Глава 11 об инстинкте

  При внимательном наблюдении за животными, можно заметить, как работает механизм инстинктивности. Например, если собаке, отдыхающей лежа на полу, начать чесать бока или спину, то её задняя лапа иногда начинает самопроизвольно двигаться. Это самая простая реакция на внешний раздражитель, и собаке совсем не обязательно двигать лапой. Тоже самое относится и ко многим вещам, которые эта собака делает, она может метить территорию, устраивать брачные игры, вынюхивать следы своих сородичей или пищи. Она делает всё, что делали её предки тысячу лет назад. Здесь не настолько важно, что она делает, а важно для чего. Что подталкивает собаку делать то, что она делает, что есть инстинкт, незримо руководящий её жизнью, и как он образовался в живом существе, каково родство инстинкта и разума и есть ли оно? Каждый щенок, родившийся на свет, ищет питающую грудь матери, это первое, что он умеет, он нигде этому не учился, так неужели это знание пришло к нему в утробе? Способность многих детенышей зверей, пока они беззащитны, прятаться в самых невероятных местах, дабы уберечь себя от хищника, эта способность наличествует у них при рождении. Как же она работает? Я, отождествляя себя с животным, представляю себе, некое ощущение, которое направляет вое внимание на укромный уголок, страх говорит мне,  что я под угрозой до тех пор, пока я не буду чувствовать стены с трех  сторон вокруг себя или трава будет не того цвета. Примерно тоже работает тогда, когда животное повзрослело, если оно хочет пить, оно полностью занято поиском воды, хотя, быть может, жажда и не настолько сильна, хочет есть - охотится, во время течки первое место занимает инстинкт сохранения вида, и многие животные ради этого даже убивают друг друга d жесточайших схватках. Это то, что я могу наблюдать, и это весьма примитивно даже если у некоторых особо одаренных особей и есть способности к дрессировке то это подмена их естественного инстинкта, хитрый обман их природы человеком, где вместо того, чтобы охотится, надо принять позу, сеть, лечь, покувыркаться, но в них не появляется разум. Что же тогда такое разум, каких качеств должен лишиться человек, и что из давно утерянного вновь обрести, для того чтобы вновь стать животным? Некоторым для этой метаморфозы совсем ненужно прикладывать усилий, другим индивидам придется претерпеть большие изменения. Возьмем для примера врача, он обладает знаниями о том как справляться с болезнями, он знает устройство человеческого тела, он имеет понятия о добре и зле, справедливости и не справедливости, он научен самодисциплине и владеет собой, не уподобляется слепым вожделениям, и даже ходит в церковь. Видно, что человек способен получать, накапливать и умножать знания, эта способность является очень важной, не инстинкты, а именно знания, как например, что у треугольника три стороны или что нагретые тела испускают инфракрасный свет. Змее невдомек, что она улавливает своими рецепторами инфракрасный свет, ей, скорее всего даже неизвестно о существовании у неё таковых. Если взглянуть на эволюцию человека, то окажется, что грань между инстинктом разумом очень размыта. Это похоже на процесс, когда вы догадались, как работает эта кофемолка, древние обезьяноподобные люди догадались, как работает плоский камень с острой кромкой. Именно из “догадался” и произошел разум, затем эта способность неустанно развивалась, догадываться становилось все проще, а то до чего догадывались, становилось сложнее, подключите к этому накопление и передачу опыта, и так вы придете от инстинкта к знанию. Но для того, что бы “догадаться” необходимо пытаться это как-то использовать, а в свою очередь для этого, необходимо быть физиологически пригодным для этого, потому как собака кроме своего тела ничем не пользуется, даже плоским камнем. Так постепенно люди пришли к тому, что они имеют сейчас. И в какой то момент этого пути они попробовали догадаться, откуда у них способность двигать своими членами, откуда у них эта самая догадливость, что рождает в них их желания, что было до того как они узрели этот мир, что движет светилами на небе, и вообще, почему всё так, а не иначе? И тут догадливость подвела человека, если в случае с камнем и кофемолкой мы имеем знание из опыта, то в вышеперечисленных вопросах опыт невозможен. Выходит, что это знание иного порядка более высоко, как мне думается, потому как для решения подобных задач, применялся весь арсенал знаний, а получался нулевой результат, мгла неизвестности не рассеивалась. А если я спрошу и себя и вас, зачем людям обладать знаниями? что вы мне ответите? Знания де нужны для улучшения жизни, чтобы лампочка светила, автомобиль ехал, чтобы всё было, и желательно нам при этом нечего не делать, а только развлекаться и получать удовольствия, или того хуже использовать полученные знания для наглого порабощения народов, навязывания тиранами своей воли, и других грязных делишек, чему найдется очень наглядный пример, имя которому ядерная энергия.
