Значение земных воплощений - 12
Так поймите и незыблемость общего плана. Так ищите и вы. Не упирайтесь в одно решение. Если враги закрывают один путь, тем самым они упускают другой.
Учение Живой Этики: Агни Йога, 373
Матерь Агни Йоги: Пространство звучит новой нотой. В ней радость тому, что идет. В ней звоны и колокола слышатся будущего счастья. Живите пространственными вестями. Они вернее земных. Они далекое делают близким и дух насыщают огнем. Это и будет приобщением к пространственной жизни, кто к ней прислушивается чутко. Не от мира сего эта жизнь, но над ним несется она, наполняя мир плотный энергиями своими для воплощения их в видимые формы. Чаще мыслью устремляйтесь в пространство. Оттуда многое можно почерпнуть. Коснуться пространственной мысли будет уже достижением. Ибо в беспредельность пространства "уносятся даже камни", и в нем все.
Грани Агни Йоги, 1956 г. 820. Новосибирск, «Алгим», 2009 г.
ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМНЫХ ВОПЛОЩЕНИЙ – 12
(Из Посланий Высокого Источника)
Когда мираж личности рассеивается и представление о себе как о малом земном «я» данного воплощения исчезает, человек этого почти не замечает, так как свое «Я» и самого себя он ощущает так же ярко или даже более ярко, чем раньше. И если даже он все забывает о последнем воплощении, то это не отражается на полноте его осознания своего «Я», своей уже не личности. Что же остается от земной личности каждого определенного воплощения? Тело физическое сбрасывается и превращается в прах. Эфирный двойник растворяется. Низшая триада полностью исчезает. Низшая дуада, состоящая из четвертого и пятого принципов, становится шелухою, сосредоточившей в себе все психические и астральные свойства земной личности, но лишенной ясности и полноты сознания и способности мыслить свободно, ибо смутное, рефлекторное и автоматическое мышление шелухи, подобно попугаю, может только полусознательно бормотать то, что делал человек сознательно, когда жил на Земле в теле. «Я» человека поднимается выше, унося с собою представление о себе, не нарушенное в своей полноте утратой своей земной личности. Важно очень понять, что умирает в человеке и что именно подлежит смерти. Элементы непреходящего не умирают и остаются с ним навсегда, все же земное, связанное с личностью, обречено на смерть. Астральная шелуха тоже растворяется постепенно в пространстве. Но Бессмертная перевоплощающаяся Индивидуальность продолжает жить сознательной и полной жизнью, если сброшенная и исчезнувшая земная личность собрала и накопила для Нее достаточно материала для Ее сознательной жизни в Надземном. Если нет, Она воплощается снова и снова порождает новую личность, чтобы через ее посредство собирать в новой жизни земной элементы бессмертия, столь нужные ей для жизни на Высших Планах Бытия. Поэтому очень важно, живя на Земле в плотном теле, научиться отделять в своем сознании преходящее от непреходящего, временное от вечного, телесное от духа и помнить, что с собою в будущее можно взять только то, что от духа, что от непреходящего, все же остальное придется оставить. Можно при этом понять, в каком ярком, сильном и плотном мире иллюзий живет на Земле человек, в мире, который обречен на полное разрушение, как только смерть разрушает физическое тело. «Царство Мое не от мира сего» – можно ли более ясно выразить, в чем именно заключается мир Надземной действительности, в котором дух может жить вечно и который не исчезает со смертью плотного тела.
(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Мало того, что приходится бороться с мысленными наслоениями, накопленными в данном воплощении, необходимо еще вырвать и самый корень зла, укрепившийся в глубинах прошлого на протяжении многих веков. Ведь это его ответвления дали сорные ростки и в последнем воплощении. Все свойства и врожденные черты характера – наследие прошлого. Каждый человек либо идет вверх по лестнице жизни, либо опускается вниз, и магнитом притяжения кверху или книзу служат светлые или темные накопления. В этом случае решающим условием может быть воля человека, сознательно выбирающая направление и дающая себе ясный отчет в том, какие следствия влечет за собой этот выбор. Все зависит от самого человека, какое направление избрать, но решатель он сам, и никто за него не может решить его будущее.
Даже прошлое лето не может повториться, даже вчерашний день невозвратим. Так и данная жизнь человека в текущем его воплощении вновь возвратиться не может. Он снова вернется на Землю и будет жить снова. Но все уже будет иным: и тело, и люди, и окружение, и даже способности его претерпят изменение. Основные качества духа останутся те же, но несколько в иных формах выявления. Все дни состоят из тех же элементов утра, полудня и вечера. Каждый день восходит одно и то же солнце, но ни один день не является точным повторением другого, ибо всегда нов и насыщен новыми возможностями. Ничто в природе не повторяется, несмотря на внешнее сходство явлений. В этом щедрость природы. И хорошо понимать, что неповторяемы жизнь и воплощения человека, несмотря на то, что он приходит на Землю много, много раз. Правда, возможности повторяются, но уже в новых сочетаниях. Поэтому жизнь оправдывает себя только тогда, когда даваемые духу возможности используются сполна ибо упущенная возможность невозвратима.
(Гуру – Н.К.Рерих). От прошедшего дня в сознании человека не остается ничего, кроме воспоминания. Многие же прошлые дни он совершенно не помнит, ничего при этом не утрачивая из полноты осознания своего «я», или своей личности. То же самое происходит, если человек не помнит своих воплощений, он не перестает ощущать себя центром самосознания. Поэтому та или иная степень утраты памяти во время пребывания человека в разных сферах Надземного Мира после его освобождения от тела не мешает ему продолжать считать себя собою и даже не замечать как отваливаются земные наслоения и память о них.
С одной стороны – ограниченность личного «курятника» обывателя, с другой – неповторяемость индивидуальных накоплений духа, именно индивидуальных, ибо только при условии индивидуальности эти накопления не растворятся в пространстве. Индивидуализация духо-монады позволяет ей эволюционировать, накапливая опыт. В Доме Отца бесконечное число форм жизни, и все они индивидуализированы в ней, и нет схожих или повторяющихся, то есть совершенно одинаковых. Каждый Планетный Дух Имеет свою ярко выраженную Индивидуальность, что не мешает Ему быть частью, или жемчужиной, Венца Космического Разума, частью неотрывной, неотделимой, членом Великого Небесного Коллектива, сохраняя при этом свою Индивидуальность. Тайна единства во множественности является Основою жизни. Отчасти она выражается в формуле «Я в вас, вы во Мне, Я в Отце, и Мы едины». Это объединение происходит без утраты индивидуальности. Еще раз проведем определенную границу между понятиями личности и Индивидуальности. Жизнь личности распространяется на одно воплощение, затем она как таковая перестает быть, и все ее оболочки распадаются, в то время как Индивидуальность, из сущности которой, подобно многолетнему цветку, распустилась и жила определенная личность, продолжает существовать, от времени до времени порождая новые цветки. Цветы погибают, растение остается. Цветы – это личности, растение – Индивидуальность. Потому Великие Индивидуальности, приходя на Землю в виде определенной личности, так мало Считались именно с интересами своей личности, отдавая ее на растерзание людям, лишь бы только запечатлеть возможно глубже в умах человеческих приносимый на Землю Завет. Величие человека легко определить по забвению им самого себя и своих личных интересов и отдаче себя на служение людям. Личность обычно служит себе, побеждающая или победившая в ней Индивидуальность – людям. Личность умирает, Индивидуальность – бессмертна. Бессмертие утверждается путем перенесения сознания в сферу Бессмертной Индивидуальности.
Осмыслить нужно, сколь полезно научиться находить в себе, различать, усматривать и отделять элементы временного и преходящего от элементов непреходящего, элементов бессмертия. Все вещи, которыми владеем, запечатлены в сознании в формах, а также и настроения, и также все обычные радости и огорчения, и все то, что происходит в жизни обычной. Все это временное. Но имеются и качества духа, принесенные из прошлых жизней, имеются устремления высокого порядка, имеются знания, связанные с жизнью не тела, но духа, имеется многое, относящееся к элементам непреходящего, но уносимого человеком с собою в будущее, за пределы данного воплощения. Обогащая и наращивая эти элементы и их умножая сознательно, собирает себе на Земле человек то богатство, неотъемлемое даже смертью тела, которое будет сопровождать его и дальше и которое даст ему возможность уже сознательного пребывания в Высших Сферах Надземного Мира. Это и есть элементы бессмертия, приводящие его к осознанию вечной жизни в духе, вечной жизни духа.
Если, закончив данное воплощение на Земле, можно снова на нее не вернуться, а воплотиться на другой планете, то не следует ли отсюда сделать вывод, насколько нужно оторваться от земных притяжений, насколько нужно оставить земные заботы о себе, о своей личности и обо всем том, что временно ее окружает. Завет о нестяжании и о том, чтобы не собирать себе сокровищ на Земле, полон глубочайшего значения. Часто люди в силу необходимости погружаются в вихри забот, переживаний, и напряженнейших дел, и работ, но если при этом они не понимают их скоропреходящей природы и связывают себя намертво с ними, то трудно их духу освободиться от этих цепей, даже освободившись от тела. Всякий полезный труд надо выполнять наилучшим образом, вкладывая в него всю душу, исполнять радостно и в напряжении сил, но в то же время постоянно памятуя о преходящей сущности земных трудов человека и о том, что только лишь результаты этих трудов в виде опыта, знания и способностей остаются навсегда с человеком. Так временное и непреходящее гармонизируется в сознании человека, и труд приобретает глубокое и уже вневременное значение. Понять это тем более важно, что явление труда продолжается и в Тонком Мире, и все светлые духи, до самых Высочайших, находятся в постоянных трудах, независимо от того, в каком теле они находятся и в каких сферах проявляют свою активность. Право на отдых имеют все, но сознательно активное пребывание в Надземном всегда сопровождается трудами на строительство жизни. Даже высочайшее огненное творчество духа есть не что иное, как труд.
