Моя Москва. Толкучки. 60-е

В то время не было никого, кто что-нибудь не собирал.
Кто марки, а кто пробки от бутылок. Во дворе каждый день играли в «расшибалочку».  У всех были крышки от пивных бутылок, кто брал дома, кто на помойке искал.  Они были серебристого цвета, и не ценились особо. Надо было искать цветные. Желтого цвета шла за пять обычных, бывали и черные, ну, тогда за 20-30 простых одна шла.
«Расшибалка» -  простая игра, кидаешь свинцовую битку, чья ближе ляжет к кону, тот первый и бьет. На кону , в квадратике мела, лежат стопкой одна на одной перышками вверх пробки, кто кинул ближе – разбивает кон. Пробки, которые перевернулись головкой вверх – его.
Прежде чем играть, надо было разжиться не только пробками, но и хорошей битой, свинчаткой. Наверное,  сейчас это сложнее, тогда было совсем просто. Я уже говорил, что жил не в центре Москвы, у нас костры во дворах пылали часто, туда соседи стаскивали ненужную рухлядь.  Как и сейчас, все время что-то копали, чаще всего линии электропередач.
Огромные катушки с кабелями лежали во всех дворах. Десятки проводков в кабеле были сверху закованы в свинцовую оболочку. Она то и была тем, что нам было нужно.
Никто это все хозяйство не охранял, и отрезать пол кило свинца для нас не составляло никакого труда. Потом плавили его на костре и разливали в формы, заранее вырезанные из дерева. Вообще, если честно, мы все очень рукодельные были, резали, клепали – это было совершенно естественно.
Выплавляли биты, черепушки, маленькие мечи, кулоны. После отливки точили шкуркой, наждаком, и до блеска.  Мы очень любили улицу, нас  там били, притесняли, а мы, дети 60-х, просили любимых мам все равно отпустить нас  туда.
Во дворе были сотни детей, всех возрастов. Мы строили крепости из снега, сражались, разбивали губы в кровь, смеялись.  Никто не обижался, был такой принцип : ты из нашего двора.
Частенько заходили из соседних дворов, и тут была война. Били сильно, до крови. Приходили-то старшие, меня брали за шкирмон и выдыхая свежий перегар говорили: Быстро неси кактусы.
Я опрометью несся домой и, раня пальцы, отламывал отростки кактусов, которые стояли на подоконнике. Несу, и они отставали на пару недель. Неужели они собирали кактусы?
Тот же народец поджидал в школе перед входом на этаж. Искали марки.  Что мы, третьеклассники могли сделать против бугаев из  девятых-десятых?
Вытряхивали все, все учебники, все тетради. И находили, потому что школа была основным обменным пунктом.
На переменах мы менялись марками, значками, играли в «трясучку». На ладонь кладутся две монетки, решкой вверх, ведущий трясет их, в коробочке из двух ладоней монетки ложатся, как им захочется. Ведущий спрашивает у  другого игрока, как легли монетки, орлом или решкой. Ну, а там уже дело случая. Но шельмовать умели отменно.
Я завидую своим деткам, они если и не хотели идти в школу, то только потому, что лень, усталость. А мы тогда в 60-е шли  в школу , как в бой. Не каждый день, но раз в неделю точно, весь в крови выходишь.
Били не только старшеклассники, но и учителя первых классов. Причем очень сильно. Ломали указки о пальцы учеников. Меня она била очень сильно. Я все давно ей простил, может именно она меня и сделала личностью. А может, сломала?
Сколько тогда было детей. Уйма. В первом классе у нас было первых классов – А, Б, В, Г, Д, Е – и в каждом по 40 человек.
Тогда в середине 60-х нравы были очень простые, только отошли от формы с ремнем на талии. Это , в принципе, новая эпоха была. Ремень был символом строя, а тут у нас свободные кители. Мы все конечно расслабились, но не наши учителя.
Детей били сильно. И в школе и дома. Приходили в класс со следами. Меня не били, но все углы маленькой «хрущевки»  и  на всех колючих видах круп на коленках я отстоял, как положено.
Может мудрая учительница и постаралась на мне и на моих одноклассниках, но сел в тюрьму и умер только один из класса, в остальных классах процент был около 60%. Вы можете не верить, но так было.
Мой друг Леша говорит, что прожил со мной рядом всю жизнь, и не ощущал всего этого. Он паял приемники и усилители дома, и никогда не выходил на улицу. У каждого своя судьба.
Паяли тогда почти все. Было так увлекательно, сделать что-то самому, своими руками, то, что может говорить. Первый приемник 60-х назывался – гетеродин. Когда он у меня начал что-то хрипеть и пищать, непонятным, но человеческим голосом, я был на верху счастья.
Как мы умеем все рвать. Ужасный семнадцатый год вырвал корни многовековой русской традиции. Девяносто первый год  попытался вырвать остатки корней нашей русской души, которая еще оставалась. Если мы идем воевать, то не за государство, а за наших бабок и дедок, за детей и жен. А ними и стоит Русь!
Ах, мой дедуля, он мне совсем маленькому дошкольнику показал марки старой России. Они немного выцвели, но смотрелись так гордо! Особенно красиво смотрелись земские марки. Боюсь, сейчас мало, кто понимает, о чем я.
Советские марки тогда  купить было просто: в любом киоске «Союзпечать». Но коллекционер там брать их не будет, они гашеные, с печатью.  Настоящие негашеные марки надо было покупать по заранее купленному абонементу. Было несколько мест, где по абонементу можно было их выкупать. Одним из таких мест скоро стал новый огромный магазин Дом Книги на Калининском проспекте, теперь это Новый Арбат.