А если это сила, что заставляет вращаться колесо жизни, познав её природу, люди (так уж у нас заведено) тут же захотят взять её под контроль. Мне остается благодарить того, кто укрыл некоторые знания мраком неизвестности, и, как видно не напрасно. Если не брать в расчет негодяев и властолюбцев, то резонно будет спросить, зачем вообще люди делают то, что они делают? Весь технический прогресс, все открытия в сущности своей нужны для того, чтобы сделать жизнь людей в этом мире, как можно более простой и беззаботной, это вам скажут все ученые, с азартом фантазирующие на тему технологических утопий. Справедливо будет сказать, что если вы, своими изобретениями, хотите облегчить жизнь людей, значит эта самая жизнь не слишком то и радостна. Значит не стоит уподобляется слепому оптимизму, а смотреть на вещи глазами не затуманенными пустым самообманом. Стоит признать, что мир наш полон опасностей, страхов, обмана и борьбы, и если ты не видишь опасностей, то не сможешь их избежать. Оптимизм, в разумных, конечно, пределах это нечто иное, как дитя надежды, он помогает преодолевать трудности, но есть у него и его уродливый брат, самонадеянность, который исподтишка нашептывает человеку, что он настолько важен для этого мира, что перед ним откроются все двери, стоит ему только это захотеть. Тут то и подстережет нас инстинкт, котрому отведена роль невидимого поводыря человеческих страстей.
«Конечно, разум нам служить готов,
Но разум лишь является на зов,
Внимая настояниям и мольбам.
Инстинкт же безупречно служит сам»
Мы догадывемся о том как работает тот или иной закон природы для того, чтобы в будущем приспособить его для служения своим инстинктам. Инстинкту самосохранения служит тот врач, который ходит в церковь, в его профессии, в его призвании, быть на службе у этого инстинкта. Инстинкт продолжения рода порождает культуры, мужчины, стремящиеся добиться почета в обществе, благосостояния, как  способа стать более привлекательнвм для самки. Согласитесь, что мужчина за рулем дорогого спортивного купе будет иметь у девушек больший успех, чем мужчина за рулем старой коптящей машины. Это похоже на то, что морж с самыми длинными клыками имеет больше шансов спариться в брачный период, чем его сородич обделенный таким отличительным признаком. (Я могу ошибиться в описании брачных игр моржей, но смысл того, что человеческая жизнь в некоторых своих проявления анологична жизни животных передан, я надеюсь верно) А после того как так называемое таинство брака совершено, всю силу своего ума человек нправляет на то, чтобы его чадо было таким же представителем своего вида как и он сам. Я буду увещевать Вас не двигаться по протореной дороге, а думать своим умом, с самого детсва, с молочных зубов. Только разум, тот самый, что по словам Поупа «является на зов», может открыть нам те тайны, что покрыты непроницаемой пеленой. Это может произойти тогда, когда человечество будет настолько просвещенным, что не будет даже помышлять использовать полученные знания во вред не только себе, но и природе. К сожалению, с учетом того, чо происходит перед моими глазами, мне кажется, что такой период в истории человеческой цивилизции не  наступит никогда, однако пока есть люди, которые понимают это и разделяют философию Сократа, Пифагора, Поупа, Цицерона, Христа, и других добродетельных мужей, есть еще надежда, что вредоносные инстинкты порочащие божественный человеческий дух, и превращающие его в животный, исполненный страдания примитивный волеизъявительный механизм, будут если не искоренены, то взяты под полный контроль.


Рецензии