От автора и рецензия на поэму-сказку Мир сновидени

Надежде Никищенкова.

От автора

История написания поэмы-сказки «Мир сновидений и любовь» удивительна. Поэтому я решила описать её читателям. Я родилась в Сочельник перед Рождеством. Встарь с этого дня в ночь начинали гадать на суженого, спутника жизни данного судьбой. В 1999 году свой День Рождения я справляла 3 января. Мои подруги по привычке, как и 6 января стали говорить о гаданиях на Святки. Разговоры были очень долгие. У меня была книга о святочных гаданиях. Гости её, можно сказать прочитали от корки до корки. Я всегда проявляла к этим гаданиям очень большой интерес, но в этот раз мне нужно было срочно написать инструкцию по работе в «WORDе» для технологов. Я совершенно не могла сосредоточиться на процессе гадания и думала только о том, каким образом я напишу к завтрешнему утру инструкцию.
Как только гости ушли, я села на кровати и стала писать на старых распечатках инструкцию. Но, видимо, очень усталая, отключилась и незаметно для себя уснула. Где-то в часов пять я проснулась и как попало дописала инструкцию, и побежала на работу.
Придя на работу, села компьютер, чтобы набирать текст написанной инструкции.
Каково было моё удивление, когда я обнаружила в тексте инструкции поэму сказку, написанную, возможно, между сновидениями.
Стала вчитываться в эту поэму и вспомнила описанные сновидения. Я никогда не увлекалась астрономией, поэтому меня потрясло точное описание звёздного неба и правильное написание названий созвездий, звёзд, туманностей, когда я посмотрела учебник астрономии. Но ещё больше меня удивило содержание снов. И мой спутник мне был очень знаком по облику, но я никак не могла решить окончательно - кто же из моих знакомых постоянно присутствовал во всех снах? В конце концов я остановилась на той личности, которая была для меня желательна в качестве моего суженого, тем более он был очень похож на человека из сна и был совершенно сед… Через два года после написания поэмы во время разговора один мой старинный знакомый снял очки. Я так растерялась, увидев его лицо. Оно было точной копией лица, которое я видела во сне… Я расстроилась: мне не хотелось, чтобы этот человек был моим суженым… И ничего не сказала ему об этом сне. В этом году 26 марта мне приснился странный сон. Приснился человек, который был очень похож на моего суженого из поэмы, и сказал мне странную фразу: «Наденька, я ведь не седой!» 26 марта этого года ему исполнилось 60 лет. Месяца через полтора я встретилась с этим человеком.
Он действительно не был седым.Сейчас я уже забыла этот образ из сна. Единственно, что точно знаю - он был совершенно седой. Ни одного волоска с прежней окраской не было в его густой февелюре. Седина была даже какой-то голубой… Мне очень хотелось вернуться в этот сон, пережить все ощущения этой сказки ещё раз.Я прочитала много литературы о снах, консультировалась о способах возвращения в сны у своего знакомого врача. Но мне этого сделать не удалось… С каждым годом, что помнилось стирается и стирается из памяти, и остаётся только то, что было записано на листочках старой распечатки. Я часто с таким-то особым трепетом перечитываю поэму-сказку… Очень переживаю, что она не очень совершенна как литературное произведение. И всё равно мне очень хочется поделиться с читателями сказочными переживаниями.
Но прежде, чем читатель окунётся в мир сказки, я хочу описать через справочную и иную литературу, что значат персонажи и объекты поэмы-сказки в реальности.
Все эти комментарии я написала 2 июня 2005 года, почти через шесть с половиной лет после написания литературного произведения. И так я постараюсь прокомментировать некоторые термины и названия, записанные мною ночью в перерывах, как я думаю, между тремя продолжительными снами. Читателю эти комментарии читать не обязательно…
Млечный Путь, 1) пересекающая звёздное небо неярко светящаяся полоса. Представляет собой огромное количество визуально неразличимых звёзд, концентрирующихся в основной плоскости Галактики. Близ этой плоскости расположено Солнце, так что большинство звёзд Галактики проецируется на небесную в пределах узкой полосы Млечного пути; 2) Собственное название Галактики.
Венера, Марс - планеты Солнечной системы.
Мираж - появление в атмосфере одного или нескольких мнимых изображений из-за полного внутреннего отражения света в атмосфере при необычном распределении плотности воздуха по вертикали. В моей сказке, возможно, описанное не является миражом, а всего лишь плод воспалённого воображения, так как, рассуждая логически в тех местах, где я была во сне в Космосе уже нет атмосферы.
Пилат - литературный образ из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Историческое лицо, прокуратор Иудеи в Новом Завете.
Созвездие Лебедя - созвездие Северного полушария с яркой звездой Денеб. В Лебеде обнаружены 2 источника рентгеновского излучения. Первый из которых, возможно, связан с чёрной дырой. С территории России созвездие видно в конце весны, летом и осенью.
Лира - созвездие Северного полушария с яркой звездой Вега. С территории России лучше видно весной, летом, осенью.
Вега из созвездия Лиры, звезда нулевой звёздной величины, одна из самых ярких звёзд Северного полушария; Вега, Денеб (из созвездия Лебедя) и Альтаир (из созвездия Орла) хорошо видны на летнем небе и образуют так называемый большой летний треугольник.
Космическая пыль - очень мелкая. Космическая пыль, как всякая пыль, светит отражённым светом. В малой доли космическая пыль происходит от столкновения и разрушения мелких твёрдых тел, но в своей основной массе она возникает , вероятно, в следствие сгущения межзвёздного газа. Однако есть случай, когда из особенно близких и плотных облаков космической пыли видно образование, как чёрное пятно на фоне Млечного Пути возле яркой звезды Денеб в созвездии Лебедя.
В созвездии Лебедя находятся туманности, прозванные за свой вид: Пеликан, Северная Америка, Рыбачья Сеть.
Звезда Алголь из созвездия Персея по арабски значит Дьявол. Алголь - двойная звезда по временам ослабевает в блеске в 3-4 раза. Древние считали этот эффект дьявольским наваждением, а двойные, тройные звёзды - «дьявольскими звёздами».
