Что это было?

   Жизнь на великой нашей среднерусской реке невозможна без любви к малым рекам, и рано или поздно, под напором походной романтики, у многих из нас начинается период таких водных походов  - на байдарках, надувнушках  и даже плотах самых замысловатых конструкций.
   По территории соседней к нашей Чувашии Республики Марий Эл протекает одна из самых чистых российских рек – Большая Кокшага. Беру на себя такую смелость это утверждать, поскольку взглянув на карту, уважаемый читатель найдет на ее лесных берегах не более 3 маленьких деревенек (на считая Кокшайска), которые, к сожалению, потихоньку угасают.   
   За ее чистоту, весеннею полноводность, хорошую извилистость, обеспечившую множество прекрасных песчаных пляжей, наличие многолетних стоянок в просторных сосновых лесах она издавна облюбована не только туристами-водниками и рыбаками из Марий Эл, Чувашии и Татарстана. Также она заселена по своим берегам значительным количеством представителей животного мира и мира пернатых, в том числе и занесенных в Красную книгу редких и исчезающих видов нашей российской фауны.
   Вот и я со старшим сыном почти ежегодно «выбиваю» себе отпуск на середину мая и проплываю по ней от моста у Старожильска до д. Кокшамары за 6-7 дней  - около 100 км неспешного «матрасного» сплава. Много интересных встреч со зверьми и птицами случалось за 15 таких походов, но поскольку я ограничен жанровыми рамками небольшого рассказа, расскажу о двух таких подарках…
.
   1990 год. 2 сплава на байдарках в скоростном режиме за 2 ночевки. Первый - на майские праздники большой компанией на 4-х байдарках, а второй - в первых числах июня, через две недели, но на двух байдарках с 16-летними сыновьями. В эти теплые июньские дни (потеплело резко - до 22-24 гр.С) произошел такой массовый вылет комара, что нас спасала днем только вода, а вечером – кожаные перчатки, шерстяные носки в сапогах, накомарники и  сопровождающий в кусты с хорошим опахалом в руках…
   Но братьям нашим меньшим с кустиком-то не приставишь никого, и вот что произошло от такого «поеда комариного» с зайцами: он их выдавил из леса спасаться на береговом песке! Когда я увидел в первый день сплава метров за 50-60 длинноухого на песке, я шепотом приказал сыну не шевелить веслами и замереть – мы медленно плыли к нему…
   И тут мне вспомнилась одна из давних охот, когда один из охотников нашей ватаги добирал крепко раненного беляка – тот верещал как младенец, о чем потом я и в литературе читал. Непроизвольно в легкие набрался воздух, горло сжалось и я вдруг неожиданно для самого себя… зарыдал-загугукал голосом месячного пацана (девочек мне Бог не дал)… заяц начал прясть ушами, но не шевельнулся, и только когда мы поравнялись, он мелкими шажками отработал в кусты… Во! Сын был в нокауте от такого фокуса!
   Следующий заяц – то же самое, подпускает к себе вплотную (расстояние от байдарки на воде до объекта всего около 10-15 метров), шевелит ушами, осмысливает, что за хрень несет эта плывущая чурка и потом, от греха подальше – в кусты. Причем все зайцы были рассажены комарами по правому берегу после устья Большого Кундыша.
   Вскоре такие «вкусные» пляжики с зайцами закончились, берег временно стал просто более лесистым, а вскоре мы остановились на ночевку. Всего нам встретилось около 10 серых зайчиков. Спутники вечером за ужином узнали от меня старинное поверье, справедливо оспариваемое биологами, о том, что заяц – одно из немногих млекопитающих, которое спит с открытыми глазами, поэтому с комарами ему сложно живется.
   Как-то, рассказывая своей половинке об этом случае, я решил изобразить, как я приманивал зайцев младенческим плачем – ничего из этого не вышло! Драйв, как говорится, не присутствовал, и я оконфузился.
.
