Филантропия российского купечества

Доброта и человеколюбие  являлись и  являются главной чертой нашего  народа,  неоднократно подмеченные иностранцами,  что создало прочную основу  для давних и крепких традиций русской благотворительности. Говоря о русском меценатстве и  благотворительности, на ум нашему человеку сразу приходят фамилии  купцов - филантропов Морозовых ,Третьяковых, Бахрушиных  и др. Именно представители крупного дореволюционного бизнеса ,тратившие  огромные средства на различные пожертвования,  стали визитной карточкой российской благотворительности.   Именно они способствовали не только развитию капиталистических отношений, чей товар неоднократно  удостаивался признания на международных выставках и ярмарках,  но и во многом делали попытки  залатания таких дыр, как практически  отсутствие привычного для нас сегодня стабильного социального обслуживания (пенсии, пособия по безработицы и т.д.), низкий прожиточный минимум большинства населения, тяжелые условия труда, нехватка жилья, школ и т.д., что были характерны в дореволюционной Российской империи . Бесспорно среди них было и  много грубоватых , недобросовестных, проматывавших огромные состояния и  нещадно эксплуатирующих своих рабочих промышленников и купцов ,многие из которых были  увековечены в пьесах Островского .   И все же в их среде было  немало  людей высоких моральных качеств, большого сердца,  строивших бесплатные больницы и школы ,дома дешевого жилья, безвозмездно вкладывавшие  свои огромные капиталы в развитие науки и культуры .
 Сегодня, когда вновь возрождаются славные традиции российской благотворительности,  нелишним будет вспомнить  о известных и не очень   предпринимателях-филантропах России 19 в, для которых такое современное  понятие, как социальная ответственность бизнеса, не была пустым звуком.
 Но для начала ,пожалуй ,следует несколько слов сказать об истории благотворительности в целом.
  Корни русской филантропии, несомненно, следует искать в христианской вере. Именно с принятием  христианства,  и как следствие христианских ценностей, на Руси помощь убогим ,больным и страждущим  стало воспринимается как богоугодное занятие ,одно из главных и неотъемлемых  добродетелей христианства, гарантирующая подающему покаяние и  царство небесное . Для средневекового человека,  насквозь  пропитанного  религиозным сознанием, эти предписания  вскармливались с молоком матери и содержались  в текстах многих древнерусских наставлений и поучений   .  Сами нищие и страждущие воспринимались, как воплощение Иисуса Христа и у всех на  слуху было высказывание из Евангелия: "Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, меня посетил". Первоначально помощь   нищим и обездоленным  оказывали  монастыри и церкви, которые в свою очередь сами во многом  содержались за счет частных подаяний,  а сама практика подаяния и милостыни восходит к так называемой церковной десятине ,обозначающая  сначала налог в пользу церкви, а затем  трансформировалась  в более широкое понятие, как жертвование десятой части своего дохода на благое дело. Цари и великие князья лично показывая пример благочестия своим подданным ,также занимались благотворительностью . Великий московский князь Иван получил прозвище Калита по денежному мешку ,из которого он раздавал милостыню. Известно также , что царь Алексей Михайлович ,  который отличался своей набожностью, охотно раздавал милостыню и лично содержал в своем дворце в кремле группу  нищих.
 Первые попытки  правительства на государственном уровне оказывать   помощь бедным  и нуждающимся относятся к  1551 г в правление Ивана Грозного ,когда на Стоглавом соборе  было постановлено  следующие: “Да повелит благочестивый царь всех проклаженных и престаревшихся описати по всем градом... Да в коемждо граде устроити богадельни мужския и женския, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигдеже главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одежею”.
Однако, говорить о какой -то эффективной и реальной помощи бедным  со стороны государства, регулированной законами и указами, можно лишь в царствование Екатерины Второй, хотя практика помощи нуждающимся  со стороны государства существовала в Европе уже в 16 в. В 1775 г. в 40 –ка губерниях были учреждены приказы общественного призрения  под председательством губернатора для устройства сиротских домов, богаделен, больниц и т.д. Важным моментом  было также, официальное разрешение частной благотворительности (например, пожертвование в  те же приказы общественного призрения, исходившие первоначально от финансирования     государства, в частности от штрафов купцов и мещан),которое  было прописано в акте "Учреждения о губерниях», ставшие преддверием возникновения  приказов . Таким образом, к концу 18 в. в России  появилось несколько различных благотворительных учреждений, действующих как в системе приказов, так и вне ее.  По инициативе самой же Императрицы были основаны воспитательные дома для детей в Москве и Петербурге. Так началась богатая и славная традиция русской благотворительности.
