Меня интересует только чушь

К 100-летию со дня рождения Даниила Хармса издательство «Азбука-классика» выпустило «Малое собрание сочинений» одного из самых ярких ленинградских писателей абсурдистов, одного из лидеров ОБЭРИУтов. Даниил Хармс (Ювачев) прожил недолгую, но яркую жизнь, скончавшись 2 февраля 1942 года в тюремной больнице. Почти вся жизнь Хармса прошла в Петербурге-Ленинграде, который он, несомненно, любил. Но искать какие-то петербургские приметы в его стихах и прозе – занятие почти безнадежное. Его глаза были иначе устроены, его перо было наполнено другими чернилами.
Сам Хармс писал в дневнике: «Меня интересует только «чушь», только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении». Похоже, это и есть главная и единственная тема Хармса. В книге представлены все жанры литературного творчества писателя, а также его письма и фрагменты записных книжек. Среди других однотомников «Азбуки-классики» в твердом переплёте - лучшие образцы прозы Леонида Андреева, собранные в книге «Дневник Сатаны». Этот писатель прожил интересную жизнь, в которой зачастую играл своих литературных героев. Его помпезная жизнь порою одних его современников раздражала, других – очаровывала. Его любили Корней Чуковский и Илья Репин, он был в дружеской переписке с Максимом Горьким. Леонид Андреев – писатель до сих пор ещё до конца не прочитанный и не понятый. Но в его прозе как в зеркале отразилось всё смятение русского общества до поры до времени, тщательно скрываемое блеском культуры Серебряного века.
Американец Джон Апдайк и лауреат Нобелевской премии англичанин Уильям Голдинг были признаны классиками еще при жизни. Сегодня Апдайк пишет немного, но в 60-е годы он был настоящим властителем дум со своим романом воспитания «Кентавр». В «азбучное избранное» вошли первый роман писателя «Ярмарка в богадельне», а также принесшие ему мировую известность романы «Кролик, беги», «Кентавр» и «Ферма». В однотомнике Уильяма Голдинга собраны лучшие его философские романы «Повелитель мух», «Шпиль», «Пирамида» и повести «Чрезвычайный посол» и «Бог скорпион».
В другой динамично развивающейся «азбучной» серии «Эспрессо» едва успеваешь следить за новинками – так много их выходит.
Прежде всего, остановимся на новейшем романе одного из фаворитов «Азбуки» Эрленда Лу, культового норвежского писателя современности, автора «Наивно. Супер», «У» и других бестселлеров, знакомых российскому читателю. В романе «Допплер» герой уходит жить в лес. Он убивает тесаком лосиху, и в супермаркете выменивает ее мясо на обезжиренное молоко и воспитывает ее лосенка. Он борется с ядовитыми стрелами детской поп-культуры, вытесывает свой собственный тотемный столб и сопротивляется попыткам навещающей дочки обучить его эльфийскому языку…Одним словом, Эрленд Лу верен самому себе, продолжая полусказочную тему современника, начатую в «Наивно.Супер».
Новая звезда французской словесности Бенуа Дютёртр, одну из книг которого «Любовник №1» мы уже представляли в наших обзорах, вышел в серии «Эспрессо» с романом «Бунтарка» (2004) и повестью «Клиент всегда прав?». Новый роман Дютёртра блестяще подтверждает виртуозное умение писателя балансировать между современной притчей и публицистическим репортажем. При этом динамика повествования, наблюдательность и остроумие автора заставляют читателя неотрывно следить за развитием сюжета, неожиданными эскападами героев, кажется, сошедших с телеэкрана. И это неудивительно, ибо роман посвящен телевидению. В повести «Клиент всегда прав?» мобильный телефон, полученный преуспевающим журналистом на Рождество, неожиданно становится для него источником множества проблем. Журналист теряет покой и сон, ему кажется, что он угодил в тенета громадного заговора мощной корпорации, направленного против рядового потребителя.
Грэм Джойс автора «Зубной феи» и «Курения мака» создал эпическую сагу «Правда жизни» о семье, любви, войне и волшебстве. Марта — матриарх семьи из семи дочерей, передающей по кругу Фрэнка, родившегося в последний год войны у эмоционально нестабильной Кэсси, ассоциирующей себя с леди Годивой. Фрэнк общается с невидимым Человеком за стеклом и учится бальзамированию, осваивается в коммуне и пытается совладать с зачатками дара предвидения... Единственная книга прозы знаменитого испанского режиссера Педро Альмодовара, постановщика таких признанных шедевров современного кинематографа, как «Матадор», «Женщины на грани нервного срыва», «Все о моей матери» - повесть «Патти Дифуса» и «Другие тексты» - несомненно привлечёт внимание читателей, интересующихся литературой постмодернизма. Героиня книги Патти Дифуса называет себя сексуальным символом испанской богемы и выступает нашим гидом по самым злачным местам художественного Мадрида. В сборник включены также избранные статьи Альмодовара, его размышления об искусстве, написанные, как правило, в ироническом ключе.
В базовой серии «Азбука-классика» карманного формата – готический вестерн Ричарда Бротигана «Чудище Хоклайнов», который заставил меня вспомнить знаменитую чешскую киноленту «Лимонадный Джо», поскольку очередной «бротиган» великого представителя американского нон-конформизма – есть ничто иное, как пародия на любимый жанр янки. Создатель «Монахини» и «Племянника Рама» Дени Дидро заключил пари с любовницей и за дне недели сочинил «галантный», как в ту пору называли произведения эротического содержания, роман «Нескромные сокровища». Взгляды французского философа и энциклопедиста в этом любопытном образце «галантной словесности» полностью совпадают с теми, которые Дидро декларирует в знаменитой пьеса Эрика-Эмманюэля Шмитта «Распутник». Так что и великим моралистам были не чужды радости плотской жизни и любовных утех.


Рецензии