Персей - созвездие Северного полушария. В созвездии находится двойное рассеянное звёздное скопление Звезда  Персея - Мирфан,    Персея - Алголь. В средних широтах России созвездие видно круглый год, за исключением поздней весны. (Персей, в древней греческой мифологии герой, сын Зевса и Данаи. Убил горгону Медузу; освободил от морского чудовища Андромеду.)
Пегас - экваториальное созвездие. В средних широтах России хорошо видно летом, осенью и в начале зимы. (Пегас, в греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем горгоны Медузы. От ударом копытом Персея на горе Геликон возник источник Иппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса - символ поэтического вдохновения («оседлать Пегаса»)).
Пульсары - пульсирующие источники радиоизлучения. Большинство пульсаров излучает в радиодиапазоне от метровых до сантиметровых волн. Пульсары в Крабовой туманности (остаток вспышки сверхновой звезды) и ряд других излучают также в оптическом, рентгеновском и гамме-диапазонах.
Андромеда - созвездие Северного полушария, ближайшая к нашей Галактике спиральная гигантская галактика. Видна невооружённым глазом (как туманное пятнышко) в созвездии Андромеды.
Стожары, то же, что Плеяды (рассеянное звёздное скопление в созвездии Тельца). Плеяды в греческой мифологии семь дочерей Атланта, превращённых Зевсом в созвездие, чтобы спасти их от преследований Ориона.
Орион - экваториальное созвездие с яркими звёздами Ригелем и Бетельгейза. В Орионе выделяют также 3 близко расположенные звезды 2-ой звёздной величины - пояс Ориона, ниже пояса Ориона находится Большая туманность Ориона - космическое облако
светящегося газа (диффузионная туманность). В средних широтах России Орион виден осенью и зимой. (Орион в греческой мифологии охотник-великан. По одному из вариантов мифа Орион был убит стрелой Андромеды и превращён в созвездие за то, что его полюбила богиня зари Эос, по другому - превращён Зевсом в созвездие за то, что преследовал Плеяд своей любовью. Посмотрите в ясную безлунную зимнюю ночь на прекрасное созвездие Ориона, блещущее в южной стороне неба. Под тремя яркими звёздами пояса этого мифического охотника найдите три слабые звёздочки, образующие короткую вертикальную линию - меч Ориона.)
Центавр - созвездие Южного полушария, в котором находится ближайшая к Солнцу звезда Проксима Центавра. С территории России созвездие не видно. (Центавры - кентавры).
Конская Голова - тёмная пылевая туманность.
Кольцо Лиры - кольцеобразная планетарная туманность в созвездие Лиры. Лира - созвездие Северного полушария с яркой звездой Вега, с территории России лучше видно весной, летом, осенью. Вега из созвездия Лира звезда нулевой величины, одна из самых ярких звёзд Северного полушария; Вега, Денеб (из созвездия Лебедя) и Альтаир (из созвездия Орла) хорошо видны на летнем небе, образуя так называемый большой летний треугольник - символ неверности.
Магелановы Облака , в южном полушарии неба есть два больших светлых пятна. В честь великого мореплавателя Магелана они названы Магеллановыми Облаками. Большое и Малое Магеллановы Облака - галактики неправильной формы.
Мицар - вторая яркая звезда (двойная) в ручке ковша Большой Медведицы.
Алькор,  звездочка послабее - спутник Мицара.
Звезда Антарис - красный сверхгигант из созвездия Скорпиона по диаметру в 450 раз больше Солнца. Жёлтый гигант Капелла из созвездия Возничего только в 12 раз больше Солнца.
Скарабеи - род жуков-навозников. Длина до 4 см. В Древнем Египте скарабей, священный, почитался как одна из форм солнечного божества. Его изображения служат амулетами и украшениями. До сих пор не раскрыта до конца тайна размножения скарабея.
Кусто Ив Жак - французский океанограф. Зачинатель подводных исследований на судне «Калипсо», был директором Океанографического музея в Монако. Изобрёл акваланг, подводные дома, аппарат «ныряющее блюдце». Популярны его книги и фильмы.
Кассиопея, созвездие Северного полушария, расположено в Млечном Пути; 5 самых ярких звёзд Кассиопеи образуют фигуру, похожую на букву W. В Кассиопеи обнаружен мощный галактический источник радиоизлучения Cas A. С территориии России видно круглый год. 
Кессонная болезнь - возникает в результате резкого изменения давления в воде, когда человек очень быстро поднимается вверх.
Камерон (Кемерон) - режисёр фильма «Титаник», в котором показаны события гибели океанского лайнера «Титаник». Девушка, которая имела ожерелье «Сердце моря», спаслась. В очень преклонном возрасте вернулась на место гибели «Титаника» и бросила ожерелье в морскую пучину.
Хуанита - экспонат в музеи Латинской Америки. Тело девушки, над которым был совершён обряд жертвоприношения, было найдено в 20-м веке, спустя несколько веков после свершившегося акта, во льдах гор совершенно не разрушенным биологически. Сохранились также ткани её одежды.
Написав и многократно перечитав эту поэму-сказку, я очень резко повысила свой интеллектуальный уровень  в области астрономии. И теперь смотрю на небо с особым волнением и восхищением. Ценю его неповторимую красоту и наслаждаюсь ею. Полёт в Космосе во сне принёс мне много счастливых, упоительных минут и надежду на встречу со своим суженым на Земле. Ведь бывают иногда - сбываются пророческие сны… И даже если сны не станут пророческими, я уже благодарно Богу за то, что со мной происходило хотя бы во сне. Благодаря снам у меня очень изменились мироощущение и понимание прекрасного на Земле. Порой мне стало казаться, что во снах происходит упорядочение информации, которая сразу без дополнительного анализа никак не вписывается в ячейки нашего мозга и требует дополнительной сортировки. И, если Бог даёт нам возможность заполнить какой-либо сон, значит эта информация потрясает наш мозг. И он бедный не знает как и куда её пристроить. То есть мозг пытается направить наше мышление на яву в более правильное русло течения мысли. А, возможно. Господь дал нам две параллельны жизни, которые существуют, не пересекаясь, каждая сама по себе. А запомненный сон всего лишь сигнал, что в нашем мышление и поведение сбой или внахлёст двух жизней одна на другую. Остановитесь, отдохните, осмотритесь вокруг и живите спокойно дальше. Внедрение одной жизни в другую, видимо, нежелательно, так как религиозные учения запрещают толковать запомненные человеком сны. Да и сны очень быстро забываются, если их не записать.   

