Первая любовь

Первого сентября, после бурных и радостных встреч с подругами, одноклассниками и  одноклассницами,  перед торжественной линейкой, Варя обратила внимание на нового ученика. Это был высокий стройный юноша, со светлыми, коротко остриженными волосами, скуластый, степенный паренек. Его несколько  по-азиатски раскосые серые глаза смотрели на окружающих бесхитростно и внимательно. Вообще–то новеньких было много, так как школа – десятилетка - была одна из немногих в районе. В восьмой класс приходили учиться из соседних сел: за два, три, семь километров. Весь путь  проделывался пешком. Правда, те, которые жили за семь километров, обычно снимали квартиру. Вот и мама Вари взяла себе на квартиру Варину подружку и одноклассницу, Александру. Но этот юноша, Ян, пришёл на год позже, уже в девятый, параллельный класс.  Подруги Вари, старше её по возрасту, уже имели сердечных дружков, бегали к ним на свидание. Рассказы о встречах, первом поцелуе, объятиях  вызывали у девушки любопытство.  И только.  Сама Варя ни о каких встречах ещё и не мечтала.  И тут вдруг такое… Она считала себя дурнушкой и ни на что не надеялась.
   Однажды Варя, возвратившись из школы, случайно, как она думала,  подслушала разговор своей матери с  соседкой.
- Моя дочь, наверно, никогда не выйдет замуж. Она такая  некрасивая, - притворно вздыхала мать.
- Но…- попыталась  возразить соседка.
- Да, да, очень некрасивая, - вновь повторила мать, перебивая фразу собеседницы.
 Варя не видела, как мама подносила предостерегающе палец к губам и грозила соседке, чтобы та никак не выказала своего изумления  её словами.
Что хотела сказать соседка, Варя так и не узнала, так как та ушла. Но слова матери крепко засели ей в голову. На заигрывания парней девушка отвечала холодно или вообще никак не реагировала. Поэтому чувство, возникшее у Вари к новенькому пареньку, испугало её и опечалило.  И  сознание своей некрасивости тоже. Она не замечала, что половина юношей в их классе были влюблены в неё. Особенно досаждал своим вниманием Артем. Во время урока он часто оборачивался и подолгу смотрел на Варю, а та ставила учебник и пряталась за него. Потом сердито жаловалась подружкам:
- Как он мне надоел! Смотрит и смотрит! Что ему надо? Изучает моё некрасивое лицо? Зачем?
А когда подружки говорили, что она очень милая и красивая девочка, то Варя им не верила.
 Любовь -  это сладкое и мучительное чувство - неожиданно заселилась в душу девушки. Украдкой, чтобы никто ничего не заподозрил, Варя на переменах наблюдала за  Яном. Но когда он обращался к ней с каким-либо вопросом, девушка терялась, голос её дрожал, ответы бывали невпопад. Однажды во время выступления перед сельчанами (Варя активно участвовала в художественной самодеятельности) подружка шепнула, что Ян в зале. У девушки сжалось сердце и пересохло в горле. Отрывок из поэмы «Василий Теркин» она едва смогла прочитать, запинаясь чуть ли не на каждом слове, хотя накануне, на конкурсе чтецов, заняла первое место. Учительница литературы не смогла потом добиться от Вари, что же с ней случилось.
   Школу девушка закончила без троек. Она была самой младшей ученицей в классе – пришла в первый класс в шесть лет, в то время как принимали в школу только с семи. Учительница начальных классов уговорила мать отдать девочку в школу, рассчитывая, что она будет учиться так же хорошо, как и её старшие братья, получавшие «Похвальные листы» за учебу.
-Мама, как же я буду учиться, я не знаю ни одной буквы? – приставала девчушка к матери.
-Вот в школе и научат и читать,  и писать,- отмахивалась мама.
- А как переводят в другой класс? За руку? – не унималась девочка.
-И за руку тоже, - смеялась мама.- Вот в школе все и узнаешь.
  Начальная школа запомнилась тем, что уже на первом уроке Варя подралась с мальчиком, соседом по парте. Он пытался втихомолку столкнуть Варю с парты. В ответ получил тумак. Учительница не стала разбираться, кто прав, кто виноват, а приказала Варе стоять до конца урока. Дома Варя решила пожаловаться на соседа и на учительницу. Но мама строго отчитала её и запретила любые жалобы на учительницу.
- Права или не права, по твоему мнению, учительница, драться в классе никому не разрешено. С соседом нужно разбираться на перемене, а не на уроке. И никогда не смей судить учительницу. Мала ещё!
Голодные послевоенные годы не раз давали Варе возможность потерять сознание у доски, а потом несколько дней не ходить в школу. Но дома было скучно, и Варя не любила долго болеть. Завтраком для девочки и ее старших братьев служил частенько ломоть хлеба и чай или немного жареного лука. Чай был без сахара, но очень вкусный, так как заваркой служили засушенные  и спрессованные  в брикет ягоды. Чай можно было не пить, а сразу жевать. Иногда на завтрак ели мурцовку. Готовилась она так: черный ржаной хлеб крошили в миску, солили, поливали одной ложкой подсолнечного масла и колодезной водой. Подсолнечное масло – это уже была роскошь! В школе не было ни буфета, ни столовой. Когда училась в старших классах, частенько приходилось задерживаться до 16-17 часов: репетиции, выпуск школьной стенгазеты, комсомольские собрания. Так что, как  говорили между собой, «кишки играли романсы». Учеба в 8-10 классах была платной.  Плату  отменили в 1957 году.
