Место встречи Берлин

Олег Никогосян
 

Место встречи Берлин
      1922 - 2012
               
«Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни.»
                Борис Кустодиев


В воскресенье 15 октября 1922 года в Берлине в помещении галереи Ван Димена (Унтер ден Линден 21) была открыта Первая Русская художественная выставка с 704 экспонатами 157 авторов*.
Она была открыта согласно достигнутой договорённости между Анатолием Луначарским – народным комиссаром Наркомпроса** и Эдвином Редслобом - Германским имперским «хранителем искусства» Reichskunstwart статс-секретаря искусства для всей Германии.
Это было время «русского бума» в Германии, досконально описанного Романом Гулем в томе первом Россия в Германии книги «Я унёс Россию. Апология русской  эмиграции».
К этому времени в Германии проживало 600 000 русских, из которых в Берлине 100 000. (В настоящее время в Берлине проживает около 150 000 русскоговорящих).
Функционировали русские церкви и школы, аптеки и магазины, библиотеки, рестораны и кабаре. 188 русскими издательствами печатались книги, учебники и пособия.
В берлинском Доме литераторов (Доме искусств) читали свои произведения А. Ремизов, В. Маяковский, В. Ходасевич, В. Шкловский, С. Есенин,Б. Пастернак, Б. Пильняк, М. Цветаева А. Толстой, Н. Бердяев, И. Эренбург и др. Активное общение советских и эмигрантских писателей было характерной особенностью литературной жизни русского Берлина.
Выставка, проходившая под эгидой рабочей помощи голодающим в России, привлекла многих. За 10 недель здесь побывало свыше 15 000 посетителей – большой успех для того времени.
На первом этаже экспонировались художники старшего поколения, на втором – авангардисты (треть всех экспонатов). В выставке участвовали как граждане России, так и проживающие за границей.
Среди них были представители разных художественных групп и направлений: «Передвижники», «Синий всадник», «Русский бубновый валет», «Мир искусства», импрессионизма, кубизма, суперматизма, а также не относящие себя ни к одному течению.

