Два Леггина, становление воина кроу. глава 11

                глава 11               

                «ВИДЕНИЕ СТАРИКА ЧЕТЫРЕ ТАНЦА»

    Песни были неотъемлемой частью магической силы, которую Два Леггина пытался собрать в ходе своих первых постов. Личные песни, полученные путём таких трудных испытаний, считались наиболее важными и часто передавались от отца к сыну. Песни играли существенную роль во всех крупных и мелких церемониях, в каждом социальном танце кроу. Они также были официально действующим средством для передачи эмоций на все случаи жизни, от обольщения первой жены, до подготовки к смерти, когда конец казался неизбежным.
Некоторые песни, такие как детские колыбельные, являлись народной собственностью. Другие были спонтанно сочинёнными творениями и быстро забывались. Если случалось, что конкретная магическая песня оказала пользу своему владельцу, то менее успешные воины платили ему за право владеть ею.
Прежде, чем получить свои собственные песни, Два Леггина отдал Медведю и его жене заднюю четверть бизона. В благодарность, известный старый воин разрешил юноше петь его личную военную песню: «Друг, мы пойдем туда. Я хочу иметь много. У меня много».
«Друг» - как объяснил Два Леггина, означает, что это Без Огня(дух) посетил Медведя в магическом видении.  «Мы пойдем туда» - выражает просьбу певца, чтобы этот священный помощник сопровождал его в проводимом набеге, и - «Я хотел бы, иметь много»- говорит о его надеждах на результат рейда, а «у меня есть много» - его уверенность, что эти надежды будут реализованы.
---------------------------------------------------

    Я надеялся на большее везение в прошедшем военном походе, когда мне довелось быть лидером скаутов, но все еще чувствовал, что не имею сильной магии. После нашего возвращения я пошел охотиться на оленей, чтобы получить шкуры для мокасин, а затем переехал из лагеря на Масселшелл к реке Вапити(Йеллоустон), где убил несколько буйволов для накидок-плащей. Медленно кочуя вдоль Элк-Ривер(Йеллоустон), мы, наконец, разбили лагерь недалеко от нынешнего города Ливингстон, у подножия места, которое называем Плохая Гора.
После этой охоты мне стало ещё тоскливее, поэтому я принимал в танцах и праздниках лишь небольшое участие. Мой брат заметил это, и однажды ночью в своём типи спросил меня, что случилось. Когда я объяснил, он сказал, что никто не должен ходить в походы так часто, как я - находясь без какой-либо защиты. Я ответил ему, что совершил пост и получил видение, но он сказал, что не хочет об этом слышать, и что меня убьют, если я буду продолжать в таком же духе.
 
   Следующим утром Магическая Ворона, Молодая Гора, Синяя Рукоятка, Гуляющая Мышь, Бык Который Не Падает и другие, чьи имена я забыл, присоединились ко мне в церемониальной потельне. В тот же день мы начали подниматься на Нехорошую Гору, каждый из нас нес недавно выдубленную шкуру бизона, окрашенную по всей поверхности белой глиной.
Во время подъема мы подошли к источнику и остановились, сняли одежду, вымылись и почистили наши ногти на руках и ногах. Затем развели костер и набросали туда хвои, чтобы очистить наши тела дымом.
Это был долгий подъем, и хотя месяц листопадов только что начался, погода стояла тёплой. Мы устали, каждый из нас выбрал себе место, соорудил каменное ложе, и покрыл его свежими сосновыми ветками. Потом мы молились и спали под нашими буйволиными накидками.
В ту ночь никто из нас не получил видений, но мы продолжали пост, молясь и рыдая весь следующий день. Во вторую ночь мне пригрезился человек, который сказал, что птица, сидящая на вершине Плохой Горы, увидит меня следующей ночью. Сон закончился, человек исчез. На следующее утро я проснулся, и обнаружил остальных, готовящими еду ниже по склону горы. Когда я присоединился к ним, Магическая Ворона сказал, что они не получили видения, и он думает, что нам пора разговляться.

    Я сказал, что они могут вернуться домой, но мне хочется повести эту ночь на вершине горы. Тогда Магическая Ворона тоже решил остаться, но Маленький Огонь, Молодая Гора, Синяя Рукоятка и другие сказали, что будут ждать у подножия горы. Им не хватило мужества, чтобы поститься еще один день.
Я выбрал новое место отдыха и постился в течение еще трех дней и ночей. Жажда и голод усиливались. Я все время молился, а моё сердце стучало как барабан.

