О пейзаже

Пейзаж --- самый философский жанр. Он заставляет мыслить даже не умеющего думать.

Винсент хотел не просто изобразить Париж без Эйфелевой башни, а рассказать притчу о том, что серое может быть величественным, прекрасным, переходя то в жемчужность, то в пастельные тона, то в дымчатые переливы. И как всегда у Ван-Гога физически ощущается внутренняя напряженность, драма раскинувшегося на холмах мегалополиса. Отчужденность и одновременно приближенность к Богу.

Пейзаж всегда говорит больше, чем доступно глазу. Недаром Хемингуэй учился рисовать свои литературные пейзажи у своих любимых живописцев.

У Дали пейзажи --- то загадки, то прорывы к Нему, то издевки. На другом температурном полюсе пейзажи так и не признанного Америкой Рокуэлла Кента, воспевшего чистоту, бескрайность, сукровость и имманентную поэзию Крайнего Севера.

Годами любуешься "Корабельной рощей" Шишкина, чувствуешь физически запахи хвои и смолы, теплые волны ваоздуха, а потом какая-то девочка на выставке тычет пальцем: "Мама, посмотри: бабочка летит!". И действительно там порхает бабочка, "невидимая" на фоне исполинского леса. И эта бабочка придает всему сюжету совсем другое измерение.

Левитан писал не просто красивые картинки  природы, а русскую душу.

Куинджи с годами темнеет, а его Луна над Днепром светит все ярче.

Весна у того же Левитана, Саврасова, Пластова, Рериха --- это мажорная, гордая, добрая, всепобеждающая музыка, льющаяся с холстов, симфония бесконечно разных тем.

 Хокусай написал "100 видов горы Фудзи" и нигде ни разу не повторился.

Печальная тайна кроется за живописными и словесными пейзажами Лермонтова.

У Лебедева и Федорова даже в самых оптимистических пейзажах --- предчувствие беды и ранней смерти.

Чтобы понять хотя бы десятипроцентно китайские классические пейзажи надо побывать хотя бы в нашем Приамурье, а еще лучше в Приморском крае.

Во всемирном интернационале художников-пейзажистов вдруг откроешь рифму, перекличку через времена и пространства, Неожиданная пара: "Московский дворик" у Василия Поенова и "Заброшенная улочка" у Поля Гогена. Все очень скромно, непритязательно и вдруг ощущаешь какой=то мощный магнетизм в тих простых на первых взгляд летних пейзажах какого-то окраинного захолустья, пригородной скуки. Вглядываешься, любуешься, не можешь оторваться. Временами возникает сумасшедшее дежавю: вроде, и я ходи по этой тропке к этому домику. В другом настроении возникают совсем другие ассоциации и сопереживания. На то они и пейзажи, чтобы их невозможно было пересказать словами.

"Природа --- гармоничный, совершенный  язык,на котором Бог разговаривает с людьми. Просто многие этот язык пока не понимают".






.


Рецензии