Обитатели Девачана погружены в субъективное состояние, переживая во всевозможных вариациях лучшие и самые сильные впечатления своего последнего воплощения. Но некоторые обитатели Сфер Высших находятся в другом состоянии сознания и активно трудятся, выполняя различные поручения Иерархии. Очень сильные духи, имеющие большой запас психической энергии, отказываются от Девачана, посвящая себя служению Общему Благу. Когда Земля больна, когда кончается Кали Юга, не могут они отойти от трудов по спасению планеты, погружаясь в блаженное состояние субъективных переживаний. В конце концов, это состояние есть тоже известный вид Майи, правда, Майи Надземного Мира. В этом вопросе многое зависит от сознательного устремления духа к труду на общую пользу. Для многих странно звучит утверждение о желательности труда человека в развоплощенном состоянии, но Братство и вся Иерархия Света пребывают в постоянных трудах. Труд радостный и добровольный представляет собою светоносное состояние духа, в какой бы ни был он оболочке. Каждый труженик зарабатывает себе именно трудом право на вход в светлое будущее. Но незавидна участь лежебоки и лентяя. Трудятся не только люди. Трудятся пчелы и муравьи, трудятся бобры, трудятся многие виды птиц и животных, трудится яблоня, принося богатый урожай. Трудится каждое семечко, давая урожай. Труд – это явление универсальное и космическое. Велик труд на преображение земной коры и длителен очень. В сущности говоря, жизнь – это есть неустанный и непрерывный труд всего сущего по развитию, утончению и совершенствованию всех форм, проявленных в мире.
Не будем обеднять себя умалением своих возможностей. Они безграничны, но не в физическом теле. Дух безграничен. Почитая себя телом, ограничиваем себя его возможностями, духом считая себя, не ограничиваемся ничем. Кем себя считаем, тем и становимся. «Вы боги», как еще яснее выразить возможности духа? Чтобы раскрепостить дух, надо дать свободу мысли, так как мысль сковывает, но она же может дать свободу. Верующий в Меня имеет вечную жизнь и свободу. Веру в Учителя надо явить перед лицом очевидности плотной и всему вопреки. Ибо люди утеряли веру в величие духа, и человек считает себя телом, но не духом, личностью, удостоверенной паспортом и свидетельством об образовании, личностью, занимающей определенное положение. В клетку всевозможных представлений заключил себя человек, не желая признать, что все они временны. Но дух свободен от них, ибо паспорта не имеет, ни дома земного, ни даже имени, вернее – новое в каждом новом воплощении. Правда, сокровенное имя дух каждый имеет, но кто же знает его? При крещении огненном становится известно оно. Человеческие же забываются во времени. Когда достигается власть над сознанием и признан примат духа, Прометей разбивает цепи земные.
Когда хороший актер прекрасно выполняет свою роль на сцене, он как бы перевоплощается в изображаемый им образ и сам переживает, и зрителей заставляет переживать определенные чувства и эмоции. Но в то же время он постоянно помнит, что это всего лишь только игра, что настоящая жизнь идет за пределами сцены. Вот точно так же и в жизни земной надо знать, что жизнь – это сцена. Актер выполнит свою роль и со сцены уйдет. Как бы со стороны надо научиться смотреть на себя и на жизненную сцену. Только при этом условии можно быть не от мира сего, мира земной суеты и преходящих явлений. Но роль свою временную надо выполнять хорошо, а также и всякую работу, и свой долг перед людьми. Все Носители Света Жили в миру, но, неся Свой богатый, чудесный внутренний мир со всеми его возможностями, Были Они не от мира сего, ибо Понимали, что все земное Им дано только на время и что настоящая жизнь – за пределами плотного мира. При этом Знали Они и ценность земных воплощений, и то, что, только используя полностью опыт земной, Могут Они продвигаться все выше и выше по Лестнице Света. В мудром уравновешивании земного и Надземного Находили Они решение жизни.
(М. А. Й.). «В прошлом все сожжено для Огненной Йоги». Оказывается, что, отказавшись от прошлого, и не думая о нем, и о нем не вспоминая, и отрезав память о прошлом, Агни Йог не только ничего не теряет, но, наоборот, плодоносно насыщает свое сознание новыми поступлениями. Это обстоятельство позволяет понимать, почему многие обитатели Тонкого Мира не только не думают о своем прошлом воплощении, но даже не желают смотреть на Землю. Мир Тонкий дает такой богатый материал для жизни сознания, что земное утрачивает всякий интерес. Но надо, конечно, чтобы дух соответствовал этому.
(М. А. Й.). Так как, по выражению Будды, «человек есть процесс», и процесс, устремленный в будущее, то по устремлениям человека можно безошибочно судить о его духовном потенциале и возможностях того будущего, которое он формирует и творит для себя своими устремлениями. Устремление характерно тем, что оно всегда направлено в будущее. Вопрос только в том, какое будущее: далекое или близкое, земное или надземное, духовное или материальное. Устремления большинства людей захватывают обычно только очень близкое будущее, почти никогда не выходящее за пределы данного воплощения. В этом трагедия воплощенных. Короткий радиус действия очерчивает малый круг проявлений, и тем ограничивает себя человек пределами этого круга. Но Учением указуется Беспредельность как поле проявления активности духа, когда действия его устремлены в далекое будущее, за границы не только одной данной жизни, но и многих будущих воплощений. Бессмертие и вечная жизнь ограничены человеческим невежеством, и, чтобы коснуться их, надо выйти из заколдованного круга невежественных, ложных и нелепых представлений о том, что со смертью тела для человека кончается все. Со смертью тела не кончается ничего, а начинается, вернее, продолжается жизнь духа, оживлявшего данное тело, но только в совершенно иных условиях уже Внеплотного Мира.
(Гуру). В этом воплощении – новое тело и новые условия жизни. В прошлом воплощении – тело другое и другие условия жизни. И тело и условия – все это не наше, все только на время, только на данную жизнь. Кончилась земная жизнь, и все, что не наше, отходит, отваливается от нас, оставляя нас обладателями внеплотного достояния. Затем отнимается и тонкое тело, и даже ментальное. Оба сбрасываются, подобно земному. И только огненное тело, облекающее Бессмертную перевоплощающуюся Триаду, является неотъемлемым на все времена. Вечная жизнь духа сосредоточена в нем. Бессмертие достигается, когда становится она сознательной.
(М. А. Й.). Не печалуйтесь о том, что многие качества духа не удается утвердить так прочно, как этого бы хотелось. Если устремление к этому остается неизменным и сильным, оно будет сопровождать вас и дальше и в период «нарастания». Все эти качества станут врожденными свойствами, и в новое воплощение дух вступит уже с ними. В этом заключается замечательная особенность устремления. Только устремитесь, и устремление приведет вас к осуществлению желаемого. Во времени все достижимо. Не на одну жизнь забрасываются далекие якоря. Человек может стать всем, чем захочет, если понимает, что перед ним Беспредельность и что недостижимое сейчас становится вполне возможным и осуществимым во времени, которое не имеет конца.
Среди постоянно меняющегося внутреннего и внешнего окружения человека ядро духа остается неизменным в своей стихийной огненной целостности. Оболочки нарастают, накапливаются наслоения ядра, но неизменная сущность его пребывает не задетой этими процессами. При каждом цикле воплощения сбрасываются все тела, одно за другим, чтобы образоваться вновь при новом воплощении, но Высшая Триада остается со всеми накоплениями духа, которые облекают его ядро. С оставленными духом телами Природа не считается, пуская их материю в переработку. Не считается она и с личностью человека, зная, что личность обречена на уничтожение, после того как передала Высшей Триаде свой опыт земной. В старых писаниях люди называются словом «смертные». В этом великая Истина. Ко времени вспомнить слова: «Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов, вы же следуйте за Мною», в вечную жизнь по пути бессмертия духа, ядро которого вечно, неуничтожаемо и нерушимо, стремясь при этом перенести свое сознание в его сферу.
Случайного ничего не бывает. Хорошо, если понято, что является в жизни наинужнейшим, для чего живут, каков смысл воплощения, что можно собрать и накопить, чтобы взять и дальше с собою в путь дальний. Вещей не возьмешь, но знания, но опыт и качества духа, утвержденные в применении, – можно. Надо научиться крепко держать Серебряную Нить духа, связующую с Учителем Света. Надо лучше понять, какие чудеснейшие возможности даются жизнью. Пусть каждый идет своим индивидуальным путем, ему более близким и созвучным, но идет, но вперед, но туда, куда Зовет Учитель. Учитель Шлет Свое Благословение и Благо.
