Два плана в литературном произведении

Много лет тому назад, еще в советское время, я преподавал в средней школе углубленный курс литературы. Мы проходили тему «тихая» и «громкая» поэзия в литературе 60-70-х годов. В качестве образца «тихой поэзии» я предложил следующее стихотворение замечательного поэта Анатолия Жигулина:

Осень, опять начинается осень.
Листья плывут, чуть касаясь воды.
И за деревней на свежем покосе
Чисто и нежно желтеют скирды.

Град налетел. Налетел и растаял
Легким туманом в лесной полосе.
Жалобным криком гусиная стая
Вдруг всполошила домашних гусей.

Что-то печальное есть в этом часе.
Сосны вдали зеленей и видней.
Сколько еще остается в запасе
Этих прозрачных стремительных дней?

Солнце на миг осветило деревья,
Мостик, плотину, лозу у пруда.
Словно мое уходящее время,
Тихо в затворе струится вода.
==
Я был уверен, что стихотворение абсолютно «прозрачно» для учащихся, и поэтому оставил его практически без комментариев. К моему удивлению, после урока ко мне подошла ученица и сказала, что не поняла стихотворения (замечу для ясности, что, хотя курс литературы был углубленным, ученики в классе были самыми обыкновенными, никак не отобранными). Из разговора выяснилось, что девочку затруднил смысловой переход между первой и второй парами строк в предпоследней и последней строфах. Я решил, что разъяснений заслуживает весь класс, и пообещал ответить на ее вопросы в следующий раз на специальном уроке, что и сделал, сформулировав тему так, как указано в заголовке статьи.

Дело в том, что в литературном произведении можно выделить два плана: план выражения и план изображения. Эти планы могут по-разному взаимодействовать в литературном тексте: следовать поочередно или переплетаться; один план может доминировать над другим; текст вообще может строиться как только один план — или изображения, или выражения... Словом, возможны многие варианты. Возьмем классическое стихотворение Лермонтова «Парус»:

Белеет пару одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит.
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лузури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.

Здесь у Лермонтова план изображения регулярно чередуется с планом выражения: первые два стиха каждой строфы — план изображения, третий и четвертый стих — план выражения. Кстати, такое чередование двух планов несколько затрудняет анализ данного стихотворения на школьных уроках литературы (а именно — трудно сформулировать его жанровую принадлежность. Во всяком случае, это точно не пейзажная лирика, как предлагалось трактовать стихотворение в каком-то старом методическом пособии).

Другое классическое стихотворение Лермонтова — «И скучно, и грустно» — строится  исключительно на плане выражения.

И скучно и грустно, и некому руку подать
в минуту душевной невзгоды
Желанья? Что пользы напрасно и вечно желатьА годы проходят — все лучшие годы.

И так далее.

Следует отметить, что, на практике, произведения, где наличествует или преобладает только один план, чисто интуитивно воспринимаются как недостаточные. Разумеется, это чаще всего ошибка, но — «читатель всегда прав»!
==
Сложность стихотворения А. Жигулина для неопытного читателя состоит в том, что, во-первых, оно открывается достаточно затянутым планом изображения (две первых строфы), а затем несколько неожиданно переходит к плану выражения, который вполне органично переплетается в дальнейшем с планом изображения. (Слово «затянутый» я не употребляю здесь в негативном смысле. Затянутость, или ретардация, - это вполне «законный» художественный прием).

Что же такое план изображения и план выражения? Сформулировать и понять определения довольно просто.

План изображения — это употребление в тексте преимущественно изобразительных средств языка (чаще всего - описательных). Соответственно, план выражения — употребление выразительных средств. Надо только отметить, что такое деление на планы в некоторой степени условно, так как описание в искусстве также должно быть выразительно, или экспрессивно. Об экспрессии в искусстве дополнительно поговорим позже.

В заключение хочу сказать, что в другом стихотворении Жигулина, бесспорно, относящемся к числу лучших в его творчестве (а тем самым, и — во всей русской поэзии), поэт также весьма удачно использует чередование двух планов.

Заколоченные дачи,
Дятел будит тишину.
Талым снегом сосны плачут,
Чуют близкую весну.

И идет со мной Татьяна
И о чем-то говорит.
Это весело и странно
Называется – «кадрит».

Эх, Татьяна, хвостик рыжий,
Челка лисьего огня.
Ни черта не закадришь ты
Волка старого – меня.

Это все когда-то было:
И улыбка и глаза.
Это все как прежде, мило.
Жаль, что вечно так нельзя.

Жаль березу, ту, чье семя
Пало в снежную постель.
Жаль, что время, время, время
Разбивается в капель.

==


Рецензии
Спасибо, очень познавательная статья, интересно было узнать про изобразительный и выразительный планы.

Мария Климук   21.07.2014 01:10     Заявить о нарушении