Танец солнца о Махмуде Исамбаеве

ТАНЕЦ СОЛНЦА

Как мы с Инночкой восхищались Махмудом Исамбаевым. Нет просто слов!
Мы старались не пропустить ни один из его концертов, с которыми он часто приезжал в Ульяновск. Его костюм для танца Солнца и сам танец мы воспринимали, как чудо.
И вот в один из его приездов к нам на гастроли мы достали билеты на первый ряд.
Сколько надежд и ожиданий было у нас связано с посещением этого концерта. Мы можем наблюдать каждую деталь в костюмах, каждое движение в танце артиста.
В ДК УАЗ мы пришли одними из первых. ДК УАЗ – недавно построенное здание. Зрительный зал в нём был большой и довольно уютный. Многие ругали его акустику. Но мы же пришли смотреть танцы, так что зал нас вполне удовлетворял.
Времени в нашем распоряжении было очень много, и мы с подругой шлялись без дела по всем закоулкам дворца.
Вдруг перед нами, как из-под земли вырос, а вернее, наверное, сказать свалился с неба, какой-то человек неземного облика.
Это был высокий мужчина лет 35-40, очень стройный, очень тонкий и необычайно изящный.
На нём был надет белый с лёгким кремовым оттенком костюм. Такой новый, такой отглаженный, из такой необычайно красивой ткани; белоснежная рубашка из тонкой нежной материи, белая бабочка, блестящий белый цилиндр, лакированные белые туфли, лакированные белые перчатки, необычайной фактуры носки и трость. Трость выглядела очень красиво и импозантно. Её, наверное, инкрустировали драгоценностями, и поэтому она, видимо, стояла уйму денег.
Мужчина как неземное ведение стоял к нам боком и смотрел на нас.
- Здравствуйте, милые создания! Разрешите с Вами познакомиться! – торжественно произнёс он, улыбаясь тонкими губами во все тридцать два зуба, показывая нам: какие они у него совершенные. Зубы сверкали своей белизной не меньше, чем лакированные вещи на нём.
- Мы с незнакомыми мужчинами не знакомимся, - выпалила от неожиданности совершенно глупую фразу Инночка.
- Это почему же? Со знакомыми знакомиться вовсе ни к чему, - попытался пошутить мужчина, с восхищением глядя на очень красивую Инночку, которая одновременно была похожа и на еврейку, и на грузинку, и на армянку, и на азербайджанку.
Чувствуя неловкость, я задала белоснежному джентельмену очень глупый вопрос:
- Вы - грузин?
- Нет! Я – чеченец, - глядя в упор мне в глаза, ответил очень серьёзно мужчина.
- Надо же! Как Махмуд Исамбаев! – с восторгом удивилась я.
«Наверное, импресарио Исамбаева», - подумала я о нём на итальянский манер.
- Вы пришли на концерт Исамбаева? – поинтересовался наш собеседник.
- Да! Мы не пропускаем ни одного его концерта. Он так танцует! У него такие костюмы! – наперебой мы стали восхищаться великим танцором.
Он слушал нас внимательно и, не перебивая, потом вдруг неожиданно сказал:
- К сожалению, милые девушки, я должен вас покинуть. Мне нужно идти. До встречи! – он поднял красиво руку вверх, изящно повернулся на каблуках на 180 градусов и, чуть касаясь паркета, полетел в глубь коридора.
- Вы – Махмуд Исамбаев? – неожиданно даже для себя выкрикнула я.
Мужчина в белом остановился, галантно повернулся к нам, сделав оборот на 180 градусов и сняв белой лакированной перчаткой с головы свой потрясающе белый цилиндр, поклонился нам. Затем, развернувшись на своих изящных каблуках ещё раз на 180 градусов, открыл дверь какой-то комнаты в конце коридора и исчез как красивое видение.
Мы стояли с Инночкой как в столбняке несколько секунд. Потом начали одновременно говорить что-то друг другу. И только, услышав звонок, возможно, последний, побежали в зрительный зал. Наши места были ровно по средине.
Мы сидели на первом ряду, и ждали, ждали с замиранием сердца появление Исамбаева на сцене.
Объявили танец джентельмена.
И гений танца, имевший раненые в годы Великой Отечественной войны ноги, появился на сцене. Там он не выглядел таким высоким и худощавым, как в реальной жизни. И лицо его не казалось таким молодым, каким было в действительности.
Как он танцевал!!! Мы сидели с подружкой преисполненные гордости, счастья и радости после общения с таким великим человеком.
Танец Солнца он исполнял божественно. И медленно поднимался из позы лотоса в двух метрах от нас.
Когда он закончил свой сложный восхитительный подъём, то посмотрел на нас с Инночкой и подмигнул одним глазом. Я чуть не умерла в этот момент от умиления.
Неделю к ряду я сообщала своим родственникам и знакомым о концерте Махмуда Исамбаева, о своём знакомстве с ним. Этот день казался мне великим. И долго не уходил из памяти моей. Два раза я ходила в мемориал на фильм «Лебединое озеро», в котором Исамбаев исполнял партию чёрного лебедя.
Мы с Инночкой в дальнейшем также не пропускали концерты Исамбаева, которые в основном, происходили на сцене мемориала, стараясь купить билеты, как можно ближе, к сцене. Он часто не только танцевал на сцене, но и рассказывал зрителя об истории танца и истории появления в его артистическом гардеробе того или иного костюма.
Цены, принадлежавших ему костюмов, казались мне баснословными и непостижимыми для разума. У меня создалось впечатление, что благодаря своему творчеству, Исамбаев стал миллионером по европейским понятиям.
То есть, даже в нашей стране можно было стать очень богатым человеком, объехать весь мир, не живя жизнью Остапа Бендера и Корейки.
Но как было велико моё удивление, когда в 1990-1991 годах он больше всех сетовал на исчезновение Советского Союза и потерю коммунистических идеалов.
Видимо, когда человек имеет всё в своей жизни и, если у него нормальная психика, он начинает высоко ценить народ, страну, где получил признание.
ВИ великий человек не может быть счастлив в стране, где его соотечественники бедные и несчастные.
Этот великий чеченец, не имея высшего образования, в отличии от наших высокообразованных политиков хорошо понимал, какие великие завоевания получили люди, потеряв в войнах и репрессиях лучших своих соотечественников. Он призывал забыть все обиды и распри и улучшать жизнь, а не грабить страну. Но люди, к которым он обращался, не были так велики, они даже не были гномами. Гномы припрятывают сокровища, но не уничтожают.
И, уничтожая и грабя страну, эти люди прежде всего наказали себя, расплатившись за все приобретённые блага душой.
1992 г.


Рецензии