В каждом новом воплощении человек получает новые тела, или оболочки, состав которых находится в соответствии с сущностью их обладателя. Физическое, эфирное, астральное, тонкое и ментальное тела состоят из соответствующей сущности человека материи. Тело причинности привлекает материю именно нужного состава. Плотная карма настигает воплощенного с первых дней его жизни в новом теле и не оставляет уже до конца. Свобода духа заключается в свободе выбора поступать или думать так или иначе в каждом отдельном случае. Если поступки могут быть иногда вынужденными обстоятельствами, то свобода мышления остается все же неотъемлемой. Эволюция духа требует усовершенствования во всем и преодоления вредных и темных накоплений прошлого. С этим и воплощается человек на Земле, чтобы оставить ее, умножив положительные качества духа и приобретя новые знания и опыт. Иначе бессмысленна жизнь. Иначе не выйти из бесконечного колеса рождений и смертей.
(Гуру). Так важно, на чем строить твердыню свою, дом духа строить. Люди обычно вкладывают свои энергии в земные дела и построения и, когда наступает рушение феноменального мира, остаются ни с чем. Но строящий на Основах строит дом духа, не подлежащий разрушению, ибо строится он из элементов непреходящего. Так, строительство это можно устремлять в далекое будущее, далеко за пределы данного воплощения и его плотных ограничений. Действия Архата переступают пределы плотной обычности. Так, например, утверждение нужных качеств духа нужно не на сегодня, не на завтра, но на все время движения духа по пути в Беспредельность. И светлые мысли нужны для той же цели, и поступки, и действия.
Так, будущее безраздельно принадлежит человеку, и только он властен над ним. В будущем для него заключено все, что дозволяет сила его творческого воображения, чтобы позднее утвердить это в следующем воплощении.
Где бы и как бы ни текла жизнь человека и что бы ни происходило с ним, наиглавнейшим фактом жизни является его связь с Иерархией Света, ибо сама жизнь как таковая без Учителя Света будет подобна бегу на месте, бегу белки в колесе подобна. Из колеса надо выйти, из колеса рождений и смерти. Воплощения останутся, но круг разомкнется и станет спиралью подъема, каждый раз завершаясь при смерти на точке более высокой, чем та, которая предшествовала ей. Рост и расширение сознания сопутствуют спиральному восхождению, а ведущим магнитом становится Учителя Лик. Путь этот пролегает в Беспредельность, и из обывателя превращается человек в путника Великого Пути. Не кончается ничто, все служит лишь точкой начала, следствия приносящего по созвучию, или продолжением начатого. Умалишенно снуют люди по планете, чтобы закончить ничем и уйти, ничего из окружения своего не взяв дальше с собою. Но собиратель Сокровища может каждое действие свое, мысль или чувство использовать для приумножения Камня, кристаллы его увеличивая сознательно. Как полезно может быть все, если ведома цель. Конечно, растут и они, не знающие Великого Пути, но разница между ними и теми, кто знает, такая же, как между младенцем и взрослым. Многие пребывают еще в младенческом состоянии. Спаситель Называл их слепыми, а иных – мертвецами, ибо сознание их, лишенное огня жизни, разлагалось в застое. Владыка есть двигатель эволюции. К Владыке примкнувший становится толкачом для спящих сознаний. Противоречие в том, что люди, порой проявляющие кипучую деятельность, спят в духе, и труд их бесплоден для духа. Все успехи земные – ничто, если дух не проснулся. Но при пробуждении духа становятся они могучим фактом жизни. Все, но с Владыкой, будет служить продвижению и эволюции. Цель материального прогресса настоящего времени состоит в том, чтобы вдохнуть в него Учение Жизни и тогда сразу одухотворить все то, что ныне сознательно не осмыслено. Возводится Храм Культуры, но лишь долженствующий наполнить его пространственный огонь, объединившись с сознанием людей, даст ему пульсацию жизни. Но стены его материальны, равно как и основание, и надо закончить его, иначе идущий огонь не во что будет принять. Не принятый сознательно – разрушителен будет и непринявших сожжет. Ждем пробуждения сознаний, этим явлением обуславливается ход событий. Ускорить Хочу, но огненный цветок духа не раскроется раньше срока. Ждем. Ждите и вы, чующие значение происходящего. Ждем, чтобы Позвать в Беспредельность. Ждем, но Уготовляем пути и ближайший подход. Стены надо достроить и куполом зданье покрыть. Так надо слить материальное и духовное в едином понимании жизни. Ведущему ведомы точные сроки. Дам знаки наступающих сроков, каждому – соответствующие.
(Гуру). Личные чувства непрочны. На них строить нельзя. Преданность сверхлична, идущая вперед далеко за пределы личности данного воплощения, но проходящая через них, через все в прошлом, в прошлых воплощениях. И тогда личные чувства становятся качеством Бессмертного «Я». Так личные чувства превращаются в качества, лишаясь личного начала. На качествах строить возможно. Их ценим и качествам верим.
(Гуру). Если никакие надежды, мечты и ожидания будущего не осуществились, но достигнута победа над собою, можно считать, что цель данного воплощения и задачи его выполнены полностью. Но если вокруг совершается так, как хотелось бы, но победа над собой не свершилась, какая польза от внешних перемен, и даже самых прекрасных, для духа, понесшего поражение? В Новый Мир не войти побежденному.
(Гуру). Надо осознать всю силу молчаливой, сосредоточенной мысли. Можно в молчании разговаривать с людьми. Мы избегаем многословия. К чему слова, если дана мысль. Мыслью вершатся большие дела. Полотен моих не увидел бы свет, если бы они не были оформлены мыслью. Также и мысль не может уявиться внешне, если не придана ей определенная форма. Если оформлена мысль и пульсирует огнем жизни, непреложно, рано или поздно, воплотится она в условиях плотных. Потому все построения наши, какими бы отвлеченными и далекими ни казались они в настоящих или прошлых условиях жизни, в жизни воплотятся и станут действительностью. Это надо понимать, чтобы не утратить надежды и веры в безвременье перед рассветом. Сейчас еще очень темно над Землей, но где-то светлеет и слышится звон. Не из захороненного ли под водою незримого града идет этот звон? И что он предвещает? Не воплощение ли на Земле заповеданной сказки? Други мои, слушайте чутко!
(М. А. Й.). Мысль совершенно верна. Плоды прежних воплощений усвоены между прошлыми воплощениями. Плоды данного воплощения будут усваиваться после освобождения от тела. И будет звучать то, что в этом воплощении было наиболее впечатляющим.
Астрал неуемный, и необузданный, и неподчиненный требует своего и берет. И никакие добрые намерения не успокоят его, если крепкая узда духа не наложена властно на все его проявления. Упорство астрала равно его возрасту, а он очень древен. Правда, астральное тело меняется с каждым воплощением, но материя его быстро приучается вибрировать в унисон с тем, что заложено в теле причинности, ибо элементы нового астрального тела при новом воплощении собираются в созвучии с прежними накоплениями. Потому от кармы никуда не уйти, ибо она заключена в самой сущности человека и накапливалась веками.
В каждом новом воплощении Индивидуальность, или Высшая Триада, получает новое физическое тело, а также и всю низшую четверицу, включающую в себя и физическую оболочку. Иногда в колыбели младенца лежат сущие дьяволята. В Чаше отложены все накопления духа, и все элементы новой четверицы соответствуют им. Там, где пребывала Триада перед новым воплощением, нет ничего, что позволяло бы проявляться низшим накоплениям духа, но, возвращаясь в мир плотный, он получает оболочки, дающие ему возможность выявлять свою сущность в созвучии со своими устремлениями. В то же время новые оболочки, еще не отравленные темными деяниями, дают духу и свободу выбора и возможность избрать другую линию поведения, направленную не во тьму, но к Свету. В этом преимущество нового воплощения: нет прежних условий плотного окружения, и оболочки новые – все можно начинать заново и бороться со старыми нагромождениями, если дух того хочет. Одни духи, проходя через очередные воплощения, идут по восходящему пути, другие – по нисходящему. Но те и другие имеют свободу выбора и новые возможности двигаться в желаемом направлении. И только сознательные служители тьмы и темные сущности всех ступеней избирают направление по нисходящей спирали сознательно. Но они отличаются от духов обычных тем, что в промежутках между воплощениями пребывают в Avitchi (санскр. – непрерывный ад), в сферах, соответствующих их сущности. Всех подробностей охватить невозможно, ибо имеются и отклонения, и исключения из общей нормы. К тому же, как бы низко ни пал дух, он всегда может обратиться к Свету, если захочет.
Ожидание будущего в личном аспекте желаемых результатов не принесет, так как сама личность и все связанное с личными построениями обречены на исчезновение. Эволюция идет, уничтожая формы, в которых проявляется жизнь, и сохраняя лишь опытные накопления вокруг искры Космического огня, носителя жизни. Говорят о бессмертии духа и надеются на бессмертие личности. Но ведь бессмертна не личность, но Индивидуальность, или Высшая Триада, собирающая результаты опыта каждого воплощения человека, выражающегося каждый раз в рождении новой личности, умирающей и исчезающей по завершении этого воплощения. Сбросивши тело и освободившись от низшей дуады, Бессмертная Индивидуальность человека даже и не ощущает этой утраты, так как все ее бытие перенесено в сферу Высшей Триады и выявляется на плане сверхличном.