 19 век продолжил развитие института благотворительности, как частной так и государственной .  В 1802 г. по ,инициативе Александра 1, было создано  «императорское человеколюбивое общество», взявшее опеку, над заведенными частными лицами   различными  благотворительными организациями и заведениями, число которых ( как под   ведомством общества так и  "на особых положениях управляемые") постоянно росло . Частыми стали и пожертвование частных лиц, в основном купцов и дворян деньгами и движимым и недвижимым имуществом при жизни и по завещанию . Работа  в человеколюбивом обществе рассматривалась, как прямая государственная служба, чиновники этого ведомства носили свою определенную форму и  награждались особыми нагрудными знаками .
Сам же порядок работы общества, как и всей благотворительности в целом, строго и досконально регламентировался актами, законами ,постановлениями («Устав о общественном призрении» вошел в Свод законов Российской империи 1832г.) ,что в условиях разветвленной бюрократии и волокиты значительно снижала ее эффективность . Так ,например, от центрального правительства(замененного 1897 г. губернатором на местах)  требовалось получить специальное  разрешение  на открытие того или иного "богоугодного»  заведения ,пусть даже самого малочисленного, внесение суммы , утверждения устава и т.д. Однако, нельзя не  отметить и позитивную сторону этого процесса . Например ,целый ряд законов, связанных с конкретным случаем ,когда один купец, внеся сумму на строительство богадельни, в дальнейшим не смог ее должным образом обеспечить,  предусматривал запрет открывать благотворительные заведения в случаи неспособности "донора" ,пожертвовавшего на строительство,  ее содержать и обеспечить всем необходимым. Также некоторые постановления касались рационального распределения пожертвований ,разбора и контроля разных категорий нуждающихся, дабы денежные средства шли по настоящему нуждающимся людям, а не различным аферистам ,для которых попрошайничество было постоянным ремеслом. Наконец, закон от 1816 г. «О непринятии от порочных людей пожертвований и о не награждении их за оные» предусматривал необходимые  морально-нравственные качества жертвователя ,который не искал выгоды в благотворительности.
 Но пожалуй  наибольшего рассвета российская благотворительность достигает в период от реформ 60 годов 19 в Александра  Второго до начала октябрьской революции. Внимание общества к наиболее незащищенным слоям населения непрерывно растет  По всей России на средства благотворителей  открываются множество богаделен, сиротских домов , бесплатных всесословных больниц и т.д. Издаются периодические издания ,посвященные благотворительности. Возникает множество частных филантропических организаций различного толка и направления , например, общества помощи определенной сословной группе ,профессии, национальности и т.д. Состоявшийся в 1910 г. первый Всероссийский съезд деятелей по призрению, констатировал существования в Российской империи 4762 благотворительных обществ и 6278 благотворительных заведений (львиная доля которых сосредоточилась в Москве и  Петербурге), которые финансировались  в основном частными лицами, в большинстве своем купечеством и предпринимателями .
 Именно русское купечество ,располагавшее во второй половине 19 в с развитием капиталистических отношений в России большим капиталом, стало главным лицом благотворительной России . Во многом это было связанно с глубокой религиозностью многих купеческих семей, некоторые из которых придерживались строгих старообрядческих традиций, как ,например ,династии Морозовых  и Рябушинских,  а также с особенным бережным и ответственным отношением предпринимателей к своим капиталам . Они понимали, что хотя огромные капиталы ,накопленные целыми поколениями, формально и принадлежали им, но на самом деле в них генерирован огромный труд большого количества людей, работающих на их фирмы, и соответственно распорядится им нужно во благо людей и общества.
Говоря о купеческой благотворительности в России в целом,  следует обратить внимание на три важных фактора.  Во - первых , наибольшая активность благотворительной деятельности предпринимателей  приходится на вторую половину 19 в начало 20 в. Во- вторых, первое место по количеству различных купеческих пожертвований среди городов Российской империи занимает Москва. Наконец  ,завещания денежных средств ,движимого а особенно недвижимого имущества на богоугодные дела было   главным источником пожертвований среди купцов, что отнюдь не исключало и довольно больших  пожертвований при их жизни.