Разделы выставки: 1) живопись, 2) рисунок, графи ка, плакат, архитектурный рисунок и театральные декорации, 3) скульпту ра, 4) фарфор и декоративно–прикладное искусство.
Успеху выставки способствовало и издание иллюстрированного каталога на немецком языке со вступительными статьями Давида Штеренберга***, Эдвина Редслоба и писателя-публициста Артура Холичера.
 Во вступительной статье к каталогу Д. Штеренберг (прежде заведовавший Отделом ИЗО при Наркомпросе) называл выставку “первым действительным шагом к сближению” русских художников с их западными товарищами“.
Обложка каталога была выполнена Эль Лисицким****
В каталоге были размещены чёрно-белые фотографии 48 экспонатов выставки:
• Кустодиев: женщина у самовара
• Жуковский: Зима
• Архипов: чтение газеты; жена фермера
• Крымов: Пейзаж
• Коровин: Девушки
• Машков: Пейзаж
• Герасимов: Старая женщина
• Бурлюк: Портрет (Каменский)
• Фальк: Портрет
• Филонов: Состав
• Кузнецов: Пейзаж
• Лентулов: Две женщины
• Кончаловский: Портрет
• Шагал: Домохозяйка
• Певзнер: Натюрморт
• Рождественский: Натюрморт
• Удальцова: У фортепиано
• Попова: Состав
• Экстер: Венеция
• Малевич: Супрематизм
• Родченко: Не применяется
• Кандинский: Состав
• Древин: Состав
• Альтман: Петрокоммуна
• Большинство горных: Натюрморт (счет-фактура-контраст), Вазы (счет-фактура-контраст)
• Альтман: Россия (объект Polychronischer)
• Эль Лисицкий: Город
• Пуни: Натюрморт
• Бенуа: Пейзаж
• Чекригин: Руководители
• Шагал: Руководители
• Большинство горных: Исследование (литография)
• Козлинский: Ночь
• Шестопалова: уличная драка
• Бруни: ребенок
• Ермолаева: Театр украшения (Победа над солнцем)
• Якулов: Эскиз Московского камерного театра (Брамбилла)
• Альтман: театр модель украшения (Московский еврейский камерный театр)
• Татлин: лес (сценография)
• Экстер: украшения; Статуэтка (Московский камерный театр, "Ромео и Джульетта")
• Татлин: Contre-рельеф
• Габо: строительство пространствa С (модель со стеклянной скульптурой)
• Архипенко: Египетский мотив (фаянс); Рисунок (бронза)
• Габо: Конструктивная Глава № 2 в 1916 году (железо)
• Мехмецкий: дизайн комнаты
• фарфор из государственной мануфактуры Петербурга (1918-1922)
Прошло 90 лет.
15 декабря 2012 года в Берлине (Фридрихштрассе 176-179) в выставочном зале Российского Дома Науки и Культуры была открыта выставка современных российских художников, посвящённая «Первой Русской художественной выставке 1922 года», которая продлилась до 15 января 2013 года.
Это был совместный проект берлинского Клуба Диалог и берлинской Галереи Фортак, осуществлённый при поддержке «Россотрудничества» и Посольства Российской Федерации в ФРГ.
К открытию выставки был выпущен каталог «Место встречи Берлин» на русском и немецком языках. Во вступительной статье «Берлину посвящается...» Татьяны Форнер - руководителя Клуба Диалог в частности указано: «...Организаторы не ставили перед собою цели показать волну «второго русского авангарда».
...Выставка продолжает культурный диалог, начатый в далёком 1922 году, и ещё раз подчёркивает значимость этого диалога между Германией и Россией, а также ведущее место столицы Германии в этом диалоге.
...Сегодня, как и в далёкие двадцатые годы, русская интеллигенция играет важную роль в культурной жизни Берлина. Как и прежде, можно говорить о «русском Берлине».
В двадцатые годы Берлин был для эмигрантов из России прибежищем – сегодня столица Германии стала для русской интеллигенции местом важнейших культурных встреч.
В выставке «Место встречи Берлин» участвуют художники, чьи судьбы связаны с Германией, и прежде всего, с её столицей. Для некоторых из них Берлин стал второй родиной, другие, живя в России, снова и снова возвращаются в Берлин – важнейший центр современной культуры и искусства.
Творчество художников, представленных на нашей выставке, так или иначе базируется на великом наследии мастеров «первого авангарда», работы которых публике посчастливилось увидеть в Берлине в 1922 году на «Первой Русской художественной выставке» в галерее Ван Димена.»
В каталоге размещены цветные фотографии некоторых экспонатов выставки:
- Галина Рождественская: Портрет пианистки Н.Деевой; Голубой    пейзаж
- Давид Боровский: Панталоне; Фата-Моргана
- Коррина Претро: Салют; Ветер
- Рашит Агдамов: Псков осенью; Клюква с сельдью
- Ирина Александрина: Берлин, Музей Боде; Берлин, Вайдендаммский мост
- Пётр Лагутин: Сердцелов; Сумерки идолов
- Михаил Шнитман: Благославление Исаака (15 частей); Херувим
- Юрий Цуркан: Диптих; Мужской портрет
- Ольга Налётова: Мечтатель; Сусанна и старцы
- Сергей Кисилёв (Иксигон): Суперматическая композиция; Стратостат
- Елена Григорьева: Воспоминания о Египте; Флейтистка
- Ольга Контарева: Из серии «Церемония одевания»; Из серии «Церемония одевания»
- Татьяна Миллер: Иллюстрации к притчам Мананы Менабде «И время шло»
- Игорь Лившиц: Квадрат «Четыре женских цветка психической субстанции»; Квадрат «Конечная вечность»
- Валерий Курту: Александерплатц; Гедехнискирхе
- Элла Адамова: Черепаха Ню с ситаром; Большой хамелеон

Старая поговорка гласит «Когда грохочут пушки – музы молчат».
Неужто и впрямь зря создаются эти творенья...
 