Формулу «Кесарево – кесарю, а Божье – Богу» можно понимать очень широко. Живя на Земле, в теле земном, его надо кормить и поить, одевать и обувать и заботиться о нем. Также есть у человека обязанности перед семьей, обществом и своею страной – все это земное, и долг человека и гражданина выполняется неукоснительно. Но помимо земных дел и обязательств ответствен человек перед духом своим, воплотившимся в тело для развития, совершенствования и накопления опыта и знаний. Это и есть ответственность перед своей Бессмертной Триадой, перед своим высшим «Я», перед Божественным Началом в себе. Сказано было: «Вы боги», ибо Бог в человеке пребывает в аспекте его высшего «Я», и ему воздается должное, ибо конечная цель земных воплощений – это перенесение сознания в сферу Высшей Триады. В этом и заключается смысл отдачи земного земному, а высшего – Высшему.
Бывают моменты в жизни ученика, когда ему кажется, что силе его претерпевать мучения обстоятельствами приходит конец. И кажется ему многое непонятным и даже несправедливым. И кажется ему, что, со своей точки зрения, он прав. Как же тут быть? Ответ может быть только один: Близость Позвавшего – поверх всего, а также и поверх движений в ментальной оболочке, то есть поверх мыслей, таких же текущих и преходящих, как и все, что совершается в трех – теле земном, теле астральном и в теле мысли. И не только течет и меняется материя плотного, астрального и ментального тел, но и сами эти тела, проводники, или оболочки, сбрасываются и при каждом воплощении заменяются новыми. Но дух пребывает вовеки. Связь с Учителем – в духе, и ничто вне его этой связи нарушить не может. Легенда о блудном сыне показывает, что внешняя связь со своим Космическим Отцом была нарушена в оболочках, но в духе оставалась она нерушимой. И когда время пришло, сын вернулся к Отцу и был Им принят.
(Гуру). Враги и противодействующие так многому учат, что хочется даже выразить им благодарность за то, что так сильно теснят к Светлой Твердыне и помогают практически усваивать ценнейшие уроки жизни. На это раньше потребовались бы долгие годы и даже целые жизни, а с их упорной и настойчивой помощью можно усвоить в одном воплощении. Это очень хорошо, когда осознается полезность врагов и то, чему именно учат их злоухищрения. Это скорейший путь к Свету. Мучители злобные, если бы знали, как полезны ваши старания для восхождения духа.
Творит мысль. Все мыслью творимо: и хорошее, и плохое. Хирург устраняет наросты ножом. Наросты духа убираются мыслью. Тончайшая энергия мысли – над всем. «Мысль царствует вечным огнем». Стрелы мысли достигают объекта, как пули мишень. Но мысль должна быть монолитной в своем устремлении, как тело летящей стрелы. И должна она быть огненной и заряжена несломимой энергией воли. Где же брать эту силу? У Меня. Как? Слиянием сознаний. А это значит быть вместе, объединяясь мысленно, в духе. Говорю – в духе, но не в теле. Тело приковано к месту, где находится. Мысль же свободна и движима устремлением. Потому Говорю: «Мысленно устремитесь ко Мне, где решение всего, и со Мною в мыслях пребудьте». Пребывание в мыслях с Владыкой им сообщает должную степень подвижности и огненности и дает нарастание светоносности. Дух, устремившийся к Свету, но связанный условиями земными, скованному Прометею подобен. Но при постоянстве и несломимой стойкости устремления огонь будет расти, он цепи расплавит. Вечное пламя духа пробьется сквозь все оболочки, и наслоения, и нагромождения, нарощенные на них. В цикле смертей и рождений, при завершении каждого воплощения, сбрасываются все временные, смертные оболочки, чтобы дух, облеченный в несменяемое тело Света, мог выявлять свои нетленные накопления в тех сферах, где он получил свою грануляцию. Так или иначе, но при достаточном устремлении цель достигается неотменно. Именно нерушимость огненного зерна духа – ручательство победы. При этом решающее значение имеет то, на чем надо сосредоточить и с чем отождествить сознание (и свое «я») – с временным в себе или с Вечным. И тот, кто к кому или к чему придет, тот с тем или в том и пребудет.
(М. А. Й.). Верность в чувствах своих к тем, с кем в духе связали себя навсегда, является необходимым условием общения с ними. Коротки чувства земные. Как быстро они изживают обычно себя. Не идут за пределы нескольких лет или жизни телесной. Но когда переносятся они в область духа, то чувства эти можно упрочить, усилить и перебросить далеко вперед, за пределы плотного существования: в Мир Тонкий и выше и даже в новое воплощение. Так строится мост счастья, перекидываемый из этой жизни к далеким берегам огненным.
Мы Говорим о будущем как о явлении, заменяющем настоящее и его несовершенства. В настоящем многое, вернее, все, исправить уже невозможно. Все изменения и все улучшения намечаются только на будущее. В этом его значение и сила. Течение времени в будущее дает людям возможность осуществлять свои начинания. Если они эволюционны, дух идет вверх, если наоборот, происходит падение духа. Жизнь многих людей идет по наклонной линии вниз, идет из воплощения в воплощение. Зло предельно, и сколько бы ни было на Земле делателей зла и как бы люди ни погружались в него, сынов погибели все же меньше, чем людей, высшие принципы свои не утративших. Ставка эволюции – на них. Победа Света в масштабе планеты будет означать поворотный момент эволюции и уход обреченных служителей тьмы на Сатурн.
Опыт предшествовавшего воплощения бывает исчерпан в Девачане перед новым приходом на Землю. Опыт данного воплощения будет исчерпан после него. Именно на наиболее звучащих явлениях последнего воплощения протечет пребывание в Девачане. Воспоминания прежних воплощений ни к чему, ибо они были исчерпаны уже раньше и из них извлечено все. Воспоминания о предшествующих жизнях приходят при сознательном пребывании в Мире Надземном для развитого духа. Сотрудники Света работают для Общего Блага не в Девачане. Девачан – субъективное состояние индивидуальных переживаний, оторванное от огненной действительности. Оно тоже действительно, но глубоко субъективно. Оно очень нужно для пожинания плодов земной жизни и превращения устремлений в способности. Но сотрудничество с Иерархией требует другого состояния сознания, менее погруженного в себя. Стремление некоторых самоотверженных духов предпочитать труд для Иерархии пребыванию в Девачане понять не так уж трудно, но и Девачан имеет свои преимущества, ибо собрать плоды каждого воплощения необходимо, иначе теряется его смысл.
(М. А. Й.). Будем крепко держаться за то, что не ограничено пределами одного данного воплощения, но уходит за границы его, и чем дальше, тем лучше. Будем крепко держаться за то, что находится за пределами видимости плотной. Все, что видит земной глаз, подлежит разрушению. Прочно и неразрушимо только то, что невидимо и что вне плотных условий. За невидимое и невидимых будем держаться, ибо все, облеченное в плотные формы, обречено малым кругом своего проявления, обречено все непосредственное окружение человека. Только в твердынях духа жизнь и спасение от всего, обреченного вихрям на разрушение. Так возвысим дух наш над окружающим и поймем, что в невидимости все, что мы можем иметь и чем можем владеть неотъемлемо и навеки.
Трудно представить себе отделение личности от Индивидуальности и перенос центра сознания в последнюю. Но представить нужно, оставив в сфере личности смертной все недостатки и несовершенства малого «я». И даже от «я» ничего не остается, так как сознание сосредоточивается в орбите Высшей Триады, сбрасывая лохмотья низшего «я» как старую, изношенную и уже ненужную одежду. О ней не приходится даже и жалеть, так как она заменяется новой. Именно как старая рухлядь отбрасывается шелуха тонкого тела. Качество самоотвержения лучше всего научает еще на Земле освободиться от цепей личности смертной. Ведь свои прежние воплощения человек обычно не помнит и, однако, ничего не теряет в полноте ощущения себя как сознающего центра, как личности. То же самое происходит и при освобождении от 4-го и 5-го принципов, и перенос сознающего себя «Я», то есть лучшего, что есть в нем, для объединения с 6-м и 7-м. Даже будучи в теле земном, можно сознательно и последовательно освобождаться от элементов временного и преходящего, связанного с обычностью плотной. Для этого указуется провести более длинную линию. Этим путем умеряются звучание и шум суеты. В Беспредельности места ей нет, но есть место явлениям длительным, непреходящим, протянутым через многие жизни в бесконечность будущего. Так, служение Свету, любовь к Иерархии и усовершенствование духа принадлежат к явлениям непреходящим.
Это верно: если волей Учителя поставлены в определенные условия, значит, они и являются наилучшими для продвижения. Их сбросить нельзя до срока. Ими приходится жить и в них погружаться. Только пусть погружение это не заставляет забывать об основной цели воплощения и о том, что все это дается или для получения опыта, или для расчетов по старой задолженности. Но сами по себе условия эти не имеют ни смысла, ни цели и, взятые отдельно, в отрыве от жизни перевоплощающейся Триады, ставят человека в круг безысходности.
