Чужие итоги жизни

     Всякий раз, встречаясь взглядом с пожилым человеком, я испытываю необъяснимую грусть. Сразу пробегают мысли о маленькой пенсии, болезнях и одиночестве.
     Я представляю, как много пережила эта низенькая старушка с глазами ясного неба, виднеющегося за мутным стеклом, что торгует все лето скудными пучками укропа и лука со своего огорода, выручая за это сущие копейки. Мне интересно, сколько удивительных историй может рассказать седой старичок с желтой курчавой бородкой, который ходит рыбачить в солнечные дни на Спасское озеро...
     А вчера к нам в редакцию пришла одна бабушка. Трудно поверить, что она родилась 92 года назад. Так же трудно поверить в ее рассказы, а точнее, представить, потому что того, что пережила она, я не испытывала никогда.
     Она медленно раскладывает перед нами фотографии, будто стесняется, что стала такой из этой розовощекой девчушки с блестящими глазами и губами, которые будто смочили красным гранатовым вином. А на руках, кажется, остался тяжелый труд, земля крепко въелась в кожу и волосы выцвели, но, к сожалению, не от солнца. Ее возраст говорит о ее мудрости. Словно старые пожелтевшие письма, бабушка извлекает из глубины памяти воспоминания из далекого, призрачного детства и военной юности. Глаза ее полузакрыты, когда она говорит о прошлом, но с каждым событием, приближающем ее в недавнее время, ее взгляд становится ласковее, светлее, точно зрачки смотрят на яркое солнце, от которого только что отступила дождевая туча. Стоило сказать ей пару добрых слов, как взамен она доверила мне один важный факт из ее жизни, после которого я поняла, что я - счастливый человек, но для полного счастья мне кое-чего не хватает.
     Широко улыбнувшись, она помолодела, будто на полвека, глаза мгновенно наполнились облегчающими слезами, и она произнесла с неимоверной гордостью: пятеро дочерей, четыре сына, 24 внука, 36 правнуков - мое богатство, моя семья.
     Это достойный итог ее жизни и работы!
     А я никак не могу избавиться от впечатления таких чисел. Мне - не видевшей вживую своих дедов, почти не помнящей своих бабушек, потерявшей родную маму - кажется это невероятным.
     Вспоминаю ее историю и понимаю, какая ответственность лежит на мне - продолжать семью. Я испытываю волнение, граничащее с неудержимой радостью и улыбку невозможно сдержать, как подумаю, что рядом есть человек - самый достойный - для того, чтобы дать начало новой, обязательно большой семьи.


Рецензии