2.06.2005г.

Рецензия
на поэму-сказку «Мир сновидений и любовь»

Многогранны и сказочны наши сновидения. Бесконечна человеческая фантазия. Мир снов не менее безграничен. И также как в жизни, добро и зло тесно переплетены. Неразрывная их связь вносит свежую струю в скучную повседневность.
Сны как правило, полны всяческих таинств. Мы можем побывать и прикоснуться ко всему чудесному, далёкому, загадочному, недосягаемому наяву. А Любовь была и остаётся объединяющим и спасающим чувством. И как бы нас кто не искушал, сила Любви остаётся единственной способной противостоять злу.

«… В созвездье Лебедя напрасно
Нас Дьявол сетью стал ловить…»

«…И в этой чёрной  глубине
О счастье я шепчу во тьме…»

Подсознательно и во сне она ведёт нас, а значит, в реальной жизни мы справимся с любыми задачами. Эти простые истины лежат в основе сказки. И как в любой сказке всё самое незаурядное оказывается важным.
Помимо этого поэма носит и познавательный характер: где ещё поэтичнее могут быть собрано такое количество красивых и таинственных космических терминов: Млечный Путь, Созвездие Андромеды, Кольцо Лиры и т.д.

Член Российского Союза профессиональных литераторов г. Ульяновска
З.Д. Халилова 


Рецензии