Берлин - 2014


Примечания:
• - Участники выставки: Альтман Н. И., Анненков Ю. П., Арнштам А. М., Аронсон, Архипенко А., Архипов А. Е., Баранов-Россине, Беляев, Бенуа А. Н., Богуславская, Большаков, Бочков Ф. Н., Браз О. Э., Бруни Л. А., Бубнова, Бурлюк Д. Д., Буховецкий, Васильев Н. И., Васильков, Васнецов А. М., Веснин, Волков Н. Н., Габо, Гамбаров, Гауш А. Ф., Герасимов С. В., Грабарь И. Э., Григорьев Н. М., Грищенко А. В., Денисовский Н. Н., Древин А. Д., Добужинский М. В., Ермолаева Е., Жегин Л. Ф., Жуковский С., Завьялов В. В., Зайцева, Замошкин, Залит, Иванов, Идельсон Р. В., Иогансон Б. В., Каган, Кандинский В. В., Каплун А. В., Карев, Клюн И. В., Клуцис, Козинцева, Козлинский В. И., Колесников, Кольцов, Комарденков В. П., Кончаловский П. П., Коровин, Королев, Красовский, Кравченко А. И., Крейтор, Кринский В. Ф., Круглов, Крымов Н. П., Кудашов, Кузнецов П. В., Купреянов Н. Н., Куприн А. В., Кустодиев Б. М., Лавинский А. М., Ладовский, Лапшин, Лебедев В. В., Леблан М. В., Ледантю, Лентулов А. В., Лисицкий Л. М., Максимов Н. X., Малевич К. С., Малкин, Малютин С. В., Маниссон, Мансуров П., Мапу, Матвеев, Маторин М. В., Машков И. И., Медунецкий К. К., Медведев, Мезенцев С. А., Миклашевская, Милиотти Н. Д., Митурич П. В., Молчанов К. М., Моравов А. В., Моргунов А. А., Назаревская М. С., Нестеров М. В., Никритин, Носков, Олейник, Осмеркин А. А., Павлов, Певзнер, Перекатов, Перин, Пестель, Петровичев П, И., Попова, Прусаков Н. П., Пуни И., Пэн, Радимов П. А., Родчанко А. М., Рождественский В. В., Розанова Н. А., Романович С. М., Сарьян М. С., Сахаров Н. А., Светлов С. Я., Свешникова, Северин, Синезубов Н. В., Соколов, Стенберг В. А., Степанова В. Ф., Татлин В. Е., Туржанский Л. В., Тырса Н. А., Удальцова Н. А., Усачев А. И., Фальк Р. Р., Фаворская, Федоров, Федоровский Ф. Ф., Филонов П. Н., Хохряков Н. Н., Цейтлин, Чайков И. М., Чекмезов, Чекрыгин В. Н., Чернышев, Чехонин С. В., Шагал М. 3., Шевченко, Шемякин М. Ф., Шестопалова-Меньшутина Е. И., Широков А. И., Школьник И. С., Штеренберг Д. П., Штрогеминский, Щербиновский Д. А., Эйгес В. Р., Экстер А. А., Энгель Ю. Д., Юдин, Юон К. Ф., Якимченко А. Г., Якулов Г. Б.
** - Наро;дный комиссариа;т просвеще;ния (Наркомпрос) — государственный орган РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др
*** - Штеренберг Давид Петрович (1881 -1948)— русский и советский художник, живописец и график, один из основных представителей современного русского изобразительного искусства первой половины XX века.
**** - Ла;зарь Ма;ркович (Мо;рдухович) Лиси;цкий (1890-1941) (книжную графику на идише подписывал именем Лейзер (Элиэзер)  — советский художник и архитектор. Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Совместно с Казимиром Малевичем разрабатывал основы супрематизма.


Рецензии