фильм Инопланетянка, 1984

Посмотрела "Инопланетянку" - потянуло меня на советские фильмы. Этот оказался очень даже второсортным, и в качестве фантастики, и в качестве мелодрамы - не тянет, но зато "свинцовые мерзости" вылезают во всей красе.

Первое, что бросилось в глаза - темп. Суета с ускорением и обреченностью, как в "Осеннем марафоне", вперед и вперед безо всякой цели. Здесь надо бежать очень быстро, только чтобы оставаться на месте. Остановиться, задуматься - смерть. Интересно, многие ли в 80-х чувствовали, будто земля уходит из-под ног и расползается ткань привычной жизни? Предперестроечная пустота, затишье перед бурями?

Легкость перехода на крик - даже не удивила, это норма советских фильмов. Человек верещит по малейшему поводу, без крика нет руководства и выражения эмоций.

Карикатурный советский интеллигент под гнетом книг и мамы. Не умеет организовать свое время, чтобы не бежать и не опаздывать. Не умеет построить отношения с обычной женщиной, не отделился от мамы. Есть Она, которой не может быть; буду мечтать на Неё, а реальных для себя женщин - чуток удивлять и вяло троллить.

На работе отношается, работает дома; изобретает неведомую хрень. По-прежнему  обслуживает потребности мамы, ну, такой послушный, умненький мальчик! Танго щека к щеке меня покоробило. Мальчик-муж.

Задавленный мамой взрослый ребенок бросает пророческие слова: "Куда же девается энергия моего желания? Пропадает!" Ребенок нашел способ конвертировать энергию нереализованного желания в радугу. Красиво и безопасно. Подавим, вытесним агрессию и станем любоваться на красоту.

Границы. Ох уж эти границы! Сплошное проникновение со взломом: впервые увиденной медсестре пациент говорит: "А почему вы мне не улыбаетесь?" Она пришла уколоть его в задницу; а поцеловать?! Мама врывается в жизнь сына, готовая все залить слезами и вареньем. У инопланетян есть предписание не вмешиваться, но они влезают в жизнь людей, не просто подсматривают, а вступают в отношения и даже заводят семьи.

Инопланетянка врывается к спящему человеку, ибо желает быть с ним, особенным; вот и познакомятся! Он приходит с работы - она у него в квартире, ее не остановят никакие преграды, она читает его мысли и руководит им. Та же мамочка, но без запрета на инцест, недаром биологическая мать героя кидается с нею конкурировать.

Он рисовал женщину, похожую на нее, и вдруг пропадают все изображения. Ты так мне дорог(а), что я уничтожу твое творчество?! Не странно ли? Но там и тогда любить и не уважать - не странно.

А она вообще вся такая инопланетянка, как пожелала, так и сделала. Главный герой не протестует. Он протестует, если она обсуждает с ним применение насилия к другим людям. Он не протестует против насилия к себе. Он привык.

Отношения пары не состоятся без мамы. Мама в курсе всего, мама щедро мечет диагнозы, принимается обожать и ненавидеть избранницу сына, соревнуется с нею, кто показательнее выступит (кто соберет больше лайков, та и права) - по сути, кто будет матерью великовозрастного Игоря Петровича, а кому придется уйти.

Уйти придется инопланетянке. С мамочкой не разводятся.

Героизм и самопожертвование правят бал. Мы живем, чтобы Страдать во имя Подвига. Мы предпочитаем не видеть, как сами организуем себе эти страдания и вовлекаем в них других людей. Жизнь слишком скучна без страданий и спасений. Отнимите у нас морковку "во имя", и мы не сможем бежать дальше. Мы рассыплемся на атомы.

Инопланетянка, вся такая королева и богиня, превращается в страдающую "глупенькую". Раньше Игорек поил ее чаем, теперь требует чаю от нее. Раньше она не истерила, разве что с телевизором разговаривала, теперь все больше драматизирует, постигая драмы человечества. Будь ты хоть инопланетянкой, все бабы одинаковы. Но эта довольно долго не становилась банальной, все удивляла, и удивляла, и удивляла.

Дети всех возрастов в фильме "Инопланетянка" живут, чтобы удивлять. Да обратите же на меня внимание, я не такой, как все, я не такая, я совершенно особенная. Увидь меня, мама, увидь во мне МЕНЯ, а не функцию. Может, поэтому в фильме нет ответа на вопрос: "Что такое мама?" - он замазан навязчивой заботой пополам с приторно-сладким вишневым вареньем.

5.07.2014


Рецензии
Спасибо, Александра. Жаль, что я не видел этот фильм. С улыбкою.

Лев Воросцов-Собеседница   24.07.2014 00:30     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Лев. Фильм хорош, чтобы ощутить тоску и безнадежность. Стоит ли жалеть?

Александра Асадова   24.07.2014 11:49   Заявить о нарушении