После наступления «времени темного лица» третьей ночи, пошел дождь, и я выполз из моей лёжки под нависающие скалы, чтобы лечь на спину и ловить капли. Должно быть, я заснул, потому что голос справа от меня сказал, чтобы я посмотрел на человека вверху, который был хорошо известен во всем мире. Голос сказал, что он садится и, уже сидит на вершине горы.
Подняв глаза, я увидел человека, с облаками, плывущими перед его ртом. Кольцо из туч висело над головой, но потом я понял, что в действительности это обруч из множества видов птиц, летающих вокруг него. Старый орёл взлетел и сел на этот обруч.
Когда голос спросил, известно ли мне то, что знают на всей земле, я не ответил.
Лицо человека было разрисовано по щекам розовыми полосками, которые означали облака. Затем перед ним появились тучи, а когда они рассеялись, то на его лбу была нарисована широкая красная полоса. Это означало, что я получу то, что хочу. Его брови были окрашены в желтый цвет, и это означало зрение. Он пел эту песню: «Я собираюсь вызвать приход ветра. Я собираюсь вызвать проливной дождь».

Другой голос сказал, что все небесные птицы собрались, чтобы показать свои чувства ко мне и что это обязательно сбудется. После некоторого молчания тот второй голос сообщил, что это информация для пения. Теперь я понял, что второй голос был слугой облачного лица, которому поручено дать мне магическую песню: « Приходил. Давным-давно. Спасибо. Ты будешь вождём».
Я последовал за человеком-в-облаках куда-то указывающим рукой и увидел большое количество лошадей появляющихся над горизонтом.
Слова "приходил" и "давно", упоминали прошлое время, когда я присоединился к некоторым мальчикам, постившимся на этой горе. Хотя мы испытывали себя, но были тогда ещё слишком молоды и бросили поститься, когда проголодались.
Видение закончилось, и я проснулся от восходящего солнца. Вскоре подошёл Магическая Ворона и указал вниз по склону горы на наших людей, разбирающих лагерь.

Присоединившись к нашим друзьям, ожидавшим внизу склона горы, мы все направились в долину. Магическая Ворона сказал мне, что боится не дожить до старости. (Но его жизнь опровергла эти опасения. Когда он умер летом 1920 года, ему было уже за семьдесят). Он не рассказал о том, что видел, но чувствовал себя разбитым и был настолько слаб, что едва мог ходить.
На гребне появились трое других молодых людей, сигнализируя одеялом, чтобы мы к ним присоединились. Не доезжая до них, мы натолкнулись на группу антилоп, убили одну и развели костёр, чтобы приготовить пищу. Наконец мы вошли в стойбище, которое по-прежнему тянулось за рекой Масселшелл.
    Через некоторое время мы разбили лагерь вдоль реки, там старик по имени Четыре Танца посетил наше типи и рассказал историю своего магического видения. Это произвело на меня большое впечатление. Вот его история:
    У меня было три старших брата - Пропускает Всех Женщин, Не Любит Женщин и Женские Леггины. Сейчас все они находятся в Лагере На Другой Стороне (Other Side Camp).

Когда мне исполнилось семнадцать, я хотел сделать себе имя. Но старшие братья никогда не позволяли мне присоединиться к набегу. Мы жили с бабушкой - Владеющей Ружьём, потому что наши родители умерли задолго до этого.
Как только братья стали собирать оружие для рейда, бабушка попросила их сжалиться надо мной, но они ответили, что я слишком толстый, чтобы бегать. Она сказала моему брату - Не Любит Женщин, что они поступают неправильно не принимая меня и тогда она сама мне поможет.
На следующий день, после того как братья ушли, бабушка позвала меня. Взяв большой узел, она объяснила, что это мощный амулет, принадлежавший ее деду, в котором находятся кукла Танца Солнца и шкурка скунса. Если я возьму его на высокий горный хребет, где буду поститься и молиться, то она уверена, что Великий Наверху сжалиться надо мной, потому что связка содержит мощные видения, использовавшиеся уже несколько раз.

Мы разбили лагерь вдоль реки Вапити близ нынешнего города Биллингс. Несколько юношей, в том числе и я, поднялись на край скалы вдоль южного берега. Бабушка одолжила мне покрашенную белой краской бизонью накидку и дала палку, также окрашенную белой глиной, с висевшими на ней двумя орлиными перьями. Сделав лежанку на самом высоком месте, я установил в изголовье эту палку и постился в течение четырех дней.