 Теперь непосредственно о самих предпринимателях-благотворителях.
Бедность всегда была  главным  социальным бичом любого общества . И Россия была не исключением  где по данным журнала «Трудовая помощь» за 1915 г . «число нуждающихся в помощи  равняется  8 млн. человек»   Это прекрасно понимали купцы и промышленники , многие из которых сами были  из крестьян и мелких ремесленников. Как, например ,династия крупных российских предпринимателей  Рябушинских , вышедших  из крестьянства, которые открыли в 1891 г., в принадлежавшем им  доме в Москве, народную столовую, в которой ежедневно  получали бесплатные обеды около 300 человек. Не отставал от них другой московский купец, текстильный фабрикант Ф.Я.  Ермаков(о нем будет еще сказано ниже), который организовал в своем московском особняке бесплатную народную столовую, где кормил ежедневно 500 человек. Им же   в Москве проводились субботние раздачи денежной  милостыни , на которых собиралось каждую неделю до 5 тысяч  нищих. Еще один видный московский предприниматель, «коньячный король», Поставщик Двора Его Императорского Величества, Н. Н .Шустов в 1911 финансировал строительство (известным архитектором в стиле модерн Эрихсоном) и содержание здания «Пресненского попечительства о бедных» в Москве  ,  ставшим одним из образцовых в Москве .  В здании попечительства располагалась бесплатная столовая с трехразовым питание. Вот что подавалось там, например, на обед: «Щи или Борщ с пирожками, или на выбор уха стерляжья; каша перловая с говядиной или картофель отварной с осетриной; хлеб белый и ржаной, масло; чай, молоко, кофе – на выбор; десерт». Многие  купцы в провинции также славились своим нищелюбием. Как например, крупный хлебопромышленник второй половины 19 в.    нижегородский купец Н.А.  Бугров, который собственноручно раздал 10 млн рублей милостыни  .Также весьма   распространённой среди российского купечества  была материальная помощь наиболее  бедным  и пострадавшим от голода   регионам Российского государства, а также родным селам и деревням, откуда вышли их предки . Денежную помощь оказывали купцы и  на преданное бедным невестам, выдававшиеся в  виде денежного пособия из фонда купеческого общества.
Богадельни- приюты для пожилых, нетрудоспособных, неимущих  категорий населения также находились в широком поле зрения  российской купеческой благотворительности.  Богадельни всесословные или для лиц определенного сословья  были в практически в каждом крупном городе дореволюционной России и имели свой устав  . По данным 1901 года в богадельнях проживало 670 тыс. человек.  Многие   купцы и бизнесмены в тех или иных масштабах способствовали их возникновению и финансированию . Особого размаха достиг в этом деле, уже упоминавшийся, фабрикант Ф. Я . Ермаков . Под его финансированием  находились три крупные московские богадельни для неимущих крестьян. Две из них в Сокольниках  и одна  около Трехгорной заставы имели 1000 мест в каждой и были одни из самых крупных в Российской империи.               
Пресловутый  жилищный вопрос, который остается  актуальным и сегодня, не идет не в какое сравнение с пореформенной Россией, когда с отменой крепостного права и последующим развитием капиталистических отношений многие крестьяне в поисках заработка  двинулись в города, пополняя только что возникший рабочий класс. Особенно остро нехватка жилья ощущалась в Москве. Многие рабочие со своими семьями были вынуждены ютиться в  квартирах и ночлежных домах   коечно-коморочного типа в ужасной тесноте и антисанитарии или ночевать прямо у станка. Это не оставалось незамеченным  наиболее прогрессивными  купцами и промышленниками,  которые сами  во многом были заинтересованы  в благоустройстве своих рабочих.  Морозовы, Прохоровы, Коншины и другие передовые промышленники устраивают около своих предприятий   целые жилые комплексы с  бесплатными просторными казармами с удобствами   для рабочих, бесплатные  больницы ,школы, ремесленные училища , богадельни и т.д. Рябушинские  отводили  рабочим,  многие из которых были бывшие крестьяне ,бесплатный участок земли под 6 соток и обеспечивали их беспроцентным кредитом для постройки собственного дома . Вообще, некоторые, хоть и немногочисленные представители тогдашнего делового мира, прекрасно осознавали ответственность перед своими рабочими и шли им навстречу . Так владелец Трехгорной мануфактуры   Т. В.Прохоров,  еще в первой половине 19 в. ,первым из российских промышленников  установил на своей фабрике 10 часовой рабочий день и заключял договор ,регулирующий взаимоотношения между фабрикантом и рабочими . Один из пунктов этого договора гласил, что рабочие могли требовать от хозяина «попечительства об их спокойствии и благосостоянии». Другой купец , суконный фабрикант С.И. Четвереков, вводит на своей фабрике   в 80 годах 19 в. 9 часовой рабочий день, что было неслыханно для тех времен.
