Глава 4 о познании

Если я спрошу: “Сильна ли в человеке жажда познания ? ” Проведя небольшую ретроспективу событий сделать вывод будет несложно. Итак, с тех самых пор как обезьяноподобные люди начали применять орудия труда и приручили огонь, человек находился на пути изучения мира вокруг себя с целью сделать свою жизнь более комфортной и беззаботной. Для этого ему было необходимо постоянно получать и перерабатывать информацию, например, о местах скопления зверей, рыбных заводях, безопасных пещерах. Во время развития цивилизации и коммуникаций между людьми, а также роста численности населения этот процесс становился похожим на лавину, где каждая сорвавшаяся снежинка увлекает за собой следующую. Так мы открыли и изобрели всё, что у нас есть все блага цивилизации, и даже вышли за пределы отведенной нам планеты, и направил свои стопы в космос. Несомненный успех. Однако сколько бы мы не старались, пропасть неведомого будет всё расти. Для аналогии представьте себе очень маленький, в пол миллиметра длинной, планктон. Он живет на дне моря у кораллового рифа, питается простейшими ,ведет гармоничное существование. Что же случится, если он вознамерится приступить к исследованию? Он для начала начнет изучать то, что находится в непосредственной близости от него, камешки песчинки, простейших, которыми питается, своих сородичей и.т.д.  Насытившись этим он решит продолжить исследование, он натолкнется на мелких рыбешек во всем их разнообразии (причем это всё в пределах кораллового рифа, где он обитает) морские растения, моллюски, потом он увидит ракообразных, которые в тысячи раз больше него, огромные морские скаты и другие подобные ему морские гиганты еще смогут вместиться в сознание нашего планктона. Но вот его родной коралловый риф слишком велик, и три тысячи поколений планктона старательно сканировали каждый миллиметр рифа, накопили огромное, по их мнению, знание, но не продвинулись дальше трех сотен метров. Они даже всплыли на сотню метров и увидели свой риф с перспективы, которая резко расширила для них область неизвестного. Вдруг появляется тот, кто говорит, что их риф огромен настолько насколько огромно их сознание, которое этот риф в себя вмещает. Вот только как этот планктон сможет познать сушу, и воздушное пространство, если они не могут увидеть более своего обиталища, всё что они будут воображать это бесконечный коралловый риф или бесконечное количество таких же рифов, но вот опаленная зноем пустыня окажется за пределами их разума.
  Я думаю, никому не составит труда с проецировать всё вышесказанное на человеческую особь и смутно почувствовать, что вселенная и материя как таковая, или материя в том виде, в котором мы её знаем, лишь часть бесконечного разнообразия форм, просто недоступных нашему сознанию. Мы можем воображать вселенные сколь угодно протяженные, и содержащие огромное количество материи наделенной самыми разными свойствами. Однако в итоге окажется, что все наши знания можно приравнять к нулю и сравнение это будет справедливым. Резонно будет возразить, что нет другого способа познать окружающий мир, но мало просто познать его, надо еще и пронести знания через поколения. И иногда это может оказаться весьма затруднительным, например определенное количество людей станет утверждать, что весь этот мир создан Богом и попытка познания мира есть попытка проникновения в сокровенные его тайны, что преступно и заслуживает смерти. Такой подход не способствует прогрессу.
  Но мало иметь знания, так же как бесполезно ходить по лесу, собирая хворост, а потом сложить его в кучу и замерзнуть. Необходимо использовать накопленные знания и опыт, и использовать во благо, не иначе. Вот только не всегда мы встречаем такой подход к делу. Чаще можно наблюдать, как самые передовые знания используются для того, чтобы склонить чашу весов в пользу смерти и разрушения, заполучив тем самым контроль страха других, вот настоящее преступление. Это не происки дьявола, или заговор злой колдуньи это - самый обыкновенный человеческий эгоизм, подстегиваемый алчностью, и покуда эта ужасная черта личности не будет повсеместно и в полном объеме искоренена, не стоит ждать процветания современной цивилизации. Так же не стоит ждать, что великое научное открытие подарит человечеству мир, равноправие и освободит его от мысли о насущном хлебе. Открытие такого масштаба с большей вероятностью ввергнет планету в пучину хаоса и дискриминации, потому как страна, совершившая это открытие, скорее всего, явит себя миру как беспощадный тиран. Если же людям не нужно будет больше плакать о хлебе, и самая последняя собака буде всегда сыта, то в силу своего природного инстинкта и повсеместного изобилия, люди с ужасающей скоростью начнут плодиться. С голоду никто не умрет, а вот место на планете ограничено, и отходы тоже нужно куда-то девать. Здесь мне сразу бросается в глаза неспособность человека как существа разумного контролировать свою популяцию. Эта черта отбрасывает Homo sapience на ступень ниже по эволюционной лестнице.


Рецензии