Подарок Булата Окуджавы
В марте 1964 года Булат Окуджава был в Новосибирске, а 30 марта посетил мастерскую Николая Грицюка. Об этом Замира Ибрагимова описала эту встречу в своей книге:
"Приехал Окуджава — и мы слетелись в Мастерскую на встречу с Человеком, чьими песнями дышали, держались, защищались от мертвечины официоза, от соблазнов около-прилавочного обогрева. Хозяин показывал работы. Окуджава пел. И они вспоминали войну — оба фронтовики. А мы глазели. Внимали. Подпевали. Кто-то пытался втянуть Мастеров в кромешный спор о «злобе дня», но поэт и художник были так же далеки от злобы, как их день — от газетной однодневки".
((с) Ибрагимова Замира. «Я пишу настроения: Николай Грицюк и его живопись». Новосибирск: Харменс, 2006)
На память об этой встрече Булат Окуджава записал стихотворение, автограф которого на снимке. Рукой самого Окуджавы записано название , само стихотворение и дата записи.
Художник Пиросмани
Николаю Грицюку
Что происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,
из рамок примитивных,
из всякой суеты
и продает картины
за порцию еды…
Худы его колени
и насторожен взгляд,
но сытые олени
с картин его глядят,
красотка Маргарита
в траве густой лежит,
а грудь ее раскрыта –
там родинка дрожит.
И вся земля ликует,
И вся земля поёт,
и он её рисует
и Маргариту ждет.
Он жизнь любил не скупо,
как видно по всему...
Но не хватило супу
на всей земле
ему.
30 марта 1964 год
Новосибирск
Булат Окуджава
Я узнал о том, что в архиве художника найден автограф Окуджавы 29 мая 2008 года из блога А.Г. Раппопорта. Он написал: «Найден автограф Булата Окуджавы, датированный 30 мая 1964 г.». Видимо, насчёт мая – описка. На автографе ясно читается месяц – март.
Александр Григорьевич Раппопорт рассказывает о дальнейшей судьбе этого стихотворения.
«Много лет спустя Булат Шалвович начитал это стихотворение для снимавшегося на «Новосибирсктелефильме» режиссёром Климом Долгиным фильма о Н.Д. Грицюке. Авторское чтение вошло закадровым текстом в картину, а у меня сохранилась копия видеосъёмки, сделанной в московской квартире Булата Шалвовича в Безбожном переулке.
Он сидит в кресле, на фоне увешанной живописными работами стены своей квартиры и, предваряя чтение стихотворения, говорит:
— Это стихотворение, посвящённое Николаю Грицюку, я написал в шестьдесят третьем – шестьдесят втором году — я сейчас не помню. Было оно в 60-е годы опубликовано в «Юности», потом вошло в книжки. Я помню, это была такая встреча, странная немножко — тесная мастерская в Новосибирске... и вот она как-то ассоциировалась у меня с тем потом, что я написал... Называется это стихотворение «Песенка о художнике Пиросмани»... (Читает стихотворение).
Сейчас дату встречи в мастерской Художника можно назвать точную - она сохранилась на автографе стихотворения, который был записан в тот вечер Булатом Шалвовичем на большом желтоватом листе бумаги формата А3, найденном в бумагах Николая Демьяновича Грицюка.
Почти без изменений стихотворение вошло затем в книжки и журнальные публикации Б. Окуджавы.. Поменялось лишь название - стихотворение, первоначально названное "Художник Пиросмани", стало называться "Песенка о художнике Пиросмани", а строчка "И вся земля поёт" изменена автором на "ликует и поёт". Конец цитаты.
Добавлю к этому, что ещё одно слово было изменено. В первоначальном тексте строка: «а грудь её раскрыта». В последующих текстах: «А грудь её открыта».
Как хорошо, что сохранился автограф Булата Окуджавы, - свидетельство встречи поэта и художника в новосибирске 30 марта 1964 года.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/07/23/251
Свидетельство о публикации №214072300164