Также в Москве, при доме призрения купцов Боевых(в их честь назван 1-й и 2-й Боевская улица и, 1-й и 2-й Боевский переулкок в Москве в Сокольниках) с богадельней на 300 человек, действовали два дома бесплатных квартир для бедных семейств и круглых сирот при родственниках с бесплатной врачебной помощью, в которых проживало к 1912 г. 69 семей (128 взрослых и 161 ребенок). В 90 годах 19 в. на капитал  в 1.236.000 рублей известная династия купцов Бахрушеных построила в Москве  для  бедных вдов с детьми всех сословий и для для бедных девиц, обучающихся в высших женских учебных заведениях или курсах, дом бесплатных квартир с недорогой столовой, бесплатным начальным  училищем для детей обоего пола, с двумя детскими садами и залом для детских игр. К 1912 году в доме имелось 456 квартир, каждая из которых состояла из одной  комнаты площадью от 27 до 60 кв. аршин (13.7 - 30.4 кв.метров).




Купечество  активно финансировало и открывавшиеся по всей Российской империи   работные дома трудолюбия ,где нуждающийся в заработке человек мог найти временную или постоянную работу ,кров, еду. Например, в Петербурге  на крупные пожертвования А. Н.Демидова, происходившего из известной династии горнозаводчиков, в 1833 г. был открыт Демидовский дом трудолюбия , главной целю которого было  «бедным лицам женского пола свободного состояния доставить способы к производству рукодельных работ, посредством которых они могли бы честным и полезным образом снискивать содержание себе и своим семьям». В это заведение ежедневно приходило    на работу 150–275 женщин из различных сословий . Работниц кормили несколько раз в день, снабжали инструментами и материалами для работы. Заработать своим трудом предоставлялась возможность и арестантам, находившегося неподалеку Литовского замка. Демидовский дом трудолюбия организовал также несколько бесплатных столовых в Петербурге .В 1914 г. в Москве состоялось открытие здания  биржи труда  на завещанные  М. Ф.Морозовой средства . Биржа находилась на Хитровки, в одном из самых неблагополучных районов Москвы, где сотни людей, в основном приезжих, искали работу под открытым небом в холод и дождь, и должна была способствовать развитию цивилизационного рынка труда.
    Хорошо понимая,  что дети- это наше будущие, многие российские купцы и промышленники тратили огромные средства на открытие и финансирование детских приютов , школ, училищ,  и т.д., становясь попечителями того или иного детского  учреждения. Например, на средства купца первой гильдии С. М.Трусова в Тюмени  в 1872 г. было открыто Владимирское ремесленное сиропитательное  заведение, где  в разные годы одновременно воспитывались от двадцати до сотни ребят обоего пола  и, где помимо начального образования, воспитанники  получали профессиональные навыки. Девочек учили рукоделию, а мальчиков- мужским ремёслам,  помогая им после выхода из приюта в их дальнейшем трудоустройстве.  А при выше упоминавшийся Демидовском доме трудолюбия были открыты, так называемые, детские комнаты –первый в России детский сад, где одновременно  получали опеку  более сотни детей, а также основана  Камер-юнгферская школа, на 140 девочек из сирот и детей бедных родителей, готовившая девочек к работе горничными. И это только самая маленькая толика всего того ,что сделало российское купечество на ниве детской благотворительности.         .