Смертным называется человек потому, что если при жизни земной он не собрал и не утвердил в себе элементов бессмертия, элементов непреходящего, то личность его действительно умирает, исчезает, не оставив ничего для своего Высшего «Я». Да, дух бессмертен и вечен, но что из того для личности смертной, если сознание ее угасает и перестает быть. Ведь говорится о бессмертии сознательном, но для того, чтобы сознанию было чем жить в Мире Надземном, оно должно накопить на Земле материал для сознательной жизни в Высших Мирах. Может нищим войти человек в мир неплотный, а может и богачом, собравшим богатую жатву в течение плотного существования. Животные пьют, и едят, и чувствуют, но сознающего себя «я» не имеют и сознательного бессмертия лишены. Человек, живущий животными чувствами и ощущениями тела и сосредоточивший все свои переживания и чувства в физическом теле и внешних плотных условиях, то есть человек животный, обречен смерти, ибо со смертью тела и угасанием сознания для него кончается все. Самое страшное для него – это отрицание жизни после смерти тела, ибо по вере своей получает. Но верящий в бессмертие духа и мысли свои уделивший ему, тем самым утверждает в себе элементы непреходящего, элементы бессмертия, и в том мире, где безраздельно царствует мысль, от мыслей своих пожинает. Есть люди, их, правда, немного, которые достигли бессмертия, еще будучи в теле земном: это Носители Света, Великие Учителя, Махатмы, Просветители человечества, Носители Истинного Знания и Основатели всех Великих Религий и Учений. Спаситель Сказал: «Верующий в Меня имеет вечную жизнь». Носитель Света – есть Порог духу. Через Него смертный может достичь бессмертия. Так, может каждый землянин разделить жизнь своего сознания на две половины: одна – это то, что подлежит уничтожению и смерти, то есть все обычные дела и заботы земные, и все связанное с жизнью обычной, телесной и плотной; другая – это все, что относится к области чисто духовной, ко всему, что уходит за пределы данного воплощения и касается вещей и предметов тонкого порядка. Искусство, философия, религия и все виды высокого мышления и все качества человеческого духа, озаренные Светом, – все это можно отнести к явлениям непреходящим, ибо в этих областях и сферах жизни сознания первенствует мысль, которая не умирает и переживает время. Жемчужины мысли бессмертной и являются теми элементами непреходящего, которые могут даровать человеку вечную жизнь.
Элементы бессмертия, собираемые человеком, требуют осознания. Ведь и само бессмертие заключается в удержании сознания при смерти оболочек. Качества духа, которые он несет в себе, уже имеют на себе печать непреходящего, ибо с ними человек воплощается в тело и берет их с собой, покидая его. Мужество, способности к языкам, математике, музыке и другим видам искусства и вообще все свои свойства человек приносит с собою из прежних жизней. Будут говорить, что это не так, что от родителей наследуются эти свойства. Но можно спросить: от кого наследовал свой талант Пушкин, или свой гений Ломоносов, или свою мудрость – Платон? Гениальность по наследству не передается, человек приносит ее с собою из прежних жизней. Таким образом, свойства характера и способности, и склонности, слабости и пороки – все это накопления прошлого, переживающие оболочки человека и сохраняемые в Чаше через все воплощения.
Дух нерушим, бессмертен и вечен, независимо от того, осознает это человек или нет, и в собранных в прошлом накоплениях человека выявляется их непреходящая сущность, хотя и изменяющаяся во времени и растущая в сторону Света или тьмы. Дух может накапливать как положительные, так и отрицательные свойства. Осознание в себе этих свойств, не исчезающих со смертью тела и прочих оболочек, но хранящихся в Чаше, раскрывает глаза на элементы бессмертия, уже собранные человеком в прошлом, элементы, которые останутся с ним и в будущем. Можно подниматься вверх, накапливая светлые качества духа, а можно – и вниз, усиливая и наращивая темные. Темные духи больших степеней тоже имеют свое бессмертие, правда, ужасное и конечное, но все же бессмертие. Так, задачей ученика является целеустремленное и сознательное собирание путем работы над собою, путем трудов и тысячелетних усилий и устремлений накопления светоносных качеств духа в бессмертном хранилище Чаши.
(М. А. Й.). Можно вкладывать мысли, чувства и привязанности свои в вещи и дела преходящие и тем обрекать их на кратковременность, а можно и в такие, которые далеко уходят в будущее за пределы одного воплощения и даже многих. Им предпочтение и отдается. Так, любовь к Владыке есть уже чувство, которое не кончается со смертью тела, но уносится человеком дальше с собою. Так, дальше с собою можно очень многое унести и благостно пожинать от плодов таких чувств и мыслей, если они от Света. Так в непреходящее и вечное можно сознательно вкладывать чувства и мысли свои.
Устремление и достижение соединены прямой линией, но отстоят одно от другого порой очень далеко. Можно считать, что сильная устремленная мысль или желание рано или поздно все же осуществится. Собственно говоря, жизнь человека состоит в осуществлении того, к чему он стремился в этом или в прошлых воплощениях. Так, например, о полетах люди мечтали давно, но летать начали только в этом столетии. Осуществляется и хорошее и плохое – и в этом, в плохом, трагедия человечества. Желайте и устремляйтесь во благо и другим, и себе. Желания и устремления приносят следствия по созвучию.
Равновесие, о котором так много говорится и значение которого подчеркивается, достигается путем уравновешивания в сознании пар противоположностей, создающих проявленный мир. Если совершенно отрешиться от всего земного и сосредоточиться только на духовном, Закон жизни будет нарушен и человек оторвется от Земли и не почерпнет от нее того, что ему нужно для продвижения, воплощение пройдет без пользы и эволюция духа приостановится. Если же всецело погрузиться в обычную жизнь и ее интересы и отбросить духовность, а вместе с этим и то, ради чего пришел он на Землю, то либо запутается он в тенетах зла, либо закончит земное существование, ничего не собрав для своего Высшего «Я», то есть не выполнив задания духа. Но, если воздавая «кесарево – кесарю, а Божье – Богу» и устремляясь вверх по Лестнице Света, твердо и прочно будет стоять человек на Земле, то при этом условии сможет выполнить он назначение жизни своей в плотном теле. Можно любить все, но в то же время не быть привязанным ни к чему и не быть связанным ничем. Можно любить жизнь земную, но быть готовым в любой момент с нею расстаться, зная, что эта жизнь составляет лишь маломалейшую частицу жизни великой, вечной, не оканчивающейся никогда. Можно жить на Земле яркой и интересной жизнью и очень полезной для всего живого, но в то же время знать всю глубину обманчивой природы Майи плотного мира. Вот в этом-то уравновешивании, или примирении в сознании пар противоположностей, и состоит золотой, или срединный, путь, и в этом заключается решение жизни.
Психической энергией, или Огнем, обладают все люди, но в степени разной, и разны эти огни по природе своей – от сияющих и светлых до темных и даже черных огней. Особенно стойки огни, зажженные привычками, пороками и вожделениями, в которых упорствует человек. Накопление чистого и светлого Агни является целью ученика. Легко переходить в Мир Тонкий с запасами накопленного Агни. И движения, и полеты обусловлены им. Огонь магнетичен. Характер и сила притяжения зависят от устремления. Устремление – двигатель духа. Отчет в устремлениях своих должен дать себе ученик, ибо от них зависит пребывание его в Мире Надземном. Потому все свои устремления следует разделить на два вида: преходящие, временные, краткие и земные, вызываемые необходимостью плотного существования, и вневременные, непреходящие, нужные духу для пребывания в Высших Мирах, а также и в последующих его воплощениях для дальнейшего продвижения и подъема. Таким устремлением, нужным во всех мирах, является устремление к Избранному Иерарху или устремление к Служению Свету. В ладье устремления многого можно достичь, кажущегося даже недостижимым обычному человеку.
Все, чего достигло человечество в целом и каждый человек в отдельности, все способности, свойства, таланты, дарования, умение – все это достигнуто благодаря воплощениям духа в плотные формы, начиная с самых первейших. В этом смысл существования форм и смысл воплощений. Каждая форма, несущая в себе жизнь, умирает, и разрушаются во времени дела рук человеческих, ибо не в них цель, но то, что приобретено духом через этот опыт, его способности и знания, остается с ним навсегда. Конечная цель очень далека, но она так величественна и грандиозна, что достижением ее окупаются все те труды, страдания, усилия и испытания, через которые проходят люди. Только в следующем круге ум человеческий достигнет полного развития. Но ведь этот, настоящий, четвертый круг еще не закончен, должна еще народиться Шестая Раса, а за нею Седьмая. Эволюция Сущего длительна очень. Она обнимает огромные периоды времени. Можно представить себе, сколько миллиардов лет прошло, чтобы Луна могла сформироваться, дать формам, минеральным, растительным, животным и дочеловеческим, жизнь, потухнуть и умереть, превратившись в мертвое тело, передав жизненный импульс и формы жизни Земле для дальнейшего развития. Восходя по лестнице жизни, дух раскрывает все те возможности, которые он имеет в своем потенциале. Они беспредельны, ибо предела росту и развитию духа не существует. Основатели Великих Учений Давали человечеству понимание Истины в размере его способности вместить в соответствии со временем, эпохой и ступенью его эволюции. Но вся Истина, во всей ее всеобъемлемости, в сознание человеческое не вмещается. Потому постижение ее может быть только частичным. Могущий вместить многое да вместит, и желающий постичь и достигнуть – достигнет.
(Гуру). Прожив жизнь на Земле, каждый воплощенный дух оставляет после себя борозду той или иной глубины, в которой посеяны им зерна причинности. Характер этого посева определяет как будущее человека в Мире Надземном, так и его следующее воплощение. Не так уж трудно определить природу такого посева и увидеть, что уготовил себе сеятель зерен земных. Каждое зерно дает плод по природе своей, придется пожать. Скажут: «Не ново». Но тогда можно спросить: «Почему же так часто ужасен посев?»
