставалась чистой, доброй, справедливой.
      
      



   


Рецензии