Сороковой вопрос. Что такое свобода?

Зима в Санкт-Петербурге в феврале просто полна чудесами! То задует, заметет метель, то засияет под солнцем искрящийся снежок, а то вдруг утром в снежной изморози, откуда ни возьмись, загорится радуга. Красота!
И вот сегодня выдался как раз такой денек. Яркий, морозный, радостный! У Сережи с утра настроение замечательное. И сегодня и завтра выходной! Планов множество: и гулять, и на лыжах кататься, и Мишин снегоход опробовать. А утром в школе собираются ребята на чай, чтобы еще раз вспомнить, как они встречали в Финляндии Новый Год и как потом замечательно провели каникулы.
Сережа радостный уходит на встречу. И тут вдруг провокация!
Сначала все весело вспоминали замечательные и смешные моменты поездки. А потом Миша (а он редактор школьной стенгазеты) и говорит:
– Ребята! Нам для газеты надо отзывы собрать и их потом опубликовать. Напишите, пожалуйста, мне на почту каждый по полстраничке: что вам понравилось.
И тут вдруг то у одного, то у другого, а потом практически у всех находятся очень уважительные причины, почему они этого сделать не могут. Тогда начал Сережа ребят уговаривать. И сам понимает, что манипулирует: добивается от них чувства вины, а ничего другого придумать не может. И ребятам, конечно, еще меньше хочется под давлением эти отзывы писать.
И тут ребята вот что придумали. Назначить ответственного, главного корреспондента, который возьмет диктофон, всех обойдет и эти отзывы соберет. А потом расшифрует записи и запишет текст.
И, конечно, раз Сережа больше всех старался и уговаривал, его и решили этим корреспондентом назначить.
А Сережа как представил, что ему надо будет не только у каждого отзыв взять, но потом еще сидеть, обрабатывать и набирать текст, так и отказался. В самое замечательное время, когда столько планов – а тут дни напролет сиди и работай! И никакой тебе свободы в любимое Сережино время года – зиму!
Пришел Сережа домой, в сердцах все это рассказал нам с мамой и спрашивает:
– Вот скажите: прав я или нет? Что не позволил собой манипулировать? Они ведь хотели, чтобы я себя виноватым чувствовал!
– Ну и как, получилось это у ребят? – сочувственно спрашивает мама. – Чувствуешь? Хоть и отказался?
– Вообще-то чувствую… И перед Мишей чувствую, и перед ребятами…
– А почему же ты отказался?
– А если бы согласился, я бы себя еще больше виноватым чувствовал! Уже перед самим собой. Что не гуляю в такую чудесную погоду, а у компьютера сижу.
– Посмотрим, что же получилось. У тебя было много возможностей провести два свободных дня: пойти гулять, покататься на лыжах, на снегоходе, поехать куда-нибудь, пойти, например, в кино или на концерт, – или расшифровывать диктофонные записи. Были такие возможности?
– Были. Они и сейчас есть.
– И ты сделал выбор?
– Нет, пока не сделал. Что захочу, то и буду в выходные делать! Я выбрал свободу!
– Разве? А по-моему, ты выбрал свободу выбора. То есть ничего не выбрал, не сделал выбор.
– А! То есть я, как крылатый муравей, оставил себе возможность искать новые возможности?
– Совершенно верно! А поэтому ты пока не получил свободу.
– Как же не получил, когда у меня осталась полная свобода выбора?!
– А это вещи разные, Сережа.
– Ну да, я, честно говоря, так и не понял тогда до конца: почему, когда я выбираю только одну цель или одну возможность, я вместо свободы выбора получаю свободу?
– Чтобы разобраться с этим окончательно, вспомни, как слово свобода переводится на английский?
– Ну, там несколько вариантов перевода. Freedom, Liberty, Options… Даже Play!
– Да, ты не зря в спецшколе учишься… Но ты догадываешься, что эти слова для носителей английского языка имеют несколько разные смыслы? Как и у нас, например: воля, независимость, право…
– Ну хорошо, вот чем, например, отличаются Freedom и Liberty?
– Вот эти-то слова как раз нам и нужны. Freedom, прежде всего, подразумевает сочетание Freedom of choice – свобода выбора. Раскованность, игра. Короче, этим словом для англичан как раз и характеризуются твои возможности в поле чистой потенциальности.
– Хорошо. Freedom – это моя свобода выбора.
– А вот Liberty – это освобождение, воля. Свобода. И получается, что это – понятия разные. Вот скажи, кто такие борцы за свободу? За что они борются, если перевести на английский?
– За освобождение! Значит, liberty fighters!
– Это перевод с русского. Но ни в одном словаре ты такого сочетания не найдешь. А найдешь freedom fighters.
– А почему?
– А потому, что там, где главное для человека – реализация возможностей, основное право, которое можно ущемить – свобода выбора, Freedom. А там, где для человека главное – его пространство и его время, но не возможности, основное право, в котором его можно ограничить – свобода. То есть Liberty.
– Погоди-ка, мама, я сейчас сам разберусь, правильно ли я понял. Когда я пользуюсь своей свободой выбора, для меня главное – неограниченность, отсутствие препятствий для моего воображения. Лечу на крыльях воображения, куда захочется! А значит… Значит, у меня нет никаких обязательств! Ни перед собой, ни перед другими!
– Вот как раз так большинство и понимает свободу. Как свободу от обязательств. Но на самом деле это не свобода, а…
– Свобода выбора! Freedom. Здорово! А когда я совершаю выбор, то я… принимаю на себя обязательство именно эту цель и достичь! И что же получается? Я тогда получаю свободу? А от чего свободу?!
