Об Олеге Янковском

СКОЛЬКИХ РОССИЙСКИХ СТАРЦЕВ НЕ СЫГРАЛ ОЛЕГ ИВАНОВИЧ ЯНКОВСКИЙ ИЗ СВОЕГО РАННЕГО УХОДА ИЗ ЖИЗНИ…

В апреле 1992 года я проходила обучение на курсах переподготовки программистов в Киеве. Мне очень повезло. Квартира, которую мы снимали с моей сотрудницей Альфиёй Зиганшевной Гафуровой на время обучения, находилась на Университетской улице, недалеко от Крещатика, поэтому всё свободное время с приятельницей мы проводили в центре города.
Однажды, у нас занятия закончились очень рано, и я решила посетить Киево-Печерскую Лавру.
Попасть туда было несложно, и я, осмотрев с большим интересом все её достопримечательности и посетив могилу одного из виднейших реформаторов России Столыпина, которая находилась на территории Киево-Печерской Лавры, решила прогуляться по Крещатику.
И вдруг, прохаживаясь без дела по проспекту, я наткнулась взглядом с идущим на встречу Олегом Ивановичем Янковским. Нас разделяло прилично расстояние. И я жадно впилась в него глазами.
У меня перехватило дыхание от волнения, и я чуть не остановилась от неожиданности.
Он шёл спокойно и уверенно, чётким, размеренным шагом, приветливо улыбаясь что-то рассказывающей ему на ходу спутнице, очаровательной белокурой девушке.
Многие здоровались с ним, и он кивал постоянно всем в ответ, при этом, не прекращая очень внимательно слушать свою собеседницу.
Вся одежда на актёре была серого цвета разных оттенков, что придавало его облику одновременно интеллигентность и какую-то размытость, и даже, можно сказать, стёртость.
И, вообще, его внешний вид произвёл на меня неизгладимое впечатление: одетый очень просто и в то же время элегантно, при этом, легко и непринуждённо двигаясь в толпе, несмотря на всю свою внешняя приветливость и оживлённость, он как бы создал личной энергетикой прозрачную непроницаемую стену.
Я, как и многие, встретившие Янковского по пути, пройдя некоторое расстояние, припустилась его догонять. Его прямая спина и сероватые вьющиеся волосы на затылке, просто манили мой взгляд.
Несмотря на то, что Олега Ивановича, окружала огромная толпа, никто не посмел внедриться в его личное пространство, никто из толпы не подошёл к нему, не попросил автографа.
Я жалела моего любимого актёра, страдавшего, видимо, постоянно от чрезмерной популярности толпы. Но я понимала и разделяла любопытство верных поклонников гениального артиста, сумевшего создать столь прекрасные образы мужчин на экране. Пусть я не встретила подобных по обаянию людей в жизни при близком общении, но уже смотря героев, сыгранных Янковским на сцене, в спектаклях, транслируемых по телевидению, духовно общаясь с его образами, увековеченными на кинолентах, я чувствовала в духе глубокое удовлетворение, что мечты и грёзы не напрасны: есть ещё мужчины близкие по духу. Возможно, благодаря этим виртуальным образам, созданным такими великими режиссёрами, как Марк Захаров, Андрей Тарковский, совместно с тонким, удивительно чувствующим время и современников актёром Олегом Янковским, я реализовалась, как личность, в очень сложное, ломающее людей время и состоялась, как женщина! Я абсолютно уверена, что Олег Янковский оказал огромное влияние не только на меня, но и на моих выросших дочерей. Они смотрели многие фильмы часто только по одной причине, в них снят Янковский.
Я дошла, не приближаясь близко к Олегу Ивановичу, до какой-то двери, кажется, ресторана. Он распахнул дверь перед девушкой, сопровождающей его, галантно кланяясь, пропустил её через порог и ушёл от толпы, потрясённой встречей с ним, по своим делам. Я любовалась и восхищалась в этот момент. Что скрывать это? И я думала о том, как личность может сосредоточить в себе столько обаяния и притягательности? Я часто задумываюсь о тайне происхождения личного обаяния: «Почему многие люди очаровывают окружающих при мимолётной встрече? Это качество врождённое, или результат чистоты помыслов человека, или эта чудесная хорезмотичность, даётся человеку за огромную духовную деятельность? Именно, постоянная работа души позволяет накапливать потенциал этой живительной энергии?»
Янковский при случайной встрече со мной выглядел очень усталым. Его лицо имело несколько сероватый оттенок, но лучистые глаза и ироническая и одновременно добрая улыбка, делала его облик лучезарным. Внешний вид этого человека утверждал в буквальном смысле этого слова, что перед вами настоящий мужчина, рыцарь без страха и упрёка, ложной вычурности и показухи. И ещё, мне стало очень жалко моего любимого актёра: откуда у него берётся внутренняя сила постоянно выдерживать на себе энергетические удары? За ним бедным, наверное, везде народ ходит толпами…
Я представляю, что вокруг него творилось, когда в кинотеатрах показывали фильмы: «Щит и меч», «Этот Менхаузен», «Убить Дракона», «Мой ласковый и нежный зверь», «Мы, нижеподписавшиеся», «Зеркало», «Ностальгия», «Жертвоприношение», «Обыкновенное чудо», «Влюблён по собственному желанию», «Служили два товарища», «Звёзды пленительное счастье», «Полёты во сне и наяву»! Да разве можно сразу их все перечесть?
Образ Николая II, созданный Янковским на экране убедил всех зрителей, что каким бы не был царь заурядным человеком – он, прежде всего, - помазанник Божий. И каким надо быть опустошённым внутренне человеком, что суметь поднять руку на царственную особу.
Просмотрев обе роли: царя и убийцы, - в исполнении Янковского, я полностью пересмотрела своё отношение к членам «Народной воли». Русский, можно сказать, и российский человек чистосердечно верил в особую миссию царской особы. Возможно, просто русский народ и не пошёл за революционерами-народниками только по той простой причине, что его пугал призыв «Народной воли»: «Убить царя!!!»
Как давно была эта встреча…
И вот Янковского нет. Его смерть я восприняла как личное горе, как потерю родного и любимого человека.
Только наличие виртуального мира кино, позволяющего возобновить встречу с образами настоящих мужчин на экране, немного восполняет потерю и смягчает личную трагедию.
Так рано ушёл!.. Сколько возрастных ролей, которые так необходимы российскому зрителю, он не успел исполнить!!
Сколько образов прекрасных старцев и великих даже в преклонном возрасте мужей мы не увидим теперь на экране. Я вряд ли попала бы когда-нибудь в театр «Ленком»…
Да и Янковский, наверное, никогда бы не приехал с гастролями в Ульяновск. Но возможность таких чудесных встреч на экране для русских зрительниц давала вероятность духовно реализоваться, как женщине, многим, видя героев Янковского на экране.
Услышав сегодня по местному Ульяновскому радио сообщение краеведа Сергея Петрова о том, что Янковский имеет Симбирские корни, очень обрадовало меня и вызвало невероятную гордость.
Оказывается, дедушка и бабушка Янковского по материнской линии были коренными симбирянами и жили на улице Московской, рядом с семьёй Ульяновых. Бабушка Янковского дружила с Владимиром Ильичом Ульяновым-Лениным. Они вместе играли в детстве. Однажды шалун Володя Ульянов во время игры с девочкой выколол её кукле глаза. Мама Олега Ивановича Янковского также родилась в Симбирске на улице Московской. Так что мне есть, чем гордиться: со мной в одном городе проживали предки Янковского.
25 мая 2009 г.


Рецензии