     Отдельно стоит рассказать о Рукавишниковском приюте для малолетних преступников в Москве .
Глава семьи Руковишниковых Василий Никитич (прадедушка известного русского писателя Набокова)  был крупным  Уральским  золотопромышленником – миллионером , перебравшимся в 1855 г. в Москву. Располагая огромным отцовским состоянием и получив хорошее образование,  трое сыновей Василия Никитича не стали продолжателями отцовского бизнеса,    а занялись различными общественными и государственными делами.  Младший сын Н.В.Руковишников   учился в Московском университете на физико-математическом факультете, а потом в Горном институте. Увлёкшись идеями перевоспитания трудных подростков, Николай Васильевич в 1870 стал директором, а также  воспитателем, исправительного приюта  для  малолетних преступников, посвятив этому делу всю оставшуюся жизнь и поставив систему заботы и  воспитания подростков-правонарушителей на совершенной иной уровень .  Руковишниковы  купили неподалеку от современного министерства иностранных дел на Смоленской здание, где и обосновался приют. Николай Васильевич 5 лет руководил приютом . Он  умер от пневмонии  в возрасте  29 лет.  Однако, дело Николая Васильевича взял в свои руки его  брат будущий московский городской глава (1893-1897) Константин Васильевич . Хотя  Константин Васильевич и не принимал такого живого участия в жизни приюта как его брат, он оставался его попечителем вплоть до своей смерти в 1915г., пожертвовав приюту полмиллиона рублей, выстроив целый комплекс  зданий и пристроек с церковью, развив приют до мирового уровня  .
   Итак, что же из себя представляло данное заведение?  В приюте воспитывались  и одновременно проходили свои сроки  около 200 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, получившие или ожидающие  первую судимость за те или иные правонарушения, в том числе и за бродяжничество. Целью приюта было оградить  малолетних правонарушителей от  тюрьмы,  пребывание  в которой само по себе было тяжелым,  тюремных элементов     и не дать вовлечь подростков  в  преступную антисоциальную жизнь .  Ни колючей проволоки, ни других атрибутов тюремной обстановки в приюте не было.  При приюте была школа, в которой обучали русскому языку, арифметике,   истории ,закону божьему и другим предметам. Воспитанники гуляли в парках и ходили на экскурсии . Большое внимание уделялось спорту : в приюте находился гимнастический зал,  летом дети купались в Москве реке,  а зимой заливался каток.  Однако, главным  средством перевоспитания в гимназии  был труд и овладение тем или иным ремеслом, которые  давали  воспитанникам возможность само реализоваться и заработать на жизнь, тем самым не свернуть на деструктивный путь развития . На территории приюта располагались хорошо оборудованные столярно-кузнечная, сапожная, портняжная, брошюровочная, малярная и футлярная мастерские . У каждого мастера было на обучении  по 4-5 малолетних учеников , что давало возможность лучше усвоить ремесло . Николай Васильевич Рукавишников   сам работал в мастерских рядом со своими воспитанниками, подавая им свой личный пример. Вообще, Николай Васильевич,  как уже отмечалось ,принимал активное участие в жизни своего приюта : Он разрабатывал собственные образовательные программы, часто гулял вместе со своими подопечными.
 Не отставал от брата и Константин Васильевич. В 1904 г. им был основан около подмосковного Дмитрова специальный филиал приюта с сельскохозяйственным уклоном  для малолетних преступников из деревень .  Сам же приют Руковишниковых   имел международную репутацию и известность (в Бразилии существовал  приют, пользовавшийся такой же методикой, также называвшийся Руковишниковским) . В 1885 г. Константин Васильевич принимал участие во всемирном тюремном конгрессе в Риме ,куда съехались представители всех европейских благотворительных учреждений, которые занимались социальной адаптацией заключенных. Он был также и одним из инициаторов  поправок к закону о малолетних правонарушителях.
   Достигнув восемнадцатилетнего возраста и покидая стены  приюта, воспитанникам выдавалась определенная сумма денег, накопленная от продажи товара, производившегося в мастерских . Но на этом ответственность руководства приюта к своим воспитанникам не заканчивалась . Их на 3 года устраивали в определенные заводы и фабрики, пользующиеся хорошей репутацией , где за ними наблюдали . Если по истечению 3 лет бывший воспитанник не совершал серьезных нарушений, то администрация приюта  могла предложить ему некоторую сумму денег  для организации собственного небольшого дела,  например, для открытия собственной мастерской . Любопытны результаты воспитательного процесса в приюте : из каждой сотни бывших   воспитанников  в криминальную среду возвращалось 4-5 человек.  В 1920 г. приют был закрыт.