По абонементу ты получал все марки, которые печатались, все блоки марок, даже одинаковые марки, но с разной зубцовкой. А вот опечатки не продавали. В них ведь самая редкость, и их-то приходилось искать.
В ком есть задор коллекционера, тот меня поймет! Вот есть средненькая серия марочек про перелет наших летчиков в 1935 году. Среди них есть одна знаменитость.
Не так давно на Молотке продан за 51 800 рублей известный раритет «Леваневский с надпечаткой» — почтовая марка СССР 1935 года с портретом лётчика С.А.Леваневского и надпечаткой «Перелет Москва — Сан-Франциско через Сев. полюс 1935».
Кстати, «Леваневский» с таким же малым «ф», но перевернутой надпечаткой был продан на Черристоунском аукционе за 603 тысячи долларов и относится к числу самых дорогих марок мира. По одной из версий перевертка появилась по указанию наркома внутренних дел Ягоды, который сам был филателистом.
В череде марок СССР есть немало и других редкостей, все это отражено в наших и иностранных каталогах, которые я постоянно изучал. В то время дед так и не уговорил меня собирать марки нашей Родины, меня тянуло на экзотику ярких иностранных серий. А вот где их  купить - было настоящее дело.  На прилавках магазинов были либо советские марки, либо весьма примитивные из стран соц. лагеря. Это все меня не интересовало.
Я  был маленький тогда, Мало что понимал, зато запомнил все.
Рядом с магазином  “Филателия” справой стороны высотки на Котельнической Набережной, стояли кучки спекулянтов марками. От такого обилия цветастых марок всего мира, и прежде всего колоний, у мальчика в десять-двенадцать лет рот не просто отвисал, а отвисал…
Тогда хорошо шли колонии, очень дорого, ну любая серия из 4-5 марок могла стоитьшесть-десять рублей. Советских марок там не продавали. Да и покупателей на них особо то  и не было. Кому они нужны были тогда?
Мы все ждем перемен. Каких? И нужны ли они?
В руке держу монету, старую. Екатерина на ней. Вот что ты чувствуешь?  Тяжесть серебра или тяжесть ответственности… Наши великие цари и царицы отдали жизни за нас, а мы это все продали.
Я не лучше, отношу монетку на монетную толкучку рядом с метро «Таганская», у магазина “Значки”, покупают сразу, за 500 рублей. Это тогда  четыре зарплаты.
Я там частенько бывал, но парадокс в том, что в «Значках» торговали монетами, а вот реальные значки продавались на Аэропорте.
В 60-е дорого ценились «города», так называли значки с эмблемами городов. Но главное ценилось железо. Вы знаете, что это такое? Вы держали значок в руке?
Кто держал металл 50-х, сразу отличите от  «новодела». Он тянет руку, это не алюминий.
Я помню в середине 50-х в моде были этикетки, это от спичечных коробков. Их тоже собирали, составляли коллекции. А я любил тогда марки.
Конечно были и вещевые толкучки. Там торговали западным шмотьем. В Москве их было довольно мало: милиция тогда работала хорошо, за фарцовку безжалостно карали. Вы удивитесь, если я скажу, что народ ездил за товаром в Мукачево, Богом забытую деревеньку на Украине. Она было рядом с границей, и там было полно западного товара, конечно, больше из соц стран. Но и это казалось роскошью. Очень часто любители автомобильного отдыха прокладывали свой маршрут  через это местечко, благо и места там были потрясающие. Я с семьей тоже там был, еще маленьким. Помню, в Москве такие места называли «барахолка», а там она называлась «барахловка».
Толкучки бывают разные, голубые, красные…
Потом мы выросли, стали любить иное. Москва 80-х была потрясена Выставками  20-ти Московских Художников. Это была еще та толкучка!!!
Очередь на Грузинской на 3-4 часа. Есть Третьяковка, есть Русский Музей в Питере, есть потрясающие коллекции картин в провинциальных городах, например в Серпухове. Там Шишкин, какого нет и в столице. Я там бывал. Я не про то. «20 Московских» это был прорыв из советской зажатости - к миру, ко всему миру. В ту сложную эпоху с 1978 года, они сплотились и встали единой окровавленной грудью. Их трясли и проверяли по домам, очень надеюсь, что не били, просто не знаю. Но точно знаю, что мы все стояли в километровых очередях, чтобы увидеть  Блезе,  ну, или «Бабушкины кружева».
Это была еще та толкучка, если они что-то и продавали, то негласно, только чтобы выжить.
Во всех странах есть толкучки, они все легализованы, продавцы платят налог или за лицензию на торговлю. В то время в СССР на толкучках при облавах брали всех: и кто продает и кто покупает. Я не собираюсь критиковать политику Правительства того времени, как было, так было. Просто рассказываю. Мне довелось побывать и пожить во многих странах мира, и, где бы я не был, после посещения главных исторических и культурных достопримечательностей этого места, следующим визитом были незабвенные толкучки. Ах, как я их люблю. Прививка детства осталась на всю жизнь!

Москва, Снегири, июль 2014

P.S.
Вот ссылки на некоторые работы некоторых художников великой двадцатки:
Сергей Блезе сhttp://kupitkartinu.ru/painters/bleze-sergey-georgievich/
Виктор Глухов  http://www.moscow-painters.ru/db/invention.php?id=141
Дмитрий Гордеев, пороясающий. http://anastgal.livejournal.com/567407.html
Провоторов – иерей и художник


Рецензии