У одних и тех же родителей дети могут быть совершенно разные по характеру, ибо характер свой человек приносит из прошлого. Задача в том, что унести с собою в будущее, чтобы в новое воплощение принести характер, достойный явления пути в Беспредельность. Что утвердим, то и возьмем с собою. Что отвергнем и изживем, от того и освободимся. Среди жизни обычной, в каждодневности утверждаются качества духа. Конечно, процесс этот должен быть добровольным и сознательным, иначе эту задачу берет на себя карма, подвергая дух различным испытаниям. Правда, испытания остаются, но задача усовершенствования выполняется тогда двойной тягой – кармически и собственными усилиями человека. Легко руководить, когда желания и устремления Учителя и ученика совпадают. Учителю радость расширять устремленное к самоулучшению сознание.
Память о прошлых воплощениях у человека выражается в его накоплениях, то есть в определенных свойствах и качествах его духа. Детальные же подробности возникают после приоткрытия центров. Иногда, при особо сложившихся благоприятных условиях, могут быть прорывы в прошлое, но это случается редко. Даже после перехода в Мир Тонкий только у немногих проясняется память, большинство же пожинает плоды последнего воплощения, сохраняя, и то лишь частично, память о нем. Полное воспоминание прошлого наступает лишь в момент завершения или начала определенных циклов или периодов жизни духа. Но память обо всем пройденном хранится в глубинах его для того, чтобы вновь проясниться и стать доступной, когда дух достигнет должной ступени в процессе своего совершенствования и развития, который не имеет конца.
(Гуру). Редко кто из подошедших к Учению знает свою миссию, то есть задачу данного воплощения; тем более ценно такое знание. Первое – это дать и оставить после себя эти записи. Труд долголетний, трудоемкий и требующий нечеловеческого упорства и постоянства. Второе: поддержание планетной сети Света путем утверждения пламени сердца. Башня духа, как маяк света в пространстве, Свет Твердыни в себя принимает, давая в ответ лучи самоисходящие, ассимилированные и претворенные в горниле духа. Третье: цементирование пространства и насыщение его мыслями и представлениями, связанными с Учением Жизни и способствующими его невидимому, но мощному распространению.
(Гуру). Каждое достижение дается упорным трудом и стараниями, то есть силой берется. Нет легких достижений, а если они легкие – это значит, либо накопления велики, либо они, эти достижения, незначительны. Отсюда понимание, что «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе», то есть что многообразие достижений человеческого духа неповторяемо, и несравнимо, и добыто упорными и длительными трудами в прошлом. Отсюда и полная несостоятельность чувства зависти к чужим способностям, талантам и дарованиям или духовным богатствам. Но отсюда и осознание того, что при упорстве, устремлении и труде многое может быть достигнуто человеком. И еще важна длительность устремлений, когда их энергия не исчерпывается одной жизнью, но направляется в будущее, в Мир Тонкий, и выше, и за пределы данного воплощения – в сферу воплощений последующих. Так из прошлого цепь устремлений сознательно перекидывается в будущее, не ограниченное временностью данной формы, в которой проявляется дух в жизни текущей.
После освобождения от тела человек напрягается на ключе тех переживаний, которые были особенно напряженными в последнем его воплощении. В его воле принять их или отвергнуть, но встретиться с ними лицом к лицу все же придется. Возвращаются они и при жизни земной, и погружение в них или отбрасывание их утверждает его отношение и в послесмертном состоянии. Для йога в прошлом сжигается все, что не соответствует избранному им пути. И потому погружения в прошлое он не допускает. Под погружением в прошлое подразумевается такой процесс, когда прошлые астральные переживания и неизжитые свойства овладевают вновь сознанием, затягивая его в круг безысходности, в то, от чего он, казалось бы, должен уже давно освободиться. Каждое такое переживание прошлого служит для него как бы экзаменом его действительных достижений. Чем связывает себя на Земле, тем же связан он и в Надземном, от чего не освободился еще на Земле, с тем и пребудет и после.
Ищут здесь и ищут там, ищут в святилищах и в книгах, ищут у людей, знающих что-то, но ищут напрасно вовне, ибо «Царствие Божие внутри вас есть». Так Сказал Сам. Все внешние поиски оправданы лишь постольку, поскольку помогают выявить внутренний Свет. И даже Учитель Света не в силах помочь, если внутри нет ничего и не к чему приложить. Началом и концом всех исканий является сам человек, понявший, что ничто не принадлежит ему и что все истинное свое, неотъемлемое никем и ничем, он носит всегда с собою, внутри себя. Ведь когда-то придется оставить все вещи земные, и не только их, но даже и тело, и не только земное, но и прочие оболочки, ибо, воистину, нет ничего своего. Чаша и ее накопления неотъемлемы на всю жизнь и на все будущее. Истинно, вечное достояние человека сохраняет с собой он на все воплощения и во всех мирах. И когда-то будет к ним ко всем иметь доступ, и когда-то увидит все хранящееся в нем от начала времен.
Отдалить свое Высшее «Я» от своих мыслей, чувствований и переживаний – задача одна из труднейших. «Я» остается при всех условиях – мысли, чувствования и переживания приходят, и уходят, и постоянно изменяются. Посреди трех великих потоков физической, астральной и ментальной материи стоит дух человека, и через его физическую, астральную и ментальную оболочки текут потоки материи трех видов. Удержать и остановить их нельзя. Они не есть «Я» человека и не принадлежат ему. Ничто не принадлежит ему. Ничто не принадлежит и не может принадлежать духу и в мирах, только Чаша его накоплений есть его вечное и неотъемлемое достояние. Человек, воплощаясь, проходит через эти три мира, оставляя в каждом из них последовательно облекавшие его оболочки, пока не достигнет Огненного Мира, в котором облекается в вечное тело Света. Ради того, чтобы накопить элементы, необходимые для сознательного проявления в Огненном Мире в теле Света, и совершается эволюция духа. Оформление огненного тела – процесс высочайший. У многих даже ментальное тело еще не оформлено. При каждом новом воплощении все три этих тела: физическое, астральное и ментальное – нарождаются вновь в соответствии со ступенью развития, достигнутой духом, и кармическими особенностями очередного воплощения.
Созвучие аур лежит в основании истинной дружбы. Оно приносится из далекого прошлого. Полное созвучие, или согласованность, редко необычайно. Оно не ослабевает, но, наоборот, усиливается во времени. Оно не имеет отношения к коротким обывательским чувствам, которые вспыхивают на время и быстро угасают. Самое непрочное и ненадежное из всех – это влечение телесное. Когда проходит оно, то обычно сменяется равнодушием, или неприязнью, или враждою. Коротки чувства обычных людей. Ценим чувства длительности необычной, то есть уходящие за пределы одного воплощения. Такой же необычной длительности бывают и недобрые чувства. Наши враги приближались к Нам и в прошлом неоднократно, также и ваши – к вам. Хорошо, когда добрые чувства переживают время, но очень плохо – когда злые. Любовь и ненависть уносят с собою люди в Мир Надземный. Благо первым и горе вторым.
При полном объединении сознаний наступает полное взаимопонимание. Такое взаимопонимание быть может только сердечным. Слишком мало места отводится сердцу при попытках к слиянию сознаний. И потому эти попытки, требующие много условий, все же часто бесплодны, между тем как провод сердца действует естественно, свободно и просто без них. Так же и постоянное предстояние невозможно без сердца. Доктрина сердца – практически жизненная. Действует сердце. И любит не мозг, а именно сердце. Оно же и чуткость являет, и заботу, и сострадание. Это оно, вечно пульсирующее в сущности человека, переносит чувствования свои и любовь через границы отдельных воплощений и через границы миров – орган чудесный, носитель 6-го принципа, не умирающий никогда. Культ Сердца – религия будущего. Сердце – это мост, протянутый в будущее и потенциально соединяющий человека со светоносным наследием духа, сужденным ему от начала времен.
Цель человека – овладеть телом и всеми другими оболочками, или тоже телами. Каждый человек в процессе своей эволюции достиг определенной ступени этого овладения. У всех людей эти ступени различны. Один – раб своего тела и оболочек, другой – господин. Один – господин своего тела физического, другой прекрасно владеет астралом, третий – телом ментальным, четвертый – всеми, но в различной степени. Рабов астральной своей оболочки очень много, ученик стремится к тому, чтобы в каждом своем воплощении возможно дальше продвинуться к тому, чтобы подчинить все свои проводники воле. Сразу они не подчиняются, но в распоряжении его все время, которое есть. Каждодневно можно упражняться во всех видах овладения собою: от самых малых до больших и великих. Важно понять, что сужденным владыкою всех временных оболочек своих является сам человек. Но входить в права власти своей над собою самим может он постепенно и планомерно, не нарушая гармонии чрезвычайной сложности своего аппарата. Изуверы хатха-йоги пытаются достичь власти над физическим телом путем крайностей недопустимых. В результате перевес ложится на плотное тело, которое усиливается однобоко и негармонично. Аскеты прошлого пытались овладеть астралом, истязая и мучая физическое тело. Много нелепостей, крайностей и несообразностей допускалось человеком в стремлении его духом над плотью подняться, но о всестороннем, законном, гармоническом развитии микрокосма человеческого мало кто думал. Учение Жизни указывает путь Огненной Йоги, когда все оболочки, все тела человека сознательно развиваются и овладение ими идет естественно и эволюционно, но не насильственно и однобоко. Каждый день ученику предоставляется возможность что-то и как-то в себе укрепить, что-то подчинить воле и, утверждая примат духа над всем, что его облекает, идти уверенно и сознательно по пути восхождения и роста могущества духа.