– Да ты уже сам, Сережа, все понял! От чего свободу и для чего?
– Когда я делаю выбор своей цели, я как будто сажаю зернышко в землю… И… Перестаю беспокоиться! Оно само растет! Значит, мои желания переходят в мое намерение! Получается, что, окончательно выбрав свою цель, я получаю свободу от своих собственных желаний!
– Ай, какой ты молодец, Сережа! Ну конечно, свободу от желаний! В том числе от желаний других, более привлекательных целей. Пока это зернышко не вырастет, пока намерение не превратится в потребность, ты свободен от права его выкопать!
– Мама! Так это значит, что мало просто сделать выбор цели! Получается, что, только когда я беру обязательство свою цель непременно достичь, я как раз и получаю настоящую свободу?
– Именно так! Ты обретаешь настоящую свободу, когда совершаешь поступок: выбираешь цель и берешь обязательство ее достичь. Без обязательства нет свободы!
– Я помню! Свобода – это не процесс. Свобода – это поступок! А процесс – это как раз свобода выбора.
– Вот потому, что большинство людей не различают эти два понятия, они и живут в иллюзии, что свободны. А на самом деле дорожат не своей свободой, а своей свободой выбора. Поэтому и поступков не совершают.
– А я догадался! В мире нищеты нет свободы, но есть свобода выбора!
– Ну почему? Многие люди очень хорошо понимают, что обязательство дает настоящую свободу. Вот, например, будущие мамы. Знаешь, какое это серьезное обязательство – сделать выбор и решить родить ребенка?
– Значит, все будущие мамы, хоть на время, а переходят жить в мир изобилия!
– Да, Сережа, пожалуй, ты прав.
– Тогда получается вот что. Для того, чтобы мне получить свободу, мне надо, во-первых, с помощью своей свободы выбора выбрать свою цель…
– Это раз.
– Потом сделать цель намерением – четко ее осознать, больше не менять и перестать тревожится, что я ее достигну.
– Это два.
– И, главное, взять обязательство, что я эту цель достигну не позднее того срока, который я тоже выберу!
– Срока приблИженности?
– Ну да!
– Отлично! Но все-таки, это все можно сделать и в мире нищеты. А что же такое отличает свободу в мире нищеты от свободы в мире изобилия?
– А что отличает?
– Для этого посмотрим на три компонента свободы: выбор, намерение, обязательство. Что нужно для выбора?
– Свобода выбора! И еще удовольствие.
– Отлично. А для намерения?
– Для намерения нужно осознание, что все обязательно случится. И еще непривязанность.
– И последнее: обязательство. Что нужно для него?
– Для обязательства и его выполнения нужна ответственность! И еще: «изнутри наружу». Чтобы тумблер был в положении «хорошая погода».
– Помнишь, мы с тобой говорили про два разных перевода понятия «борец за свободу»?
– Как я мог забыть? На английском это – борец за свободу выбора, а на русском – за свободу. В смысле за права.
– Исторически сложилось так, что для мира, который принято называть «Запад» (Евросоюз, Америка, Канада) главная ценность была – человеческая личность и ее права. По формуле: «Общество служит личности». А для мира, который принято называть «Восток» (Индия, Китай, Корея, Япония…) наоборот, исторически основная ценность – общество. По формуле «Личность служит обществу». Об этом очень хорошо писал Борис Акунин.
– Значит, для Америки и Запада главное – выбор и его свобода, а для Азии – обязательство?
– Получается, что так.
– А для нас? Для России?
– А для нас исторически получалось так, что важны все три части: выбор*намерение*обязательство. Были периоды в истории (например, петровский или ельцинский), когда мы тяготели к Западу, были – когда к Востоку (например, ордынский или сталинский). Но всегда, словно маятник, Россия стремилась к середине, к гармонии всех трех составляющих свободы.
– Маятник же не может зависнуть в крайнем положении…
– Конечно. Вспомни монаду Инь и Ян. Можно представить, что кружочек в одной его половинке – это символ личности, а в другой – общества. Символ одной энергии – свобода выбора, символ другой – обязательство. Но они гармонично объединены большим кругом, и это…
– Намерение! Класс!
– Вот и получается, что свобода в мире изобилия есть тогда, когда есть гармония, и природа к этой гармонии стремится.
– Поэтому, наверное, мы – страна, где есть мир изобилия!
– Да он теперь везде есть! История-то изменилась…
– Кажется, я начинаю понимать! Свобода в мире нищеты может быть только пока я не достигну какой-то цели! Пока достигаю – свободен, а достиг – и снова свободу потерял, пока не поставлю новую.
– А в мире изобилия?
– А в мире изобилия свобода – это гармония всех трех моих поступков! Выбора, намерения и обязательства! И один без других свободу в мире изобилия не дает! Поступок получается совершенным не до конца!
– Молодец, Сережа!
– Мама! А мы с тобой еще попутно доказали, что Россия – это страна, где есть гармония Востока и Запада!
– Ну что же! Я с тобой полностью согласна! Только, может быть, не «есть», а «будет». И потом эта гармония так и будет распространяться – и на Запад, и на Восток. Как знать, может быть, именно ты и будешь этим заниматься?
– А что? Может быть! С кого-то же должно все начинаться! Почему бы и не с меня? Я готов взять на себя за это ответственность!
– Вот и замечательно! Твоя ответственность – это самая лучшая награда за твои дела! Ну а теперь запишем ответ в нашу ответную тетрадь?
– С удовольствием!
И мы записали:


Сороковой вопрос:

ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?

Ответ:

СВОБОДА – ЭТО МОЙ ПОСТУПОК ИЗ ТРЕХ ШАГОВ: ВЫБОР, НАМЕРЕНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВО!

А зачем для свободы нужна гармония этих шагов?

– ЧТОБЫ МОЯ СВОБОДА БЫЛА СВОБОДОЙ В МИРЕ ИЗОБИЛИЯ!

 
Новая игра Что такое свобода?
Свобода – это мой поступок из трех шагов: выбор, намерение, обязательство!

Такая простая вещь – свобода, и так непросто ее определить! Для мира изобилия особенно. Все ли Сережа понял? Проверим!

– Скажи, Сережа, а успешные люди свободнее неуспешных?
– Конечно, свободнее! – важно отвечает Сережа. – В мире изобилия вообще все успешные, потому что там гармония! Только пока еще в мире изобилия мало кто живет. А в мире нищеты успешных людей по статистике всего 4-5%!
– Это верно! А почему?
– Почему? Я не знаю!
– Вы правило Парето проходили?
– А! Это правило 20:80! А при чем здесь успех?
– По той же самой статистике в любом деле 20% людей дают 80 % результата. Или иначе: 20% действий дают 80% результата. Это хорошо видно на графике нормального распределения.
– Это кривая Гаусса?
– Точно! Видишь: если график  рассмотреть от 0 до 1, то основная площадь под ним (как раз примерно 80%) будет на отрезке от 0,4 до 0,6. Если всех людей равномерно расставить на оси от 0 до 1 и поставить в середину тех, кто успешнее, то график их успеха как раз и проиллюстрирует правило Парето.
– А если всех людей в мире изобилия так же расставить равномерно от 0 до 1, то будет график равномерного распределения: у всех успех будет одинаковым!
– Верно! Вот смотри: в мире нищеты те, кто стоят ближе к нулю, это «люди Запада». Когда речь идет о свободе, для них важнее свобода выбора, даже если они осознают свои намерения. И уж точно мало придают значения обязательствам.
– Значит, ближе к 1 стоят «люди Востока»: они больше всего думают об обязательствах, для них общество – главное.
– А кто же стоит в середине?
– Там – успешные люди! Для кого важны и выбор, и намерение, и обязательство!
– Причем, Сережа, важны именно в данный отрезок времени. Например, будущие мамы.
– Точно! Уж они-то свои цели обязательно достигнут!
– А вот последний вопрос у нас остался без ответа. Ты-то сам где стоишь? В сегодняшний момент времени?
– Вообще-то я где-то во втором графике, среди тех, кто живет в мире изобилия по его законам. Но сегодня... Сегодня я, пожалуй, опять вернулся в мир нищеты.
– И куда, если говорить о свободе, ты вернулся?
– Да вот куда-то сюда. Ближе к нулевой точке на первом графике…
– А почему?
– Да потому что я решил, что свобода выбора для меня важнее и обязательств перед Мишей и ребятами, и моего намерения – стенгазету о наших каникулах выпустить! Да, пора мне, пожалуй, за своей настоящей свободой в мир изобилия возвращаться…

А дальше все ясно. Берет Сережа диктофон и начинает звонить ребятам. Кому по скайпу, кому по телефону. И, как ни в чем не бывало, собирает короткие рассказы и впечатления. А ребята все тоже радуются: видно, что им Сережа тоже помогает свободу получить, хоть и частично. И часа не прошло, а практически все ребята свои интервью уже наговорили.
А потом мы садимся с ним вместе за компьютер и начинаем по очереди расшифровывать записи и переводить их в текст. Один печатает – другой останавливает диктофон, потом меняемся. И так, оказывается, интересно читать отзывы ребят – одно удовольствие!
А когда под вечер Сережино обязательство оказывается выполненным, он, свободный, бежит к Мише с файлом на флэшке. Еще успеют ребята на снегоходе покататься!
Ведь весь вечер у них свободный!
  ________________
1. Борис Акунин, «История государства Российского», http://mbookz.net/reader/1731.


Рецензии