  Заботились купцы и о здоровье населения . Особенно щедрым в этом деле было московское купечество  . Так по завещанию московского текстильного фабриканта К. Т. Солдатенкова   «для всех бедных… без различия званий, сословий и религий» была на его средства  основана в начале20 в. Солдатенковская больница, ставшая впоследствии  известной как Городская клиническая больница имени С.П. Боткина . На завещанные средства  другого московского купца –Викулы Морозова 

была построена  не менее известная детская Морозовская больница . А по инициативе Московского градоначальника и предпринимателя, двоюродного брата известного  К.С. Станиславского    Н. А. Алексеева( Алексееву Москва обязана открытием водопровода и канализации) , который сам лично  много жертвовал на благотворительность,  был организован сбор средств среди купечества на строительство больницы для душевнобольных, которая открылись в 1894 в, последствии  дополненная новыми корпусами и ставшая крупнейшим заведение такого рода в Европе. В советское время больница получила название Кащенко.
На рубеже 19-20 веков в районе Девичьего поля в Москве для медицинского факультета  Московского Университета был выстроен целый клинический городок( сегодня он принадлежит Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова),   на строительство и содержание  больниц и клиник  которой московское купечество выделило значительные  средства . Так на средства купцов Морозовых была возведена крупнейшая в России онкологическая  клиника . В.А. Алексеева, родственница упоминавшегося Алексеева,  финансировала строительство университетской поликлиники, в которую  мог обратиться за помощью каждый москвич( также  на средства Алексеевой была построена в Москве глазная больница для бедных, в которой всем нуждающимся оказывалась бесплатная медицинская помощь и бесплатно выдавались лекарства)  ,  на пожертвования Ю. И. Базановой ,жены иркутского золотопромышленника И.И.Базанова,   была открыта первая в России клиника ушных, носовых и горловых болезней и т.д.
Купечество не ограничивается только финансовой помощью  клиническому городку .  Оно нередко приглашает возглавить клиники университетского городка  талантливых врачей-специалистов . Например, известная своей большой  благотворительностью В.А. Морозова  была инициатором назначения известного психиатра С.С. Корсакова  на должность главного врача в    построенной на ее средства психиатрической клиники .  А известный в Москве меценат купец-миллионер ,П.Г.  Шелапутин  специально строит для профессора Московского Университета  В.Ф. Снегирева  на том же Девичьем поле Гинекологический институт.   П.Г. Шелапутин  случайно познакомился с ним и, узнав у него ,что тот мечтает стать доктором, но не может этого сделать из за нехватки денег , профинансировал все его обучение, в том числе и за границей . Павел Григорьевич не ошибся.  В.Ф. Снегирев  стал известным врачом ,  один из основоположников гинекологии,  как научной дисциплины в России, а возглавляемый им Гинекологический институт стал одним из лучших в Европе в данной области  .  П.Г. Шелапутин ,о щедрости которого, кстати, ходило выражение «угостить по -Шелапутински»(т.е. даром )был также инициатором  создания и крупным жертвователем  Благотворительного общества  помощи бедным больным, престарелым слушателям, сиделкам и их семьям .
Вообще, стоит сказать, что  купечество, в особенности московское, активно финансировало российскую гинекологию(так  в том же клиническом городке на Девичьем поле помимо Шелапутинского  гинекологического института ,на купеческие средства  были сооружены еще акушерская и гинекологическая клиники),  которая тогда на стыке  19-20 веков находилась в зачаточном состоянии и как  следствие высокая смертность населения,  подавляющая часть которого предпочитала принимать роды у себя дома у непрофессиональных повитух.  В 1889 г.» шоколадный король» ,купец А.И. Абрикосов  открывает  для работниц своей фабрики в Москве  бесплатный  родильный приют и гинекологическую лечебницу . Возглавил приют известный гинеколог, изобретатель  знаменитой Рахмановской родовой кровати А.Н. Рахманов, сформулировавший современную систему охраны здоровья матери и ребенка.  За год приют  принимал до двухсот женщин и  отличался самым низким в стране процентом смертности - менее процента.  На средства городской казны и на  завещанные деньги А.А. Абрикосовой, у которой родилось 22 ребенка (5 умерли в младенчестве ) , строиться более значительное гинекологическое учреждение  -«Городской родильный дом имени А.А.Абрикосовой», который распахнул свои двери в 1906 г. Возглавил роддом тот же А.Н. Рахманов. Он организовал в роддоме отделение для новорожденных, ввел ставку педиатра и основал там  научную кафедру, где десятки врачей изучали акушерство и гинекологию.  Ежегодно роддом принимал до 6 тысяч пациентов.