   Варя училась старательно и успешно. В старших классах частенько дерзко разговаривала с учителями. Учительница русского языка, приехавшая из Ленинграда, почему-то вместо слова «любовь» говорила «любов». Начитанной девушке это резало слух. Дети часто бывают беспричинно жестокими. На уроках литературы больше стало шума, нередко звучала грубость в ответ на замечания учительницы.
  Весной, во время таяния снега, решили «пошутить» над учительницей. Класс находился в отдельном от остальной школы кирпичном здании. Зимой в нем насквозь промерзшие углы сияли изморозью, а весной талая вода заполняла небольшой коридорчик. Чтобы зайти в класс, не промочив насквозь валенки с калошами, клали широкую доску на порог коридорчика и порог класса. «Шутники» перед уроком русского или литературы убирали доску, ехидно предвкушая мгновение, когда учительница  придет на урок. Варя, помня о том, что учительница – бывшая жительница осажденного Ленинграда – не позволяла совершиться такому издевательству. Варя считала, что свое мнение учителю высказать можно, но никаких гадостей!
 Учитель математики не всегда справлялся с дисциплиной в классе. Варя ругала учеников, громко разговаривающих на уроке, а заодно и учителя за то, что он не может навести порядка.
-Вот, подожди. Станешь учительницей, тогда узнаешь, легко ли справляться с  такими дерзкими, как ты!- добродушно парировал учитель.
-Я? Учительницей? Да никогда!- искренне возражала девушка.
   После сдачи выпускных экзаменов за среднюю школу остро встал вопрос: а что дальше? Варя со своими двумя подругами, Ниной и Шуранькой, решили ехать учиться на ткачих в Ивановскую область, в маленький городок Озёрск. Но перед самой поездкой троица распалась: по разным причинам подружки отказались ехать по запланированному маршруту. Варвара поехала одна. Городок, с заросшими травой дорожками, с пасущимися козами, был больше похож на большое село.   Даже вокзал  был грязнее и меньше, чем на полустанке недалеко от родного села. Не думая о последствиях, Варвара вернулась к матери, соврав, что в техникуме закончился прием документов. Что делать дальше, она не знала. Мать никак не соглашалась, чтобы дочь осталась в селе и начала работать в совхозе.
- Я что, для того тебя учила, чтобы ты в совхозе за свиньями навоз чистила? Десять лет коту под хвост? – гневно вопрошала мать.
-Ну, мама, я не могу определиться, какую профессию мне выбрать. Не знаю! Поработаю годик здесь, а там видно будет.
. А что ты здесь, в селе, найдёшь хорошее? Ни работы приличной, ни жениха доброго.
-О каком женихе ты говоришь? Не ты ли сетовала, что я не смогу найти себе мужа из-за моей некрасивости?
Вопрос не смутил мать. Подумав немного, не перегнула ли она палку, проговорила:
-Ну, и  некрасивые замуж выходят.
    Ни о каком женихе  Варвара ещё и не думала и не мечтала. И вот теперь, в девятом классе она влюбилась до дрожи в коленях, до умопомрачения. Но ни разу никому об этом и не заикнулась. В десятом узнала, что избранник влюблен в девочку из параллельного класса. Тайные надежды рухнули. Девчонку – соперницу Варя недолюбливала ещё  и до этого. Сплетница, интриганка, «задавака», постоянные подковырки, подначки – все эти недостатки  были присущи сопернице. Как  Ян - свет души Вари -  мог в неё влюбиться? Значит, сам не лучше? Но все эти соображения не могли вытеснить милый образ  любимого ещё долгие годы.
 Самым большим увлечением девочки были книги.  Четыре библиотеки: школьная, сельская, заводская и совхозная - были к её услугам. Всё своё свободное время отдавала чтению. Однажды так  была захвачена сюжетом произведения, что чуть не устроила пожара. Домишко, маленький, деревянный, имел кухню с русской печкой и одну комнату, отапливаемую в зимнее время «буржуйкой»- металлической печкой, обложенной для лучшей сохранности тепла кирпичом. Металлическая труба от «буржуйки» выходила в главный дымоход от русской печи. Зазор между кирпичами дымохода и трубой  затыкали мокрой тряпкой, чтобы тяга лучше была, чтобы не выходило тепло из комнаты. Тряпку нужно было периодически смачивать водой, чтобы она не загорелась от высокой температуры. Погрузившись с головой в содержание книги, Варя забыла обо всём на свете. Покашливая, сражалась на стороне  индейцев  Фенимора  Купера. От книги подняла голову лишь тогда, когда буквы почему-то стали плохо видны. Оказалось, что комната наполнилась дымом, так как тряпка успешно горела, часть её упала на пол, и под ней начал тлеть пол! Хорошо, что ведро с водой, в которой мочила тряпку, было под рукой. А вот дверь пришлось открыть: надо было выгнать дым.