Утром пятого дня я проснулся и подумал о возвращении домой. Все остальные ушли. Но я снова заснул и увидел далеко на западе семь мужчин и одну женщину. Поначалу казалось, что они стоят на Плохой горе в Крейзи-Маунтинс - к северу от нынешнего города Ливингстон - которые мы также называем горами Дом Птицы. Пока я смотрел, они пели песню. Во второй раз они появились на Снежной горе  в Крейзи-Маунтинс. Один человек был танцором, и носили перья, веером привязанные к голове. Его лицо на щеках и на лбу, было раскрашено линиями. Потом они исчезли, и в третий раз я увидел, что они стоят на Голове Медведя, одном из холмов между современными городами Парк-Сити и Колумбус. Мужчина поднял барабан, но я видел их раскрашенные лица через кожу на барабане. Внутри одного барабана находился скунс с горящим огнём в обоих ушах. Семь мужчин и женщина пели и танцевали, но я не мог расслышать слов. Они снова исчезли, возвратившись в четвертый раз на краю скалы к северу от нынешнего города Биллингс, напевая: «Буйволы приходят ко мне».
В этот раз они стояли перед моей вершиной. Когда певцы сбросили одеяло, я лежал неподвижно. Они закрыли свои глаза орлиными перьями и снова запели: «Ваши шесты камышовые».

Ударяя в барабаны, они пытались помешать мне, видеть то, что держали. Я подумал, что это кукла моей бабушки, но потом увидел, что это сова. Когда сова села ко мне на грудь они снова запели: «Бей в барабаны».
У человека стоявшего справа от меня, лицо было покрыто большим лосиным плащом. Вдруг он отбросил его, вытащил кремневое ружьё, и выстрелил в сову. Раздался гул, который проник внутрь моего тела. Человек взял немного земли и зарядил ею ружьё, заявив, что скалы по всей земле твердые, но даже если все ружья будут направлены на меня, я не пострадаю.
Затем он выстрелил в меня, и сова, снова вернувшаяся к моей груди, отскочила. Я чувствовал себя подпрыгивающим вверх и вниз. Большая черная сова вылетела из долины и села рядом со мной. Мужчина, державший ружьё, сказал другим людям, что я бедный, и они могут мне помочь.
Черная сова запела песню: «Я побегу по всей земле».
Когда она закончила, я заметил, как деревья превратились в людей, которые все стали стрелять в сову. Несколько перьев упали, когда она улетела и снова вернулась. Некоторые люди-деревья дали мне небольшие кусочки мяса. Появилось несколько моих собственных лошадей. Я заметил, что одна из них мёртвая лежит на земле, и решил, что это означает неудачу.
Когда я впервые очнулся, то подумал, что меня подстрелили, а эти видения даны каким-то злым духом.
После возвращения в лагерь я отдал обратно бабушке свой амулет, но мне некогда было рассказывать ей о своём видении. Она волновалась, потому что раньше связка приносила мощные видения.
Некоторые из наших самых известных знахарей постановили, что моё видение очень сильное и меня никогда не убьют в бою. Потом я рассказал обо всём своей бабушке.

    Однажды уже после того как я женился, наш  лагерь располагался недалеко от гор Наконечника(Arrowhead Mountains) возле хорошего источника. К моему типи подъехал мужчина, и указывая на заросли ивы у родника, сказал, что там - в траншеях окопались враги. Они не могут их выгнать и собирают лучших воинов, чтобы на них поохотиться. Он слышал о моём видении и попросил меня что-нибудь предпринять.
Я сказал, чтобы он подождал, и вошел внутрь палатки. Нарисовав желтые полосы поперёк глаза и зигзагообразные линии со лба вниз по щекам, я надел рубашку из оленьей кожи, украшенную бахромой и большими вышитыми спереди и ссади кругами  из игл дикобраза. Я также повесил под каждой рукой две красные ленты и надел ожерелье из скальповых локонов. Когда я направился к врагам, появилась моя жена и стала удерживать, хватая за одну ленту. После того, как она остановила меня в четвёртый раз, я приказал ей возвращаться назад.
Враги прикрыли свои траншеи оленьими шкурами и землёй, а теперь подняли эту крышку, чтобы стрелять, но я продолжал идти. Один из них, от которого я находился в нескольких футах, выстрелил в меня, но промахнулся. Затем выскочил другой, и приставил к моей груди дуло ружья, но когда оно выстрелило, я оказался невредим. Направляясь к ним, я шумел так, как ухает сова и пел свои магические песни. Позади меня наши мужчины начали стрелять. Враги пытались бежать, выскочив из своих окопов, но когда они оказались на открытом месте их всех убили.
    Я никогда не был ранен, и только однажды подомной была убита лошадь. Моё видение оказалось очень сильным, видимо я рос несчастным мальчиком, чтобы затем стать вождём и шаманом.

    Я был взволнован этой историей и надеялся создать себе имя подобным же образом. Но мне был необходим сильный амулет, который защитил бы меня, и я решил в ближайшее время снова поститься.


Рецензии