Провинциальное купечество также  жертвовало немалые средства на создание и обеспечение медицинских  учреждений в своих регионах. В Ростове –на-Дону в конце19 в. на средства местных купцов была выстроена  Ростовская  городская больница, на тот момент-  одна из лучших на юге России . А в Казане в 1910 г. на средства купца-хлебопромышленника Я.Ф Шамова и его жены   открылась  Шамовская больница , имевшая репутацию лучшей больницы Казанской губернии и Татарстана .
Одним из критериев нравственно и социально здорового  государства и общества в целом  является то, как оно относится к пожилым  людям ,детям,а также  солдатам, проливавшим кровь на полях войны . Русское  купечество не могло остаться равнодушным к  защитникам  богатого на войны  отечества . Они помогали различным общественным и государственным организациям,  таким как общества сестер милосердия и красный крест,  оплачивали строительство больниц и лазаретов для раненых солдат, а нередко сами размещали их в своих домах, например,  на глазковской даче «Луна», владель¬цем которой был иркутский  купец   Домбровский, начал работать полевой  госпиталь на 200 раненых в ходе русско-японской войне, а на средства   А.И. Абрикосова  строятся дома бесплатных квартир для военных пенсионеров,  финансировали санитарные поезда, отправляли на фронт медикаменты, провианты,обмундирование, оказывали помощь семьям погибших солдат, как это делал С.В. Алексеев, родственник городского главы Алексеева, по инициативе которого московским купечеством было собранно свыше 1 миллиона рублей в пользу семей погибших и инвалидов русско-турецкой войны 1877—1878 годов и т.д.
Купцы , будучи глубоко верующими людьми, многие из которых были церковными старостами в местных приходах, не жалели средств на  строительство  храмов и монастырей  . Известный благотворитель и филантроп, владелец золотых приисков купец  И.М. Сибиряков, писавший Льву Толстому: «Помогите я страшно богат», пожертвовавший более 2 миллионов рублей на различные церковные нужды, перед своим уходом в монастырь передал все свое имущество на благотворительные цели .Другой купец Д.И.Хлудов  из известной текстильной  купеческой династии Хлудовых ,тоже отличавшийся высокой религиозностью, также  пожертвовал немалые средства на строительство и устройство церквей и монастырей . В 1871 г. он основал Московское епархиальное училище иконописания и ремесел ,относящихся к украшению храмов , передав ей дом с участком земли на вечное пользование .Купечество других религиозных конфессий и вероисповеданий на свои средства строила мечети,синагоги,костелы и т.д. 
  То что купец, это бывший крестьянский мужик невежественный и полуграмотный ,интересующийся только своим бизнесом, не совсем  соответствует истине,особенно во второй половине 19 в. В это время  купцы активно втягиваются в общественную, и культурную жизнь страны, а многие купеческие отпрыски  получают хорошее образование в том числе и за рубежом , становясь потом известными учеными и деятелями искусства. Поэтому не удивительно, что меценатство-покровительство культуре и науке тоже  находило  в купеческой среде большой отклик. На их средства  основываются и содержатся гимназии и  университеты, например, на завещанное состояние золотопромышленника А.Л. Шанявского в 1908 г основывается Московский городской народный  университет в честь его имени (сегодня это Российский Государственный Гуманитарный Университет), где  принимали всех желающих  учиться, а незадолго до революции 1917 года  в Перми по инициативе и при активной материальной  помощи пароходавладельца   Н.В. Мешкова  появляется Пермский государственный университет – первое учреждение высшего образования на Урале. Помимо  развития высшего образования купцы способствовали  возникновению ремесленных  училищ , таких  как Комиссаровское техническое училище в Москве , основанное в 1865 г. на средства железнодорожного промышленника П.И. Губонина, считавшиеся  одним  из лучших в Российской империи технических училищ. Заботились купца и о самих учениках: оплачивали их обучение выдавали, стипендии, строили общежития.