Даже в жизни обычной сильная воля достигает поставленной цели. Но можно представить себе, чего может достичь устремление, утверждаемое из жизни в жизнь, передаваемое из одного воплощения в другое. Наращивание динамичности идет на протяжении целых тысячелетий, и результаты получаются совершенно необычные по своей силе. Не будем поражаться Силе Великих Духов. Не будем поражаться гениальности носителей знания или тружеников искусства. Все это есть следствие устремления, труда и длительного опыта. Нет следствий без причины.
(М. А. Й.). По мере углубления великого разделения человечества на два лагеря – Света и тьмы – и по отношению к вам люди резко выявляют свой лик. Одни подходят и становятся ближе, другие, наоборот, отдаляются или просто занимают враждебное положение. Лакмусовая бумага действует. Не все из последних враги Света, но отношением недоброжелательным они осложняют свое будущее. Будем очень внимательны к этим явлениям доброжелательства или вражды. Ибо, вас принимая, принимают Позвавшего вас и, вас отвергая, себя лишают возможности, быть может, единственной в данном воплощении, приблизиться к Иерархии Света именно через вас.
(М. А. Й.). Созвучие духа с духом устанавливается во времени. Устремление при этом имеет решающее значение. Два чувства в человеке являются самыми сильными в этом отношении – любовь и ненависть. Оба чувства магнитны. Их магнетизм столь мощен, что переживает смерть плотной оболочки. Больше того, эти чувства переносит с собой человек даже в свое новое воплощение. Эти чувства можно назвать бессмертными. Любовь порождает магнетизм светлых огней, ненависть – черных. Выбор, чем жить, зависит от человека.
Знать человека и не осуждать, имея это знание, трудно. Главное при этом не допускать недобрых чувств и недоброжелательства. Если кто-то сделал против вас зло и вы это знаете, все же постарайтесь чувств нехороших против злоделателя не иметь. Для Нас лик человека не тайна. Темные, и больших степеней, не раз приближались к Нам в Наших земных воплощениях. И Мы Знали об этом и, несмотря на это, не Допускали, чтобы аура Наша омрачалась не свойственными Нам чувствами. Не позволяйте и вы, чтобы недоброжелатели ваши могли угашать Свет, который есть в вас.
(М. А. Й.). Упражнение с утренними заданиями на день продолжим. Постепенно при повторяемости и упорстве столь многого можно достичь. Лишь бы не отступить при неудаче и вообще не упустить из виду и не позабыть о даваемой возможности. Задания могут быть весьма разнообразны. Но лучше вначале не разбрасываться, а добиваться результатов в чем-то одном, если оно достаточно целесообразно и целеустремленно. Большое задание и усилий потребует больших. Если, к примеру, добиться успеха в утверждении Предстояния непрерываемого – разве это не достижение! И разве не будет увенчан им смысл всего данного воплощения.
Для духа все ныне и здесь, ибо трехмерность и время есть атрибуты плотного мира. Истинная любовь не связана этими оковами и потому уявляется поверх их. Так же и близость к Владыке и к нам. Давние связи, и давняя близость, и давние чувства переживают и время и тело. И, встречая друзей и врагов из жизней прошедших, знаете, что переживает не только любовь, но и ненависть. Так, в каждом очередном воплощении обычно приближаются старые друзья и старые враги. Добрая половина всех встреч земных – из прошлого. Нити кармы не прерываются временем и переживают его.
(Гуру). При различном и постоянном добром памятовании об отошедших связь с ними укрепляется прочно, и они становятся все ближе и ближе. Забвение разрывает незримые узы. Учение говорит о том, что любовь и ненависть переживают смерть тела. И это действительно так. Светлые нити любви и темные путы ненависти переживают время и даже переносятся в следующее воплощение. Так, памятуя о завете мудрости, будем осмотрительны в своих мыслях и чувствованиях по отношению к тем, кто перешел в другой мир.
(М. А. Й.). Дух силен, но немощна плоть, и в борьбе силы духа с немощью плоти дух постепенно овладевает телом и утверждает свою власть над ним. Даже в малых вещах силою духа можно прогонять усталость тела, многие недомогания и зачатки болезней. Главное – им не поддаваться и утверждать превосходство духа. Одни поддаются и раскисают при первой усталости, неудаче или заболевании, другие борются против них до конца, наращивая тем свою психическую энергию и умножая тем силы свои. Тело умрет, а накопленная психическая энергия остается с духом в виде кристаллических образований, отложенных в Чаше. Накопления Чаши неотъемлемы во всех воплощениях.
(М. А. Й.). Спросить себя должен каждый, что сделал или делает он в этом воплощении для того, чтобы дух его мог продвинуться дальше. Ведь он может и вернуться к той самой точке, от которой начал эту жизнь, не продвинувшись ни на йоту, или даже может опуститься еще ниже. И тогда начинать надо снова все сначала, проходя все положенное, но уже в более трудных условиях. Каждый шаг, даже малейший, сделанный в правильном направлении, принесет следствия благие. Пригоршнями можно нанести целую гору. Так и в жизнях своих на Земле накопить можно ценнейшие сокровища духа. Именно в каждодневности, именно в жизни обычной происходит собирание или разбазаривание огненной мощи. Ошибочно думать о ничтожестве человека, если от взгляда его поникают и вянут цветы или угасает светлое, радостное настроение окружающих, если ядом своим он может насытить пространство вокруг. И положительные и отрицательные энергии или излучения человека действуют на все, что его окружает. Сколь же внимательным следует быть ко всему, что исходит из его сущности. Сеятелем добра или зла является каждый воплощенный на Земле дух. И, пристально посмотрев человеку в глаза, не так уж трудно сердцем почуять, от тьмы он или от Света.
Искушения всякого рода сопровождают идущего по Пути до самых высоких ступеней. Ступень падшего Ангела была высока, но высота не спасла его от падения. Плотная оболочка погружает дух в условия, дающие возможности самых разнообразных испытаний. Да и само воплощение можно рассматривать как очередное испытание духа на определенное задание. Одни проходят через это успешно, другие не выдерживают и снова и снова возвращаются на Землю с тем же заданием. Многие восходят, многие опускаются все ниже и ниже. Каждое испытание надо обязательно выдержать. Другого выхода нет, разве только путь нисхождения в бездну. Все усилия преодолеть свои подлежащие изживанию свойства заносятся в рекорды прошлого как достижения, ибо в будущем дадут всходы благие. На всех ступенях лестницы жизни – борьба и преодоление. И что на одной было достижением, на последующих может подлежать преодолению для утверждения качеств духа, более совершенных. Сужденный ученик никогда не складывает в бессилии или отчаянии руки, каким бы трудным для преодоления ни было то, через что он должен победно пройти. Наш девиз на все времена для идущих по тропе жизни – борьба и победа.
1972 г. 320. (Гуру). Какое счастье вырваться из своей аурической скорлупы на свободу пространственного простора! Надо почуять тесноту плотной темницы и ограничения тела земного, чтобы устремиться к пространственной свободе. Воплощения в тело необходимы, ибо дают возможность духу расти и углублять знания, постепенно овладевая физическим телом, с тем, чтобы освободиться от его ограничений и связанности пятью внешними чувствами. Будем приветствовать каждый шаг и победу в этом направлении. По крупицам собирается и накапливается сокровище Агни. К победе над плотью Владыка Зовет. Победителя не судят. Себя победившему прощается все.
1972 г. 326. (Гуру). И все же дом духа строится человеком себе на Земле. Для нашего человечества Земля – неизбежная ступень его эволюции, миновать которую он не может. Именно Земля дает те условия, которые способствуют развитию его свойств и талантов. Утверждая примат духа и возможности его подняться над материей плотной, нельзя упускать из виду, что только мир плотный может служить ступенями для восхождения духа. Отбросить плотные возможности – значит лишить себя продвижения. Нужность, полезность, необходимость и неизбежность земных воплощений надо понять.
(М. А. Й.). Движение вверх по оборотам спирали означает новизну получаемых человеком воздействий. Не повторяется ничего, ибо построение, вернее, прохождение, по виткам спирали, расположенным один над другим, означает аналогию с предшествующим витком, но не тождество. Каждая жизнь, или воплощение, в этом смысле нова. И человек каждое мгновение нов, то есть уже не такой, каким был раньше. Хуже или лучше – зависит от того, движется ли он по восходящей или нисходящей спирали. Есть духи, которые восходят, а есть которые опускаются все ниже и ниже. И доброе и темное начала в человеке имеют тенденцию к развитию. На месте ничто не стоит.