   Другой забавный случай произошел сравнительно недавно – в 2010 году на последней двухдневной стоянке перед завершением сплава. Мы выбрали это место на левом берегу для того чтобы порыбачить напоследок – напротив из болотца вытекал в небольшой омут ручей, выше стоянки был неплохой перекатик для поплавочной ловли с прикормом, в кустах нашли остатки оборудованной стоянки – красота!
   Закинули мы  вечером 3-4 закидушки, вздрогнули, и по военному – спать до 4 утра. Утром я стал гонять удочкой с переката уклейку с сорожкой, а сын воевал с закидушками. В итоге к часу дня у нас уже было около 2 кг на уху и жареху. Обжаренная в муке уклейка всеми, кому я по жизни ее  не предлагал, съедалась с хрустом на ура и под ура!
   Удочки я оставил на берегу на песке, а сам, после такого обеда отдыхал с сыном в тени палатки… Вдруг слышим крик с воды: «Эй! Рыбаки! У вас птица в снастях запуталась». Мы выползли из палатки – мимо проплывают 2 байдарки  и показывают на мои удочки. Подходим.
   Прыгает обычный кулик, средних размеров, чуть больше ласточки. Ловлю его в ладонь – рассматриваю. Попался как уклейка на червя – язык проколот насквозь крючком.
   Послал сына за ремнабором. Далее действовали так – сын взял бедолагу в левую руку и вытянул слегка его язык правой. Я левой рукой исхитрился и обычным хирургическим зажимом (сейчас у многих рыболовов он имеется) захватил с низу языка бедняжки крючок, а правой старинными педикюрными кусачками (достались от бати по наследству в рыболовных наборах) откусил ушко крючка, отбросил кусачки и приподнял пальцем язык вверх. Все. Язык почти не поврежден. Сын спрашивает: «Отпускать»?   Я молча взял из ремнабора пузырек со спиртом и намочив палец намазал чуть-чуть язык куличку – «Теперь отпускай». Кулик улетел… а мы пошли, как сельские хирурги-ветеринары, снимать нервное перенапряжение.
   Но дальше – самое необъяснимое. Кто не знает – скажу, что большинство животных, будь то птица, будь то зверь четко блюдет и охраняет свою территорию проживания, тем более - гнездования. Для семейной пары куликов это береговая линия в пределах песчаного пляжа – около 300-400 метров. Если пляж в пределах километра, могут и две пары обосноваться, но на границе пары будут постоянно ссорится – многие наблюдательные из вас такие перепалки наблюдали весной.
   У нас пляж был не более 500 метров. И пара была только одна. Так вот, следующим утром я часов в 5, выхожу по обычным делам из палатки на волю, размялся, осмотрелся… Выползает сына, тоже радуется солнышку и покою… Дышим…
   Вдруг прямо напротив,  метрах в 25 садится у воды кулик, и начинает на одном месте подпрыгивать и вертеться! Причем все это как-то похоже даже на джигу какую-то! Мы стоим  - не шевелимся, а он продолжает и продолжает – как потом я прикинул – более минуты он так отчебучивал. И улетел. Глядим друг на друга – что это было? Сын говорит: «Наверное его вторая половинка, прилетела и поблагодарила таким образом». Я подумал и выдал: «Нет. Ему я вчера лишку плесканул – он на опохмелку вытанцовывал, не иначе. Намек понял? Пшли».
   Эту каплю чуда – танцующего передо мною кулика, утро, берег реки, я до сих пор могу легко мысленно прокрутить перед глазами, жаль, что не пред Вашими, добрый мой читатель…
   Впрочем, об осмысленном поведении диких птиц в экстраординарных ситуациях (не говоря о животных) нам могут поведать достаточно много людей, но все равно эти случаи редки, и исключения из правил только подтверждают главное правило – все сущее имеет смысл и свой разумный мир.


Рецензии
Ты хорошо пишешь: толково, спокойно, познавательно - в первый раз читаю - и сразу понравилось. Я сегодня сам заново зарегистрировался и 4 мемуара поместил. Но чертежи по тексту здесь не предусмотрены всё размазалось. Леонид Лоцев

Леонид Лоцев   25.02.2018 10:08     Заявить о нарушении