Большим  вкладом купцов на ниве просвещение было широкое и общедоступное распространение книг . Огромную лепту в это дело внес крупный книгоиздатель И .Д. Сытин, которого народ воспринимал  неофициальным «министром народного образования», продававший во второй половине 19 в.  произведения  классиков русской литературы, научные и учебные труды по значительно низким ценам,  что может считаться в какой то степени актом меценатства,  а также «русский Козима Медичи»- купец К.Т.Солдатенков , издательство которого впервые познакомила читателей с  творчеством Тургенева,  Белинского и работами многих других писателей и ученых, продававшихся тоже по дешевым ценам.  А благодаря пожертвованиям В.А Морозовой,  в Москве в 80 годах 19 в. появилась читальня-библиотека имени Тургенева – первая бесплатная общедоступная  библиотека на тот момент.
   Российские купцы также материально обеспечивали  научные экспедиции и исследования,  нередко становясь их непосредственными участниками. Сибирский  золотопромышленник А.М. Сибиряков ( в честь него был назван остров в Енисейском заливе и ледокол «Сибиряков»)   не только финансирует  целый ряд плаваний   и экспедиций ,   направленных на изучение «Северного морского пути» и поиска кратчайшего транспортного маршрута, соединяющего  Европу  с Дальневосточно-Сибирским регионом  как, например, известное  первое сквозное(с одной зимовкой в пути)  плаванье по Северному морскому пути из Атлантики в Тихий океан 1878-1880 гг  шведского географа исследователя Арктики Норденшельда,  но и сам лично участвует во многих из них . Так в одном из них в 1884 г.   он  открывает, а затем обустраивает  180 километровый «сибирский тракт» , связавший Сибирь с Европой, который  благотворно отразился на экономике и торговли Сибирского региона . 
Не забывали  купцы и о культурном досуге населения ,материально содействуя возникновению  театров по всей Российской империи,  даже в глубокой провинции . Достаточно лишь  вспомнить  всем известный МХАТ, который первое время своего существования активно финансировался Саввой Морозовым, или не менее известную   Московскую частную русскую оперу, большого поклонника искусства Саввы Мамонтова (его дача в Абрамцево стала художественным центром России  , где жили и работали многие известные русские художники и архитекторы),   где выступал Шаляпин, а декорациями и костюмами занимался Михаил Врубель,    а также открытый в 1908 г. на средства армянского купца Николая Тарасова театр-кабаре Летучая Мышь.  При этом во всех трех театрах вышеупомянутые меценаты принимали активное  творческое участие.
    Многие купцы были собирателями  картин, старинных икон ,редких антикварных вещей, передавая затем свои коллекции в собственность города . Так появилась известная Третьяковская галерея , Бахрушинский театральный музей и т.д.
Итак , к концу 19 века в Российской империи сложился  достаточно стабильный институт купеческой благотворительности. Однако, стоит предположить,  что столь щедрая благотворительная  деятельность купцов-филантропов была от части   продиктована чисто тщеславными соображениями ,например, увековечиванием себя в истории  путем крупного пожертвования или  открытия того или иного благотворительного учреждения , известно, что  многие богадельни, больницы ,приюты и т.д. носили имена их жертвователей. Наверное  также нельзя  не признать, что благотворительность для некоторых купцов было чем то вроде модой, от которой они старались не отстать или даже неким своеобразным   соревнованием  на то кто больше из них пожертвует  . И все же  с такой же вероятностью можно предположить , что многими  купцами руководило чувство сострадания и искренние желание оказать  помощь ближнему без всякой корысти. Во всяком случае хотелось в это верить . Хотелось бы также  надеяться , что данный пример светлого служения людям и общества в целом  не будет забыт и в будущим .


Рецензии
Чрезвычайно интересные сведения!

Олег Киселев   25.07.2014 03:49     Заявить о нарушении