- Что-то у нас холодновато сегодня. Ты что, печку только затопила? – посетовала мать, придя с работы.
- Да, я сегодня поздно пришла из школы. Комсомольское собрание затянулось, -  схитрила Варя.
- И что же вы там такое важное обсуждали? – поинтересовалась мать.
-Мам, ну оно тебе надо? Это наши школьные дела, - отговорилась девушка. На этот вопрос она не приготовила ответа, а быстро и правдоподобно соврать не смогла. 
  Пятно от начавшего тлеть некрашеного деревянного пола  она тщательно выскоблила ножом.  При тусклом свете керосиновой лампы «пожарные улики» не были видны.
На следующий день после возвращения из Озерска к Варе пришла одноклассница Валентина и попросила позаниматься с ней  математикой. Валентина не сдала экзамены по алгебре и геометрии, и ей предстояла  20 августа переэкзаменовка. Варвара согласилась помочь. Валентина не вызывала особой симпатии у Вари, но подружки разъехались по своим сёлам, и девушке было скучно без них. Переэкзаменовка прошла успешно. Валентина уезжала из дома в Сталинабад. Предложила и Варе поехать с ней.
- А кто нас там ждёт? Что мы там будем делать?
- У меня там подруга, Светка. Она меня туда давно зовёт. Город большой, работу можно найти хорошую, а там и жильё дадут. Из нашего села там много людей. И никто на жизнь не жалуется
  Варе не хотелось уезжать от мамы. Но раз мать не хочет, чтобы она с ней оставалась, то почему бы и не поехать в Таджикистан? Заодно и страну посмотреть. До сих пор Варвара была только в Москве, да и то проездом в Ивановскую область. Почему бы и не пожить в большом городе? О разнице в вероисповедании и менталитете разных народов Варвара и представления не имела. Фильм «Доярка и пастух», о любви грузина и простой русской сельчанки, который она с удовольствием смотрела несколько раз, ничем об этом не напоминал. Варвара твёрдо знала, что все люди в Советском Союзе равны,  и никакой дискриминации и национализма в нашей стране нет. Валентина была  Варваре мало симпатична, но не детей же ей с ней крестить? И она решилась уехать вместе с Валентиной в неведомую часть Союза – в Таджикистан. Не сказав ничего матери, самостоятельно собрала  чемодан.
   Этот чемодан был куплен в день выпускного вечера. Классный руководитель, узнав, что  Варя едет в город, поручил ей купить в городе  колбасы для выпускного, так как в селе сей продукт раскупался в день привоза. А пока она покупала  чемодан и выбирала колбасу, то опоздала на электричку, и пришлось ей восемнадцать километров идти пешком. Накануне прошел дождь, дорогу развезло. Положив туфли в чемодан к колбасе, месила она босыми ногами вязкий чернозем более трех часов.
 Подруги «извелись» от ожидания. Искупавшись после трудной дороги, надев выпускное белое штапельное платье, сшитое мамой, и белые туфли, отправилась в школу. На крыльце одноэтажного деревянного  школьного здания  Варю с подружками встретила веселая толпа одноклассников. Там был и Варин любимый, Ян. Появление  девушек было встречено вопросами:
- Ну, наконец-то, почему так долго?
 - Мы ждём только вас!
-Мы очень беспокоились, - заявил Ян, сбегая по ступенькам навстречу, раскинув руки и пытаясь заключить Варю в объятия. Вот тот момент, которого она ждала целых два года, о котором мечтала! Ян спешит к ней на встречу с распростертыми объятиями!
- Что это с тобой? С чего такие любезности? – холодно отстранилась   девушка. Она знала, что Ян встречается с другой. Гордость, робость  и смущение не давали ей воспользоваться данной минутой. Крохи с чужого стола не для неё. Пересилив себя, гордо подняв голову, она прошла мимо. А Ян так к ней больше и не подошел, ни во время танцев, ни во время прогулки на гору, где встречали рассвет. Вот и уезжала теперь Варя от своей любви за тридевять земель.  Не знала Варя,что о её безответной любви, Ян узнал от своего друга, который встречался с подругой Вари, Ниной. И, толи решил убедиться сам, толи что-то ёкнуло и в его сердечке, попытался выяснить. Но холодная отповедь Вари, как брызги  воды на чуть тлеющий уголёк, пригасила первоначальный порыв. А его девушка, с которой он решил посоветоваться(!), недовольно хмыкнув, презрительно изрекла:"С ума сошёл? Пошлёт она тебя, куда подальше!"  Нашёл, с кем советоваться! Вот так мы и меняем свою судьбу: там не понял, здесь не успел, туда не захотел пойти,от этого отмахнулся, принял совет не от того, кто мудрее.
 После выпускного вечера Варя Яна больше не видела.
 Предвкушение новых впечатлений отодвинуло чувство на задний план, но не вытеснило.Ах, если бы можно было приказать, как избушке Бабы Яги: "Судьба, встань ко мне передом"!


Рецензии