Я Есть Альфа и Омега, начало и конец. Высочайшее на Небе и глубочайшее непоколебимое Основание на Земле. Высочайшее на Небе, потому что Отец во Мне и Я и Отец – Одно. Прежде начала времен Аз Есмь. Я Есть Камень Вечного Основания Жизни. И строящий на Мне строит прочно и навсегда. Вечное и временное соприкасаются на Земле. Земля на лестнице жизни есть ступень к Вечному Свету. Все живущее на Земле и в Мирах восходит по этой лестнице. Вечное во временном – это дух в теле. Временно тело земное, но вечен дух. Через временное и во временном происходит осознание вечного. Без этой ступени человечеству вечного не достичь. В этом глубочайший смысл и значение воплощения духа в тело. И все происходящее с человеком, пока он в теле, имеет смысл и оправдание, поскольку осознана цель. Иначе жизнь превращается в бессмыслицу и нелепость. И тогда задыхается человек в тисках материального мира и ищет напрасно забвения во всевозможных крайностях. Но узка тропа, ведущая в жизнь, и немногие идут ею. Ныне пространственный Зов звучит над планетой, призывая тех, кто безвозвратно не предал себя тьме, встать под Знамена Владыки Майтрейи, идущего в мир, чтобы утвердить в нем навеки победу Света.
Почему же желания и устремления часто не достигают цели, и даже молитвы? Отсутствуют в них элементы веры и непреложности, а главное, огненность. Огненное желание исполняется. Кроме того, у кармы свои законы. И все же, несмотря ни на что, огненное желание или мысль обычно осуществляются во времени. Может пройти даже не одно воплощение, и все-таки мысль осуществится. Потому с выражением желаний и мыслей надо быть очень осмотрительным. Во времени отношение к ним человека может в корне измениться, и осуществление порожденных в далеком прошлом мыслей, быть может, негожих, не принесет ничего, кроме страданий. Даже и в одном воплощении нередко бывает, когда исполнение желания приходит тогда, когда это уже не нужно. Богатство порою приходит, когда плодами его человек воспользоваться уже не в состоянии. Все есть, все земное благополучие достигнуто, а оно уже ни к чему. Потому пусть желания, и устремления, и мысли будут такими, чтобы при всех условиях, вследствие их светоносности и высоты, исполнение их возвышало человека и приближало его к сияющим вершинам Света.
Почему же желания и устремления часто не достигают цели, и даже молитвы? Отсутствуют в них элементы веры и непреложности, а главное, огненность. Огненное желание исполняется. Кроме того, у кармы свои законы. И все же, несмотря ни на что, огненное желание или мысль обычно осуществляются во времени. Может пройти даже не одно воплощение, и все-таки мысль осуществится. Потому с выражением желаний и мыслей надо быть очень осмотрительным. Во времени отношение к ним человека может в корне измениться, и осуществление порожденных в далеком прошлом мыслей, быть может, негожих, не принесет ничего, кроме страданий. Даже и в одном воплощении нередко бывает, когда исполнение желания приходит тогда, когда это уже не нужно. Богатство порою приходит, когда плодами его человек воспользоваться уже не в состоянии. Все есть, все земное благополучие достигнуто, а оно уже ни к чему. Потому пусть желания, и устремления, и мысли будут такими, чтобы при всех условиях, вследствие их светоносности и высоты, исполнение их возвышало человека и приближало его к сияющим вершинам Света.
Постоянство устремления служит ручательством успеха. Постоянство, укрепленное ритмом, делает ручательство непреложным. И в руках человека достигнуть того, к чему устремлен дух. Но изменчивы и часто непостоянны и неустойчивы стремления людские. Их сфера – обычность, и устремления эти приносят земные плоды. Но Мы Говорим о необычном, о пространстве и Сферах Надземных, обо всем, что дух возвышает над временными преходящими явлениями плотного мира. Они важны, они нужны, они неизбежны, они служат духу трамплином, чтобы взлететь от Земли. В этом их значение и нужность. Так, правильное сочетание неизбежности плотной с овладением тончайшими энергиями Сфер Высших приводит к возможности огненных достижений, уводящих далеко вперед, за пределы ограниченного и замкнутого круга одного воплощения.
(М. А. Й.). Впереди Беспредельность, в сферах ее возможно все и все достижимо. Этим пониманием и осознанием безграничных возможностей духа и идите. И путь ваш будет прекрасным и необычным. К понятию могущества духа добавьте и понятие вседостижимости. Во времени все достижимо. Но времени в обычном его понимании нет. Следовательно, все то, чего может достигнуть дух, находится не где-то там, в заоблачных высотах недостижимого, но тут, около, рядом, только не здесь, на Земле, но в Огненных Сферах Надземных, где дух получил свою грануляцию, в Сферах, где родина духа, которая ближе ему и роднее, чем все родины земные его, через которые он проходил во время многочисленных своих воплощений. Так, осознание назначения духа и всех возможностей его, достижимых на его пути в Беспредельность, делает эти возможности реальностью, а будущее – плацдармом для их осуществления.
Сознательное усовершенствование человеческого аппарата должно быть первейшей обязанностью человека, ибо только этим путем недостижимое становится достижимым. Аппарат этот сложен необычайно. Он семеричен. Начиная с плотного тела, через все оболочки, временные и сменяющиеся при цикле каждого воплощения, он завершается несменяющимся огненным телом. Физическое тело оформлено, астральное – почти, ментальное – далеко не у всех, и огненное – только у очень немногих. Задача оформления всех тел человека запланирована эволюцией сущего. И усовершенствование аппарата человеческого становится целью земного воплощения ученика со всеми его надземными и далеко идущими следствиями. Каждодневность дает большие возможности, каковыми бы ни были условия жизни, ибо огненному устремлению духа не может препятствовать ничто. Дух – над всем, и ведет мысль. Истинную свободу и победу над временем и пространством дает овладение оболочками, позволяя сознательное проявление в тонком, ментальном и огненном телах в соответствующих сферах пространства на всех планах. И незаметная и, казалось бы, скучная работа над собою, а следовательно, и над своими проводниками приводит к сияющей, полной чудеснейшими возможностями, победе над миром. Цель этой победы – служение человечеству и служение Свету. Владыки к этой победе Ведут тех, кто навсегда и бесповоротно отдал свое служение Иерархии Света.
(М. А. Й.). Формы уявления могущества духа, достигнутые разными людьми в различных веках и у многих народов, не есть нечто окончательное и завершенное, но есть лишь только степени подъема человечества по ступеням великой лестницы жизни, нет которой конца, ибо идет она в Беспредельность. Потому возможности достижений в этом направлении неисчерпаемы, и все их полностью осознать и охватить не может ум человеческий. Но несомненно одно: на какой бы ступени этой лестницы ни стоял человек, усовершенствовать, улучшать и усиливать власть свою над телом своим и всеми другими оболочками и постепенно овладевать энергиями своего аппарата духа он может всегда, во всех и каких бы то ни было условиях его жизни. Конечно, это усовершенствование должно идти на моральной основе, ибо иначе путь Света превратится в путь тьмы. В каждом своем воплощении можно много достигнуть и затем перенести это устремление в следующее. И когда все будущие воплощения будут посвящены этой цели великой, то и восхождение человека вверх по великой лестнице могущества духа станет осуществленным и непреложным.
(Гуру). Если считать, что в каждом данном воплощении выявляется лишь только часть сокровенной сущности человека, то можно представить себе, какова же она во всей своей полноте и целостности, когда плотная оболочка не может даже вместить и выявить всех его накоплений. Невозможно судить по внешней стороне жизни Архата о его внутренней сущности, не умаляя ее. Символ преображения Спасителя указывает на то, что глаза Его учеников не в состоянии были выдержать ослепительного сияния Света Его Сокровенной Сущности.
Когда Мир Мой и Мое займут в сознании вашем первенствующее место, отодвинув мир ваш и ваше на задний план, к постижению Истины приблизитесь небывало. Иначе шум и сутолока торжествующей суеты заглушат Мои Зовы. Надо также усвоить практически, что отвергать жизнь земную с ее обязанностями и долгом нельзя, но что надо научиться сочетать земное и высшее гармонически, не забывая при этом, что путь к вершинам познания лежит по Земле. Когда осознанны цель и путь к ней, можно идти, твердо ступая. Во времени совершенно забывается, что ел, и что пил, и как протекала обывательская сторона жизни какого-нибудь землянина, скажем, две или три тысячи лет тому назад, но не забываются идеи и мысли Великих Духов, принесенные Ими в мир, или великие произведения искусства и подвиги. Так, действия и плоды труда рук человеческих разделяются на короткие и малые, ограниченные данным воплощением человека, и длительные, уходящие далеко за пределы одной жизни и питающие множество людей на протяжении долгих столетий. Многие легенды крепко хранят память о жизни и подвигах народных героев и великих, самоотверженных деяниях духа. Так и в жизни своей можно сурово отделить дела короткие и обычные текущего дня от дел длительных и вневременных, уводящих дух на путь Беспредельности. Вечная жизнь духа, заповеданная людям всеми Великими Учениями Мира, не сказка, но огненная действительность Высшего Мира, сужденная человечеству от начала времен.
(М. А. Й.). Возлюбивший кого-нибудь и что-нибудь больше Владыки «несть Его достоин». Так, любовь к Позвавшему, которая превыше всего, скорее и ближе всего приближает к Нему и ставит сознание в непосредственное с Ним соприкосновение. Непосредственное означает – без всяких посредников. Когда оно достигнуто, поступление мыслей, идущих из неиссякаемого Источника Жизни, льется широким потоком в сознание человека, научившегося любить. Но коротки чувства людские. Полюбить на всю жизнь, на все время, навсегда, и пронести эту любовь через жизнь на Земле и в Мирах, и нести ее неумаленной через все воплощения – значит найти узкую тропу, ведущую в Беспредельность, и восходить по этому звездному пути, не имеющему конца.
______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 22 июля 2014 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Свидетельство о публикации №214072200283